Найти в Дзене

Театр был его домом, а голос - частью детства страны: три любви легенды Михаила Яншина

Всем знакомо чувство, когда впервые оказавшись в театре, чувствуешь - это именно то место, где рождаются вечные эмоции. Так почувствовал себя Миша - семилетний Михаил Яншин, впервые увлечённый игрой Ивана Москвина в «Царе Фёдоре Иоанновиче». Мягкость, духовная чистота - и сразу понимание: театр станет его дорогой. Эта статья - не просто биография. Это попытка заново пройти путь вместе с Яншиным: от простого зрителя до любимца публики, от студента‑военного до Народного артиста СССР. Я расскажу историю, которая разворачивается как театральное действие, где любовь, испытания и творчество играют свои яркие сцены. Юхнов, 20 октября 1902 года. Обычный дом банковского служащего и домохозяйки вдруг превратился в место, где Михаил впервые почувствовал магию. В зале он пережил захлёстывающий восторг от театра - и он понял: сцена ему ближе всего на свете. Семья Яншиных регулярно брала абонемент - и маленький Миша рос среди звуков декораций и шёпота зрителей. Это воспоминание стало душой всей его
Оглавление

Михаил Яншин - путь от мальчика‑зрителя до Народного артиста СССР

Всем знакомо чувство, когда впервые оказавшись в театре, чувствуешь - это именно то место, где рождаются вечные эмоции. Так почувствовал себя Миша - семилетний Михаил Яншин, впервые увлечённый игрой Ивана Москвина в «Царе Фёдоре Иоанновиче». Мягкость, духовная чистота - и сразу понимание: театр станет его дорогой.

Эта статья - не просто биография. Это попытка заново пройти путь вместе с Яншиным: от простого зрителя до любимца публики, от студента‑военного до Народного артиста СССР. Я расскажу историю, которая разворачивается как театральное действие, где любовь, испытания и творчество играют свои яркие сцены.

Сцена, которая выросла в сердце

Юхнов, 20 октября 1902 года. Обычный дом банковского служащего и домохозяйки вдруг превратился в место, где Михаил впервые почувствовал магию. В зале он пережил захлёстывающий восторг от театра - и он понял: сцена ему ближе всего на свете.

Семья Яншиных регулярно брала абонемент - и маленький Миша рос среди звуков декораций и шёпота зрителей. Это воспоминание стало душой всей его дальнейшей дороги.

Техническое училище, армия и зов сцены

Школьник‑рисовальщик из Ольховского реального, студент техникума, будущий студент Высшего технического… Да, рациональность звала его и туда, и туда. Но в 1919‑м - добровольно он выбирает Красную армию. Там, между строем и пушечным грохотом, он встречает Владимира Баталова. Тот разделяет свою уверенность: «И ты можешь быть актёром!» И конкурс на Вторую студию МХАТ - сто претендентов на место - не остановит решимость. Яншин поступает, и спустя два года становится частью легендарного МХАТа.

-2

Лариосик - роль судьбы

5 октября 1926 года. Пьеса Булгакова «Дни Турбиных» -и молодой Яншин выходит на сцену в образе Лариосика. Зрители влюбляются в этого «житомирского юнца», критики аплодируют. Представьте себе 998 спектаклей - и лишь восемь без него. Это не просто статистика - это праздник его характера, обаяния и таланта перевоплощения. Старик и юноша, мрачно‑весёлый герой и мечтатель – всё это о нём.

-3

«Мольер»: пять лет репетиций, семь спектаклей и правда, требующая смелости

Работа над «Мольером» могла бы стать величайшим опытом. Под руководством Станиславского и Данченко - пять лет репетиций! Но всего семь показов - и разгром в «Правде» по личному указанию Сталина. Трагедия творчества и политическая реальность пересеклись, как нелёгкое заколачивание двери, которая больше не открылась.

Режиссёр с огнём и цыганской душой

Мужчина, который понимал сцену, как зеркало человеческой души, стал режиссёром. Сначала - в Мюзик‑холле, театре Красной армии, Театре сатиры. Потом - Московский театр профсоюзов мебельной и музыкальной промышленности.

А с 1937‑го - «Ромэн». Цыганские артисты из таборов, искренние, порой неграмотные, но со свободным сердцем - он говорил: «Искренность на сцене - вот настоящее чудо».

В 1950‑х он руководил Театром имени Станиславского. То там, то здесь появляются «Грибоедов», «Чайка», «Бесприданница». А ещё - юный Евгений Леонов, застенчивый, но с необыкновенным светом. Именно Яншин увидел его будущую звезду.

-4

Экран и голос

В 1928 году Михаил Яншин впервые появился в кино — он сыграл телеграфиста в фильме «Каторга». Роль была небольшая, но именно с неё начался его путь на экране. Потом последовали фильмы по произведениям Чехова и военные картины, такие как «Первая конная» и «Боевой киносборник № 7». За вклад в искусство в годы войны он получил медаль «За доблестный труд».

Позже Яншин стал участвовать в сказках. В фильме «Морозко» он озвучил персонажа Старичка-боровичка. Его голос стал настоящим украшением новогоднего волшебства. А актёр Александр Хвыля, сыгравший Деда Мороза, после этого начал вести главную ёлку страны в Кремле.

Кроме фильмов, Яншин много работал над мультфильмами. Его голосом говорили Крот в «Дюймовочке», Царь в «Вовке в Тридевятом царстве» и Бык в «Козлёнке, который считал до десяти». А в мультфильме «Ночь перед Рождеством» он не только озвучивал героев, но и помогал писать сценарий.

Яншин снимался и в телеспектаклях. Среди них - «Школа злословия», «Мёртвые души», «Соло для часов с боем». Последний стал особенно успешным - за эту работу он получил Государственную премию. Его голос был узнаваемым и любимым - он стал частью детства для миллионов советских зрителей.

«Ночь перед Рождеством»
«Ночь перед Рождеством»

Любовь: драматичная, разрушительная, живительная

В личной драме - три акта. Первое: Вероника Полонская, молодая красавица и дочь звезды Полонского. Обвенчаны, с шафером Булгаков. Но любовь Полонской к Маяковскому, её рядом с ним в роковой день - и рождение не состоялось. Журнал и газеты - и развод в 1933‑м.

Вероника Полонская
Вероника Полонская

Второй брак - Ляля Чёрная, звезда «Ромэн». Искренность, но буря чувств, и брак распадается, когда ей безответно влюбиться в другого. Яншин остаётся другом, даже крестным отцом её ребёнка.

 Ляля Чёрная
Ляля Чёрная

Наконец - Нонна Мейер, моложе на 20 лет, покорившая сердце. Это поколение - спокойствие, забота, тёплый свет, которого ему не хватало прежде.

Нонна Мейер
Нонна Мейер

Последнее дыхание сцены

В 1975‑м - радио‑книга «Народный артист говорил…». Он открывает слушателям душу. Затем - «Три сестры», роль Чебутыкина, ставшая последней на сцене МХАТа.

Потом - больница. Он уже не выходит на подмостки, но пьесы и сценарии всё ещё лежат рядом. А потом -17 июля 1976‑го - сердце затихает. И похороны на Новодевичьем, площадь № 7 - и вечный покой великого артиста.

Секунды счастья, театральная магия, драматичные романсы и, главное, человек, который всю жизнь отдавал сцене - без остатка. Михаил Михайлович Яншин не просто остался актёром до конца, он стал легендой. А какая из сцен его жизни - плот особой человеческой силы - тронула вас больше всего?

Фотографии взяты из Яндекс. Картинок.