МОИ КОНТАКТЫ И РЕСУРСЫ
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ АНАЛИЗИРУЕМОГО МАТЕРИАЛА
- В материале выдвигается идея, что человек является уникальным существом, способным мысленно жить в будущем (концепция «Homo Prospectus»). Утверждается, что современный человек, особенно целеустремленный, проводит от 30% до 80% времени в размышлениях о будущем.
- Такая сфокусированность на будущем рассматривается как проблема. Она мешает человеку переживать настоящий момент, так как даже в процессе деятельности (например, фотографирование в отпуске) он ориентируется на будущее наслаждение от воспоминаний, а не на текущий опыт.
- В то же время, способность думать о будущем признается основой для планирования — от бытовых задач до жизненных стратегий. Центральным вопросом становится планирование жизни для достижения «успеха», который отождествляется со «счастьем».
- Материал противопоставляет два подхода к планированию. Первый, менее эффективный, заключается в попытке представить себя в воображаемом будущем («каково мне будет, если я выберу эту работу?»). Второй, более правильный, основывается на рефлексии о настоящем — выявлении текущих источников радости и удовольствия и сознательном включении их в свою жизнь, особенно тех, что не связаны с карьерой.
- Жизненный путь представляется в виде «развилки» с двумя путями. Первый — путь «мирских наград» (слава, деньги, внешние достижения), который может потребовать жертвы личным счастьем. Второй — «путь счастья», ориентированный на внутренние ценности (семья, дружба, вера, служение другим), который также может принести внешние награды, но как побочный продукт.
- Подчеркивается, что выбор «пути счастья» сопряжен со страхом, так как требует отказа от идентичности, построенной на внешних достижениях («смерть идентичности»). Однако утверждается, что этот выбор — не потеря части себя, а, наоборот, обретение и познание своей истинной сущности.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ (РАЦИОНАЛЬНОЕ ЗЕРНО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДИАЛЕКТИКИ)
- Концепция «Homo Prospectus» интуитивно нащупывает активную, преобразующую природу человеческого сознания. Сознание здесь не просто пассивно отражает действительность, но и активно «творит» ее, формируя цели и планы будущей деятельности, что соответствует диалектическому пониманию роли субъективного фактора.
- Материал верно фиксирует реальное противоречие между переживанием настоящего момента («живое созерцание») и мысленным планированием будущего («абстрактное мышление»). Показывается, как эти противоположности взаимосвязаны и как одна может отрицать другую (планирование будущих воспоминаний уничтожает настоящее переживание).
- Представление жизненного пути как «развилки» между мирскими наградами и внутренним счастьем является стихийным отражением единства и борьбы противоположностей. Автор улавливает, что эти два пути являются взаимоисключающими, но в то же время сторонами единого жизненного процесса индивида.
- Идея о том, что выбор счастья требует «смерти» старой идентичности, приближается к пониманию диалектического отрицания («снятия»). Старая форма личности, основанная на внешних атрибутах, отрицается, но при этом предполагается сохранение и возвышение ее содержания на новой, более зрелой основе — в «обретении себя».
- Противопоставление абстрактного воображения будущего конкретной рефлексии о настоящем моменте отражает диалектический путь познания от абстрактного к конкретному. Материал интуитивно подталкивает к тому, что истинное понимание себя достигается не в отвлеченных конструкциях, а в анализе конкретной, чувственной действительности — реальных источников радости.
ЗАМЕЧАНИЯ (КРИТИКА С МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ)
- Идеализм: Концепция полностью отрывает сознание от бытия. «Счастье», «успех» и жизненный выбор трактуются как сугубо внутренние, психологические состояния и акты воли, не зависящие от объективных материальных и социально-экономических условий. Проблема несчастья сводится к неправильной фокусировке мышления (на будущем), а не к противоречиям общественного бытия. Игнорируется первичность материи по отношению к сознанию.
- Метафизика: Два жизненных пути представлены как две застывшие, изолированные друг от друга дороги, между которыми индивид совершает однократный выбор. Такой подход игнорирует развитие и взаимопереход противоположностей. В реальной жизни стремление к «мирским наградам» (заработку) и стремление к «счастью» находятся в постоянном противоречивом единстве, а не являются отдельными путями. Человек рассматривается вне развития, как неизменная сущность, делающая выбор.
- Индивидуализм и игнорирование классового аспекта: Весь анализ строится вокруг абстрактного, изолированного индивида. Полностью отсутствует понимание того, что человек есть совокупность общественных отношений. Возможность «выбора» между карьерой и счастьем, а также само содержание этих понятий, кардинально различаются для рабочего и капиталиста. Материал предлагает буржуазно-индивидуалистическое решение проблем, имеющих на самом деле общественно-классовую природу, что нарушает принцип партийности в анализе социальных явлений.
- Психологизация: Происходит подмена объективных социальных противоречий субъективными психологическими проблемами. Давление капиталистической системы, заставляющее человека гнаться за внешним успехом и деньгами (что порождает отчуждение), трактуется как личная когнитивная ошибка — «неумение жить в настоящем». Соответственно, предлагается не изменение объективных условий, а изменение индивидуального сознания через рефлексию. Это типичный идеологический прием, переносящий ответственность с системы на индивида.
РЕКОМЕНДАЦИИ (ПУТИ «СНЯТИЯ» ДЛЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ)
- Необходимо перевести рациональные идеи материала в русло научной, материалистической психологии. Способность к планированию и противоречие между настоящим и будущим следует рассматривать не как абстрактные свойства «человеческой природы», а как функции сознания, исторически развивающиеся вместе с общественной практикой.
- Анализ психики и понятий «счастье», «успех», «жизненный выбор» должен проводиться в контексте конкретных историко-социальных условий. Следует изучать, как капиталистический способ производства порождает специфические формы сознания, в том числе и отчужденное сознание, разрывающееся между необходимостью работать ради выживания и стремлением к свободной, счастливой жизни.
- Противоречие между «мирскими наградами» и «внутренним счастьем» должно быть понято не как личная дилемма, а как явление, отражающее сущность отчуждения труда в классовом обществе. Работа, вместо того чтобы быть источником творческой самореализации, становится лишь средством для получения внешних благ, что и заставляет искать «подлинную жизнь» вне сферы труда.
- Диалектическая психология должна исследовать психологию не «человека вообще», а представителя определенного класса. Она должна выявлять, как классовое положение, определяемое отношением к средствам производства, формирует мировоззрение, ценности, цели и внутренние конфликты личности.
ПРИМЕНЕНИЕ И «СНЯТИЕ» В КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
- В условиях капитализма: Диалектический анализ вскрывает идеологическую функцию данного материала, который маскирует социальные проблемы под личные. Вместо этого, выявленное противоречие между работой ради денег и стремлением к счастью должно использоваться для повышения классового сознания. Рабочему необходимо показать, что его личное ощущение раздвоенности и несчастья — это не его вина, а прямое следствие его эксплуатации и отчуждения. Осознание этого является первым шагом от индивидуальной рефлексии к коллективной классовой борьбе за изменение самих условий, порождающих это противоречие.
- В коммунизме: Антагонистическое противоречие между трудом как необходимостью и жизнью как счастьем снимается. С уничтожением частной собственности и отчуждения, труд превращается из проклятия в первую жизненную потребность, в главную сферу творческой самореализации человека. «Путь мирских наград» и «путь счастья» сливаются воедино. Планирование будущего перестает быть индивидуальной борьбой за успех и становится частью общественной, научной организации жизни с целью всестороннего развития каждого члена общества.
- Конкретные примеры:
Буржуазный подход: «Вы несчастны? Исключите работу из уравнения и подумайте, что делает вас счастливым в свободное время. Постарайтесь привнести это в свою жизнь». Этот совет укрепляет разделение жизни на подневольный труд и досуг для «восстановления».
Диалектический подход: «Почему сфера, где вы создаете общественные блага — ваша работа — делает вас несчастным? Потому что результаты вашего труда и сам процесс вам не принадлежат. Источник проблемы — в системе частной собственности. Решение — в борьбе за обобществление средств производства, чтобы труд стал свободным и творческим». - Под коммунизмом неантагонистические противоречия сохраняются (например, между личными увлечениями и общественными потребностями, между различными направлениями развития), но они разрешаются не через индивидуальный эскапизм, а через коллективное сознательное планирование и демократическое обсуждение, направленное на гармоничное развитие всего общества.
ВЫВОДЫ
- Анализируемый материал из области позитивной психологии фиксирует реальное противоречие сознания современного человека — конфликт между ориентацией на будущее (планирование, карьера) и желанием полноты переживания настоящего (счастье, внутренние ценности).
- Однако трактовка этого противоречия носит идеалистический, метафизический и сугубо индивидуалистический характер. Она отрывает сознание от материальных условий жизни, представляет противоречие как статичный личный выбор и полностью игнорирует классовую структуру общества.
- Вскрывая это противоречие, но предлагая для его решения лишь индивидуальную психологическую коррекцию, материал выполняет идеологическую задачу: он уводит от анализа социальных корней проблемы и, следовательно, от необходимости борьбы за изменение общества.
- Диалектико-материалистическое «снятие» данной концепции заключается в том, чтобы рассматривать этот внутренний конфликт как субъективное отражение объективного антагонистического противоречия капитализма — отчуждения труда. Такое понимание превращает личную проблему в общественно-политическую, а путь к ее решению лежит через классовую борьбу и построение коммунистического общества, в котором это противоречие будет разрешено.
Продолжение следует...
Как мы определяем Успех