Найти в Дзене

Адвокатская монополия 2025 - Кратко о перспективах законопроекта

Я - юрист, 20 с лишним лет без статуса адвоката. Не был и вряд ли когда-нибудь стану адвокатом. За очередной "адвокатской монополией" наблюдаю со стороны. Вот, на днях на Портале проектов нормативных правовых актов завершилось общественное обсуждение предложенного Минюстом в июле 2025 года законопроекта (ID 158248) ... Счёт: одиннадцать к одному - не в пользу законопроекта. По существу с этим плодом влажных минюстовских фантазий с текстом этого законопроекта я еще в середине июля познакомился. И тогда же направил им свои замечания по существу их проекта (один из "пальцев вниз" мой). В конце июля - начале августа я краем глаза следил за обсуждением перспектив принятия этого законопроекта. Обсуждали эту штуку преимущественно "свадебные генералы" адвокатских палат разных уровней и чиновники разных мастей, а я ... ни к тем, ни к другим... я в сторонке. По существу разбирать этот законопроект мне не хочется. Не примут его в таком виде. И даже не станут в таком виде вносить в Госдуму. Уверен
Оглавление

Я - юрист, 20 с лишним лет без статуса адвоката. Не был и вряд ли когда-нибудь стану адвокатом. За очередной "адвокатской монополией" наблюдаю со стороны.

Вот, на днях на Портале проектов нормативных правовых актов завершилось общественное обсуждение предложенного Минюстом в июле 2025 года законопроекта (ID 158248) ... Счёт: одиннадцать к одному - не в пользу законопроекта.

Скрин карточки законопроекта на Портале проектов НПА
Скрин карточки законопроекта на Портале проектов НПА

По существу с этим плодом влажных минюстовских фантазий с текстом этого законопроекта я еще в середине июля познакомился. И тогда же направил им свои замечания по существу их проекта (один из "пальцев вниз" мой).

В конце июля - начале августа я краем глаза следил за обсуждением перспектив принятия этого законопроекта. Обсуждали эту штуку преимущественно "свадебные генералы" адвокатских палат разных уровней и чиновники разных мастей, а я ... ни к тем, ни к другим... я в сторонке.

По существу разбирать этот законопроект мне не хочется. Не примут его в таком виде. И даже не станут в таком виде вносить в Госдуму. Уверен.

Но хотелось бы свои 5 копеек вставить, кратенько оговориться о самой идее такой реформы и реакции "адвокатского сообщества" на такую идею.

Во-первых, немного цифр:

Сегодня (новость от 18 апреля 2025) в России действующий статус адвоката имеют 75813 человек.

...Об этом на XII Всероссийском съезде адвокатов рассказала президент Федеральной палаты адвокатов Светлана Володина. И впервые действующих адвокатов стало меньше — на 58 человек. В 2024 году их было 75 871, а в 2023-м — 75 633 человека...

На этот (2025 год) в России около 2500 федеральных судов и 7745 мировых судей.

... от общего количества судей — 33000 человек, нехватка судей в России составляет почти 20% - 6491 вакансия на декабрь 2024 года....

Итого: 75000 адвокатов на 33000 судей - это же примерно по 2 адвоката на судью... в среднем.

Вынесем за скобки и временно забудем тот факт, что адвокаты по стране распространены неравномерно, и есть населенные пункты без единого адвоката.

Даже в среднем по 2 адвоката на 1 судью - это прям очень мало для "адвокатской монополии".

А ведь помимо судебного представительства есть ещё следователи (их вообще несчетное количество), которым для следственных действий тоже нужны адвокаты. Ну, адвокаты ведь не только по судам ходят, но и на предварительном расследовании как-то участвуют.

"Адвокатская монополия" говорите?!

С такими цифрами, это примерно то же самое, как если бы ларёк с шаурмой решил бы монополизировать весь рынок общепита в стране.

Во-вторых, где юристов наберете?

Конечно, можно предположить, что под предлогом "адвокатской монополии" в адвокатские палаты неизбежно выстроятся очереди из юристов за получением адвокатского статуса. Численность адвокатов быстро удвоится или утроится. Но ведь и этого катастрофически мало для "монополии".

