Заседавший в Госдуме почти 20 лет Магомед Гаджиев ныне своими бывшими сопартийцами из «Единой России» проклят, забыт и признан позором, который теперь пытаются смыть силовики. Фигурант «уголовки», сбежавший из России, 20 августа вновь попал в заголовки СМИ. Генпрокуратура попросила признать экс-парламентария, а заодно и его родственников, экстремистами и озвучила стоимость активов «родственного подряда», который хотят вернуть государству – более 2 млрд рублей. Озвученные детали дела заставляют россиян задаваться риторическими вопросами вроде: «Вы ещё удивляетесь, что слово «депутат» становится ругательным?» или «Как его вообще из страны выпустили?».
В чём обвиняют экс-депутата Гаджиева
Напомним, «карьерный взлёт» Магомеда Гаджиева из народного избранника в предателя Родины начался в 2022 году, когда он покинул страну на фоне начавшейся специальной военной операции. В 2023-м его официально внесли в реестр иноагентов Минюста – за активное желание сотрудничать с зарубежными спецслужбами. В прошлом году он был объявлен в розыск по делу о заказном убийстве. СК обвиняет его в организации в 2011 году расстрела ректора махачкалинского Института теологии и международных отношений Максуда Садикова (к слову, публично осуждавшего радикалов-исламистов).
Из партии «Единая Россия» Гаджиева выкинули ещё в 2023-м за «дискредитирующие действия», а глава Дагестана Сергей Меликов «выписал» экс-депутата из земляков.
– Считаю закономерным решение – исключить, скажу больше – изгнать! из партии человека, которому не место в наших рядах – бывшего депутата Магомеда Гаджиева. «Для измены Родине нужна чрезвычайная низость души», – сказал Чернышевский. Действительно, это так – за европейский паспорт Гаджиев оказался готов поливать грязью всё, что нам близко и дорого: своих земляков, друзей, республику, страну и даже религию. Могу представить, в каких выражениях, должно быть, осуждают его омерзительный поступок настоящие дагестанцы – защитники Родины, доказывающие это сегодня на передовой. А ты, Магомед – не дагестанец, ты – трус и предатель! – написал Меликов в мае 2023-го.
Теперь же стали известны подробности сотрудничества Гаджиева с иностранными спецслужбами. Озвученная версия следствия выглядит так, что Меликов был крайне мягок, если всё подтвердится:
– Находясь за рубежом, Гаджиев выразил готовность сотрудничать с западными спецслужбами в обмен на предоставление ему иностранного гражданства, о чём сообщил на видеозаписи, размещённой в сети Интернет и доступной неопределённому кругу лиц. Ранее за раскрытие сведений закрытого характера получил от правительственных структур США не менее 45 млн долларов США, что было выявлено Департаментом государственной эффективности правительства США, – цитируют «Известия» источник, знакомый с материалами иска от Генпрокуратуры, который та подала в суд Махачкалы.
В документе надзорное ведомство потребовало обратить в доход РФ оставшиеся у Гаджиева в стране «спрятанные» активы. В кавычках, потому что не сказать, чтобы сильно «зарытые», зато много – более чем на 2 млрд рублей. Такова общая стоимость недвижимости (коммерческой, жилой и в частном секторе) в Дагестане, Москве и Московской области.
Какие активы нашли у семьи экс-депутата Гаджиева
Если посмотреть на декларации Гаджиева времён его депутатства – слёзы на глаза наворачиваются. В документах от 2020-го года он выглядит почти нищим, по меркам парламентариев, конечно. Годовой доход чуть больше 9 млн рублей и вообще никакой недвижимости в собственности: «бедному родственнику» квартиру и домик выделили в безвозмездное пользование на время полномочий депутата ГД.
Откуда же «материализовались» активы на миллиарды? Без иронии писать сложно: «оказывается», семья депутата «сказочно и необъяснимо» богатела.
