В удивительные времена живем: месяц назад в зарубежных онлайн-кинотеатрах состоялась премьера российского фильма. Более того, снял этот фильм режиссер, которого зачастую называют самым "народным" из всех современных русских постановщиков. Но вот парадокс: в России прокат данной картины запрещен и вряд ли его здесь когда-нибудь пустят на широкие экраны.
В последние годы в российской киноиндустрии происходят поразительные метаморфозы. Спокойно себя чувствуют только детские сказки и всяческие ремейки советской классики. Остальные же вынуждены ходить по тонкому льду: шаг влево, шаг вправо - Роскомнадзор. Иногда даже успешные картины снимают с проката в разгар веселья - якутская "Айта" не даст соврать. Кто-то не так посмотрел и что-то не то понял - бывает. Но чаще могущественная структура работает на опережение, как тот цыган из бородатого анекдота. И заранее не выдает прокатные удостоверения сомнительным фильмам.
Российский же зритель мудр и не так впечатлителен. Он явно готов видеть не только поющих собак с человеческими языками, но и простых пролетариев, которые пытаются решить приземленные бытовые проблемы. Иначе чем еще объяснить бешеную популярность режиссера Юрия Быкова? Веселья в его творениях не густо, а народу нравится. Драму "Дурак" вообще сделали предметом поклонения. Хотя, у Быкова есть и другие сильные работы: те же "Жить" или "Майор". Но "Дурак" людям оказался ближе и сердцу милее.
К счастью для своих фанатов, Быков работает, не покладая рук. После "Сторожа" он наваял новый сценарий и нашел деньги на его реализацию. За производство отвечали независимые студии из Франции, Швейцарии, Великобритании и Мексики, а с российской стороны картину продюсировала компания Hype Film. Основные съемки проходили еще в 2021 году, поэтому любой интернационал был возможен. В режиссерское кресло, естественно, присел сам Быков, а главную роль исполнил Артем Быстров. Тот, что играл дурака в "Дураке". Также в фильме отметились Олег Фомин, Клавдия Коршунова, Александр Бандурин, Кирилл Плетнев и другие актеры.
Провинциальный российский город, примерно наши дни. Владелец скромной автомастерской Иван Меньшов недавно переехал с женой Анной и тремя детьми в новую ипотечную квартиру. Вроде, ничего особенного, среднестатистическая семья. И так бы оно и было, но однажды Меньшовы становятся свидетелями ДТП на оживленном загородном шоссе.
Мужчина в дорогом внедорожнике перевернулся и не может вылезти. Машина вспыхнула, взрыв - вопрос времени. Окружающие в страхе наблюдают, но Иван не хочет оставаться безучастным. Рискуя жизнью, он с огромным трудом выламывает монтировкой заклинившую дверь и достает бедолагу из автомобиля за мгновение до взрыва. Меньшовы сразу покидают место ДТП.
И снова обычный семейный день, заботы новосёлов. Внезапно раздается звонок в дверь. На пороге стоит тот самый мужчина, которого Иван спас накануне - Дмитрий Родин. Он сухо благодарит Меньшова за помощь и наливает ему рюмку. Потом обещает скоро перезвонить и уходит. Все это звучит и выглядит очень странно. Но Иван даже не подозревает, насколько сильно изменится жизнь его семьи после случайного знакомства с Родиным.
Художественный фильм "Хозяин" - это Юрий Быков в квадрате. Или даже в кубе. Проще говоря, квинтэссенция творческого стиля знаменитого режиссера. Удивительно, что он взял на роль только одного своего "дежурного" актера. С Денисом Шведовым картина получилась бы еще более "быковской", но и с одним Быстровым тоже все в порядке. Его чуть постаревшее лицо как бы намекает, кем через 10 лет мог стать слесарь Дмитрий из "Дурака". Например, владельцем автомастерской. Почему бы и нет?
Название "Хозяин" - более чем говорящее. Как и фамилии главных героев. А у Меньшова - еще и имя. Юрий Быков не стесняется применять "лобовые" метафоры и неприкрытые сравнения, проводя при этом явные параллели с окружающей действительностью. Кому-то такое может и не понравиться, но разве у Быкова хоть раз было по-другому? Остросоциальный режиссер.
Забавно (и одновременно грустно) наблюдать за тем, как "решает проблемки" могущественный силовик с невнятной (для зрителей и Ивана) специализацией. Тут надо отдать должное Олегу Фомину: с ролью он справился блестяще. Его Родин впечатляет, но вызывает отвращение. И с каждой новой "встречей" негатив лишь усиливается. Сцена на охоте прекрасно раскрывает характер и типаж Родина, да еще и становится элегантной отсылкой Быкова к самому себе и своему дебютному фильму "Жить". И чем дальше в лес, тем толще наглее силовики. А бизнес Ивана Меньшова - крупнее и богаче. Вот только не получится и рыбку съесть, и далее по тексту. За все придется платить. В том числе и за движение вверх в современной России.
Так почему же "Хозяин" добирался до экранов целых четыре года, а до российских не добрался вовсе? И почему фильму не выдали прокатное удостоверение? Разве Юрий Быков показал в картине что-то принципиально новое и запретное и открыл людям некую "правдивую правду"? Да, в кадре есть недобрый силовик, экологические протесты и борьба с ОМОНом, страшные кавказцы, за которыми "кто-то стоит", коррупция и нечестное ведение бизнеса. Короче, российская рутина. Видимо, она-то и не пришлась по душе тем, кто пускает фильмы в кинотеатры. Очередной парадокс.
Что касается художественной ценности "Хозяина", то здесь Быкову можно предъявить ряд претензий сценарного плана. Ибо отдельные поступки персонажей и некоторые сюжетные ходы вызывают удивление, граничащее с недоверием. Зачем у Родина ребенок "с особенностями"? С чего вдруг мягкий Иван собрался бить своих детей, чтобы они не дрались в школе? Да и на работе Меньшов ведет себя непоследовательно, а порой и глупо. Симпатизировать главному герою не так-то просто, а остальным - еще сложнее. Персонажи схематичные, очень много недосказанности. И как вишенка, финальная "трансформация" Родина - откуда она? Предпосылок никаких не было.
Идея у Быкова интересная, но реализация далека не только от идеала, но и от самого Быкова в лучшей режиссерской и сценарной форме. Недокрутил. И тем удивительнее видеть в российской прессе очередные, уже набившие оскомину, сравнения нового фильма Юрия с творчеством Алексея Балабанова. Где журналисты умудрились увидеть сходство - непонятно. Стилистика ведь совершенно разная. А уж уровни режиссуры (в этом конкретном случае) и вовсе несопоставимы. Или любое изображение социальных проблем страны на экране - это сразу "балабановщина"? Смешно.
Самому же Быкову за "Хозяина" можно сказать только "спасибо". Такие фильмы в современной России, наверное, способен снимать только он. Был. Потому что вряд ли нечто подобное появится на родине Родина в ближайшие годы. А значит, "Хозяин" - это уникальный артефакт и слепок исторической эпохи. Хоть уже и устаревший на момент своей премьеры. Еще один парадокс.
Оценка КИНОВАРНИ: 7/10
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГРУППЫ КИНОВАРНИ В TELEGRAM, ВКОНТАКТЕ И ОДНОКЛАССНИКАХ, ТАМ БУДЕТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО!