Найти в Дзене

06.24. Как мы определяем Успех

Оглавление

МОИ КОНТАКТЫ И РЕСУРСЫ

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ АНАЛИЗИРУЕМОГО МАТЕРИАЛА

  1. В материале выдвигается идея, что человек является уникальным существом, способным мысленно жить в будущем (концепция «Homo Prospectus»). Утверждается, что современный человек, особенно целеустремленный, проводит от 30% до 80% времени в размышлениях о будущем.
  2. Такая сфокусированность на будущем рассматривается как проблема. Она мешает человеку переживать настоящий момент, так как даже в процессе деятельности (например, фотографирование в отпуске) он ориентируется на будущее наслаждение от воспоминаний, а не на текущий опыт.
  3. В то же время, способность думать о будущем признается основой для планирования — от бытовых задач до жизненных стратегий. Центральным вопросом становится планирование жизни для достижения «успеха», который отождествляется со «счастьем».
  4. Материал противопоставляет два подхода к планированию. Первый, менее эффективный, заключается в попытке представить себя в воображаемом будущем («каково мне будет, если я выберу эту работу?»). Второй, более правильный, основывается на рефлексии о настоящем — выявлении текущих источников радости и удовольствия и сознательном включении их в свою жизнь, особенно тех, что не связаны с карьерой.
  5. Жизненный путь представляется в виде «развилки» с двумя путями. Первый — путь «мирских наград» (слава, деньги, внешние достижения), который может потребовать жертвы личным счастьем. Второй — «путь счастья», ориентированный на внутренние ценности (семья, дружба, вера, служение другим), который также может принести внешние награды, но как побочный продукт.
  6. Подчеркивается, что выбор «пути счастья» сопряжен со страхом, так как требует отказа от идентичности, построенной на внешних достижениях («смерть идентичности»). Однако утверждается, что этот выбор — не потеря части себя, а, наоборот, обретение и познание своей истинной сущности.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ (РАЦИОНАЛЬНОЕ ЗЕРНО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДИАЛЕКТИКИ)

  1. Концепция «Homo Prospectus» интуитивно нащупывает активную, преобразующую природу человеческого сознания. Сознание здесь не просто пассивно отражает действительность, но и активно «творит» ее, формируя цели и планы будущей деятельности, что соответствует диалектическому пониманию роли субъективного фактора.
  2. Материал верно фиксирует реальное противоречие между переживанием настоящего момента («живое созерцание») и мысленным планированием будущего («абстрактное мышление»). Показывается, как эти противоположности взаимосвязаны и как одна может отрицать другую (планирование будущих воспоминаний уничтожает настоящее переживание).
  3. Представление жизненного пути как «развилки» между мирскими наградами и внутренним счастьем является стихийным отражением единства и борьбы противоположностей. Автор улавливает, что эти два пути являются взаимоисключающими, но в то же время сторонами единого жизненного процесса индивида.
  4. Идея о том, что выбор счастья требует «смерти» старой идентичности, приближается к пониманию диалектического отрицания («снятия»). Старая форма личности, основанная на внешних атрибутах, отрицается, но при этом предполагается сохранение и возвышение ее содержания на новой, более зрелой основе — в «обретении себя».
  5. Противопоставление абстрактного воображения будущего конкретной рефлексии о настоящем моменте отражает диалектический путь познания от абстрактного к конкретному. Материал интуитивно подталкивает к тому, что истинное понимание себя достигается не в отвлеченных конструкциях, а в анализе конкретной, чувственной действительности — реальных источников радости.

ЗАМЕЧАНИЯ (КРИТИКА С МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ)

  1. Идеализм: Концепция полностью отрывает сознание от бытия. «Счастье», «успех» и жизненный выбор трактуются как сугубо внутренние, психологические состояния и акты воли, не зависящие от объективных материальных и социально-экономических условий. Проблема несчастья сводится к неправильной фокусировке мышления (на будущем), а не к противоречиям общественного бытия. Игнорируется первичность материи по отношению к сознанию.
  2. Метафизика: Два жизненных пути представлены как две застывшие, изолированные друг от друга дороги, между которыми индивид совершает однократный выбор. Такой подход игнорирует развитие и взаимопереход противоположностей. В реальной жизни стремление к «мирским наградам» (заработку) и стремление к «счастью» находятся в постоянном противоречивом единстве, а не являются отдельными путями. Человек рассматривается вне развития, как неизменная сущность, делающая выбор.
  3. Индивидуализм и игнорирование классового аспекта: Весь анализ строится вокруг абстрактного, изолированного индивида. Полностью отсутствует понимание того, что человек есть совокупность общественных отношений. Возможность «выбора» между карьерой и счастьем, а также само содержание этих понятий, кардинально различаются для рабочего и капиталиста. Материал предлагает буржуазно-индивидуалистическое решение проблем, имеющих на самом деле общественно-классовую природу, что нарушает принцип партийности в анализе социальных явлений.
  4. Психологизация: Происходит подмена объективных социальных противоречий субъективными психологическими проблемами. Давление капиталистической системы, заставляющее человека гнаться за внешним успехом и деньгами (что порождает отчуждение), трактуется как личная когнитивная ошибка — «неумение жить в настоящем». Соответственно, предлагается не изменение объективных условий, а изменение индивидуального сознания через рефлексию. Это типичный идеологический прием, переносящий ответственность с системы на индивида.

РЕКОМЕНДАЦИИ (ПУТИ «СНЯТИЯ» ДЛЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ)

  1. Необходимо перевести рациональные идеи материала в русло научной, материалистической психологии. Способность к планированию и противоречие между настоящим и будущим следует рассматривать не как абстрактные свойства «человеческой природы», а как функции сознания, исторически развивающиеся вместе с общественной практикой.
  2. Анализ психики и понятий «счастье», «успех», «жизненный выбор» должен проводиться в контексте конкретных историко-социальных условий. Следует изучать, как капиталистический способ производства порождает специфические формы сознания, в том числе и отчужденное сознание, разрывающееся между необходимостью работать ради выживания и стремлением к свободной, счастливой жизни.
  3. Противоречие между «мирскими наградами» и «внутренним счастьем» должно быть понято не как личная дилемма, а как явление, отражающее сущность отчуждения труда в классовом обществе. Работа, вместо того чтобы быть источником творческой самореализации, становится лишь средством для получения внешних благ, что и заставляет искать «подлинную жизнь» вне сферы труда.
  4. Диалектическая психология должна исследовать психологию не «человека вообще», а представителя определенного класса. Она должна выявлять, как классовое положение, определяемое отношением к средствам производства, формирует мировоззрение, ценности, цели и внутренние конфликты личности.

ПРИМЕНЕНИЕ И «СНЯТИЕ» В КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

  1. В условиях капитализма: Диалектический анализ вскрывает идеологическую функцию данного материала, который маскирует социальные проблемы под личные. Вместо этого, выявленное противоречие между работой ради денег и стремлением к счастью должно использоваться для повышения классового сознания. Рабочему необходимо показать, что его личное ощущение раздвоенности и несчастья — это не его вина, а прямое следствие его эксплуатации и отчуждения. Осознание этого является первым шагом от индивидуальной рефлексии к коллективной классовой борьбе за изменение самих условий, порождающих это противоречие.
  2. В коммунизме: Антагонистическое противоречие между трудом как необходимостью и жизнью как счастьем снимается. С уничтожением частной собственности и отчуждения, труд превращается из проклятия в первую жизненную потребность, в главную сферу творческой самореализации человека. «Путь мирских наград» и «путь счастья» сливаются воедино. Планирование будущего перестает быть индивидуальной борьбой за успех и становится частью общественной, научной организации жизни с целью всестороннего развития каждого члена общества.
  3. Конкретные примеры:
    Буржуазный подход: «Вы несчастны? Исключите работу из уравнения и подумайте, что делает вас счастливым в свободное время. Постарайтесь привнести это в свою жизнь». Этот совет укрепляет разделение жизни на подневольный труд и досуг для «восстановления».
    Диалектический подход: «Почему сфера, где вы создаете общественные блага — ваша работа — делает вас несчастным? Потому что результаты вашего труда и сам процесс вам не принадлежат. Источник проблемы — в системе частной собственности. Решение — в борьбе за обобществление средств производства, чтобы труд стал свободным и творческим».
  4. Под коммунизмом неантагонистические противоречия сохраняются (например, между личными увлечениями и общественными потребностями, между различными направлениями развития), но они разрешаются не через индивидуальный эскапизм, а через коллективное сознательное планирование и демократическое обсуждение, направленное на гармоничное развитие всего общества.

ВЫВОДЫ

  1. Анализируемый материал из области позитивной психологии фиксирует реальное противоречие сознания современного человека — конфликт между ориентацией на будущее (планирование, карьера) и желанием полноты переживания настоящего (счастье, внутренние ценности).
  2. Однако трактовка этого противоречия носит идеалистический, метафизический и сугубо индивидуалистический характер. Она отрывает сознание от материальных условий жизни, представляет противоречие как статичный личный выбор и полностью игнорирует классовую структуру общества.
  3. Вскрывая это противоречие, но предлагая для его решения лишь индивидуальную психологическую коррекцию, материал выполняет идеологическую задачу: он уводит от анализа социальных корней проблемы и, следовательно, от необходимости борьбы за изменение общества.
  4. Диалектико-материалистическое «снятие» данной концепции заключается в том, чтобы рассматривать этот внутренний конфликт как субъективное отражение объективного антагонистического противоречия капитализма — отчуждения труда. Такое понимание превращает личную проблему в общественно-политическую, а путь к ее решению лежит через классовую борьбу и построение коммунистического общества, в котором это противоречие будет разрешено.

Продолжение следует...

Как мы определяем Успех
Как мы определяем Успех