– Для скрытого владения им (имуществом – ред.) ответчик привлёк своих родственников и свойственников: Гаджиева М.М. (сын), Гаджиева Т.М. (отец), Гаджилова М.Б. (зять), Гаджилову Р.Т. (сестра), Авдееву М.Г. (мать сожительницы), Авдеева И.В. (отец сожительницы), а также подконтрольные компании – ООО «Усадьба в Кадашах» и ООО «Квинтэссэнс», – цитируют иск Генпрокуратуры «РИА Новости».
В числе имущества, которое озвучивается в СМИ: помещения в БЦ у Третьяковской галереи, в ТЦ в Охотном ряду, в парочке столичных ЖК и «бонусом» – участки в Рождествено.
Размер прибыли, которая аккумулируется аффилированными с бывшим депутатом фирмами, можно оценить. Чисто для примера, по одной из компаний в списке: ООО «Сулакнеруд», занимающаяся добычей песчано-гравийной смеси в Дагестане, учреждена сестрой Гаджиева в 2005-м. Прибыль компания перестала приносить только в 2024-м, когда счета беглого депутата арестовали, а до того: 17 млн в 2023-м, почти 12 млн рублей в 2022-м.
Отправлялась по крайней мере часть из богатств без затей на убийство русских солдат. В документах Генпрокуратуры упоминается, что через любовницу, Нину Коломийцеву, бывший депутат ведёт «финансовую поддержку ВФУ, о чём лично рассказывает в интернете». Гаджиева вместе со всем подрядом на основании данной информации попросили внести в списки спонсоров экстремистской деятельности.
Народный избранник Гаджиев до того, как стать врагом народа
Экс-депутат от российского правосудия успешно прячется за рубежом. Как сообщается, у него есть турецкий паспорт, хоть он и бьётся за гражданство США. Вообще оценить размер активов Гаджиева и компании проблематично: там ведь и заветное «крипта» звучит. Польское издание GEO Polityka называло экс-депутата одним из владельцев биржи Fantom Foundation, выпускающей одноимённую цифровую валюту. Кроме того, можно предположить, что и за границей имущества достаточно: на что оно куплено, вопрос риторический.
Родился он в 1965-м в Махачкале, в 1996-м окончил Институт управления и бизнеса в Дагестане, в 98-м – юрфак. Потом был заместителем начальника Западно-Каспийского бассейнового управления по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовств, затем долгое время трудился в налоговых органах. А депутатом от «Единой России» впервые стал ещё в 2003-м году: «заседал» в итоге до 2021-го.
Его семья давно «замечена» в связях с крупным бизнесом и заодно госпредприятиями. Например, в материале Forbes, освещавшем «делёжку» порта Махачкалы в «десятые» годы, господин Гаджиев называется «другом Сулеймана Керимова» (9-е место в рейтинге богатейших россиян того же издания) – упоминают его в связи с тем, что в руководстве порта тогда оказался брат экс-депутата, Ахмед Гаджиев.
Тут нужно добавить, что имя экс-депутата, перебежавшего в стан «коллективного западного врага» является настолько «токсичным» сегодня: что поставь его в одно предложение с кем угодно – к упомянутому возникнут вопросы. История Гаджиева накладывается ещё и на общий информационный фон в РФ: слово «депутат» в позитивном контексте услышать можно редко и это всё больше превращается в проблему.
– Кейс Гаджиева абсолютно отвратительный. Предатель и преступник. Но подчёркивание в российских СМИ того, что он «экс-депутат Госдумы» является не самой лучшей рекламой российского парламента, и незаслуженно бросает тень на весь политический институт. Да, избирался несколько созывов подряд. Но тут больше вопросы к политическим фильтрам и механизмам выдвижения и согласования кандидатов в депутаты Госдумы. Поэтому фактор депутатства вторичный к его нечестной бизнес-деятельности, ради прикрытия которой он, видимо, занимался политикой, – выразили мнение политконсультант Павел Склянчук в своём тг-канале «Эксперт по Госдуме».
С идеей о том, что нельзя разжигать ненависть к социальной группе можно только согласиться (это ещё и УК РФ подкрепляется), однако реакции на историю Гаджиева уже не «намекают», а «кричат» о необходимости лучшего контроля за имиджем, а если проще – языком депутатов.
*признан иностранным агентом