Найти в Дзене

От кочегара до министра

Андрей МУСАЛОВ Министр рыбного хозяйства СССР Владимир Каменцев запомнился современникам как человек многое сделавший для отрасли в 1970 -1980 годы. Однако мало кто знает, что его трудовая биография началась в лихую годину Великой Отечественной войны, под Сталинградом. Судьба Владимира Михайловича служит наглядной демонстрацией того, что можно в жизни добиться самых значимых высот, несмотря на самые трудные испытания. Родившийся в 1928 году Владимир Каменцев не попадал в число тех, кого призывали на фронт. Но четырнадцатилетнего юношу это не останавливало. Он считал, что не может стоять в стороне, когда его на его Родину напал враг и потому решил устроиться на одно из судов Московского речного пароходства. Людей не хватало, поэтому мальчишку зачислили в экипаж небольшого парохода — кочегаром. Хотя Владимир и происходил из «интеллигентной» семьи врачей, он был готов к любой работе, даже самой тяжелой и грязной. Он без колебаний встал к пышущей жаром топке. Шел 1942-й и судно, на котором

Андрей МУСАЛОВ

Министр рыбного хозяйства СССР Владимир Каменцев запомнился современникам как человек многое сделавший для отрасли в 1970 -1980 годы. Однако мало кто знает, что его трудовая биография началась в лихую годину Великой Отечественной войны, под Сталинградом. Судьба Владимира Михайловича служит наглядной демонстрацией того, что можно в жизни добиться самых значимых высот, несмотря на самые трудные испытания.

Родившийся в 1928 году Владимир Каменцев не попадал в число тех, кого призывали на фронт. Но четырнадцатилетнего юношу это не останавливало. Он считал, что не может стоять в стороне, когда его на его Родину напал враг и потому решил устроиться на одно из судов Московского речного пароходства.

Людей не хватало, поэтому мальчишку зачислили в экипаж небольшого парохода — кочегаром. Хотя Владимир и происходил из «интеллигентной» семьи врачей, он был готов к любой работе, даже самой тяжелой и грязной. Он без колебаний встал к пышущей жаром топке.

Шел 1942-й и судно, на котором работал Каменцев, перебросили на Волгу, где разгоралась Сталинградская битва. Оборонявшийся от гитлеровских полчищ город был с трех сторон окружен войсками противника. С четвертой протекала величественная и широкая река Волга. Именно она стала главной артерией, по которой советские войска получали пополнение и снабжение.

-2

Небольшие пароходы, катера и баркасы, собранные у Сталинграда со всей европейской части страны, круглосуточно перевозили на пылающий западный берег солдат, орудия, боеприпасы, продовольствие, таскали баржи и цистерны с топливом для танков. Обратно возвращались с раненными и беженцами.

Будучи кочегаром, Владимир день и ночь не отходил от топки, кидая в нее лопатой уголь, поддерживая температуру пара в котлах, обеспечивая постоянную готовность судна дать ход. Лишь в редкие моменты ему удавалось выйти на палубу, чтобы схватить свежего воздуха.

Всего с 23 августа по октябрь 1942 года суда волжских переправ перевезли на левый берег свыше 250 тысяч человек. «Перевозки продолжались и глубокой осенью, — вспоминал командарм оборонявшейся в Сталинграде 62-й армии Василий Чуйков, — Несмотря на сильные ветры, мороз, подвижные льды, удары вражеской авиации, артиллерийский и минометный обстрел… В эти дни и ночи речники творили истинно героические дела. Я сам наблюдал ночью, как эти суда метр за метром, с разгона, пробивая путь среди льдов, шли от пристани Тумак к берегу, где оборонялась 62-я армия».

-3

Каждый такой переход через Волгу был смертельно опасен. Немцы и их союзники — итальянцы, румыны, хорваты, обрушивали на каждую замеченную цель шквал артиллерийского и стрелкового огня. За судами охотились и самолеты противника. Особенно опасным моментом было время погрузки, когда неподвижное плавсредство превращалось в легкую мишень.

Позднее специалисты подсчитали, что на каждый метр Волги в дни Сталинградской битвы падало по сто килограммов металла. Не раз случалось, что подбитое судно загоралось либо тонуло, но оставшиеся в строю продолжали свой путь через реку, кипящую от разрывов мин, бомб и снарядов.

Множество речников погибло в те дни на Волге. Владимиру повезло выжить. Позже он так отзывался о пережитом:

— Я благодарен судьбе, за то, что свой осознанный путь начал именно там, под Сталинградом. Через всю жизнь пронес убеждение: всегда важно иметь свою жизненную позицию и не изменять ее в угоду никакой конъюнктуре.

-4

После завершения Сталинградской битвы Каменцев вернулся в Московское речное пароходство, где работал токарем, мотористом. В 1950 году он окончил судостроительный факультет Московского технического института рыбной промышленности и хозяйства и продолжил трудовую деятельность в должности инженера Мурманского тралового флота. Работал инженером-теплотехником, начальником бюро, главным инженером объединения «Мурманрыба».

В 1954 году Владимир Михайлович ушел на руководящую работу: получил назначение на должность заместителя председателя Мурманского совнархоза. С 1957 по 1962 год работал в Мурманском СНХ — главным инженером управления рыбной промышленности, заместителем председателя.

С июня 1962 года Каменцев был переведен в Москву, на должность заместителя председателя Госкомитета по рыбному хозяйству Совета Министров СССР. С января 1963 по май 1964 года он был заместителем председателя Государственного комитета по рыбному хозяйству при СНХ СССР, в 1964-1965 годах — первым заместителем председателя Государственного производственного комитета по рыбному хозяйству Советского Союза, затем, с октября 1965 года — первым заместителем министра Рыбного хозяйства СССР.

-5

В период с февраля 1979-го по сентябрь 1986 года Владимир Михайлович находился на посту Министра рыбного хозяйства СССР. В этот период рыболовный флот СССР был крупнейшим в мире, по валовой вместимости кратно превышая рыболовные отрасли Японии и США.

C 1 сентября 1986-го по 7 июня 1989 года Каменцев трудился на должности заместителя председателя Совета Министров СССР и председателя Государственной внешнеэкономической комиссии СМ СССР.

С 1990 года Владимир Михайлович официально находился на заслуженном отдыхе. Однако на деле он продолжал свою кипучую деятельность. В 1993 году Каменцева избрали президентом ВАРПЭ (Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров). Одновременно с этим он был вице-президентом Российского союза промышленников и предпринимателей. В 2002 был избран в состав правления Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

-6

До последнего Владимир Михайлович боролся за интересы родной отрасли, пытаясь привести в порядок российское законодательство в области рыболовства, добиться того, чтобы рыбная продукция попадала к отечественному потребителю. В одном из интервью за 2001 год он так отзывался о ситуации, царившей тогда в стране:

— Разрушать промышленный потенциал России, мягко говоря, – преступное недомыслие. Экспорт — зеркало экономики. Мы занимаемся торговлей сырьем: сырой нефтью, а не продуктами из нее. Торгуем лесом, покупая затем втридорога за рубежом изготовленные из него бумагу и мебель. Продаем рыбу в воде и рыбу, выловленную в нашей зоне нашими рыбаками, на наших судах. Рыба идет за границу, там ее, создавая у себя новые рабочие места, перерабатывают и продают обратно россиянам за очень высокую цену. Купив за три копейки, продают за три рубля.

Во многом усилиями Каменцева и его единомышленников в дальнейшем удалось изменить эту ситуацию.

За время трудовой деятельности Владимир Михайлович был награжден орденами Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», многими медалями.

Из жизни Владимир Каменцев ушел 3 мая 2003 года.

Фото из сети интернет