И, тут такое дело, ... наивно полагать, что от введения "адвокатской монополии" все частнопрактикующие юристы ломануться в адвокатуру. Кто-то переметнётся, конечно, но есть ведь и масса других более привлекательных вариантов.

Юристы нынче везде нужны и везде в дефиците. Адвокатура даже с сильно упрощенным порядком присвоения статуса может проиграть конкуренцию за кадры другим более серьезным работодателям.

В-третьих, так-то уже давно должно было случиться "прогнозируемое увеличение числа адвокатов"...

Только не смейтесь, ведь серьёзный документ сейчас процитирую:

... С 1 января 2023 года представительство во всех судебных инстанциях вправе будут осуществлять только адвокаты, а также лица, указанные в разделе IV Концепции.
Одновременно предусматривается, что с 1 января 2023 года юридическую помощь в Российской Федерации на возмездной основе вправе будут оказывать только адвокаты и адвокатские образования...

Это, между прочим, Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи... (ссылка на сайте ФПА РФ) из 2017 года, которую Минюст придумал.

А заканчивается текст той концепции очень мудрыми словами:

В случае если в ходе мониторинга будет сделан вывод о том, что к 1 января 2023 года численность адвокатского сообщества не обеспечивает потребностей граждан и организаций в получении квалифицированной юридической помощи, либо имеются иные обстоятельства, препятствующие удовлетворению этих потребностей в полном объеме, возможна корректировка продолжительности третьего этапа реализации Концепции.

Вот, как в воду глядели эти нострадамусы минюстовские. Еще в 2017 году они уже предвидели и предусмотрели, что к 2023 году не получится. И к 2024 году не получится. И к 2025 году не получится...

Ну, не получится эта Концепция. И в Минюсте это понимают настолько, что даже страница их сайта с Концепцией "не существует или была удалена"

-2

Не было в России, нет сейчас и не появится в ближайшие годы столько адвокатов, чтобы могла работать "адвокатская монополия".

Оставьте эти влажные фантазии! Много раз уже проходили и в этот раз пройдёте мимо.

А теперь о предмете торга:

Видите ли, минюстовский законопроект и вся их концепция не только и не столько про "адвокатскую монополию". Он преимущественно о государственном контроле и надзоре за судебным представительством, адвокатами и частнопрактикующими юристами.

"Адвокатская монополия" там выступает в форме своеобразной морковки, которую вывешивают перед ослиной мордой. Уступка, инструмент торга, не более.

Не нравится Минюсту, что есть независимые адвокаты и совсем свободные юристы. Бесконтрольные!

В связи с этим, понаблюдав одним глазом за обсуждением законопроекта, я заметил, что адвокатские палаты и "адвокатское сообщество" очень неумело торгуются.

  • Адвокатские палаты будто бы уже готовятся набивать свои карманы взносами, которые должны хлынуть от новых адвокатов;
  • Адвокатские образования готовятся к укрупнению и увеличению доходов;
  • Эксперты, как обычно, безошибочно придерживаются всех позиций разом;
  • Почетные "свадебные генералы адвокатуры" дежурно поддерживают реформу, ведь им в сущности уже давно пофиг.

Минюст их явно переигрывает.

На данный момент сколько-нибудь окончательного варианта законопроекта реформы нет. Очевидно, что перед внесением в Госдуму предложенный к обсуждению текст законопроекта будет существенно изменен "с учетом поступивших предложений и замечаний".

При этом Минюст торопит "адвокатское сообщество". По планам Минюста законопроект должен быть принят к концу 2025 года, чтобы в середине 2026-го юристы уже начали транзит в адвокатуру.

О том, как молниеносно могут приниматься законы, мы уже знаем. И, кстати, знаем о том, как по ходу молниеносного принятия может меняться содержание принимаемых законов. В этой связи вполне возможной видится перспектива принятия закона "об адвокатской монополии" к концу 2025 года.

О перспективе:

Та часть законопроекта "об адвокатской монополии", которая касается ужесточения государственного контроля за деятельностью адвокатов, она вполне себе сформулирована. Эта часть законопроекта вполне готова к тому, чтобы её принять и воплотить в жизнь. И эту часть ведь почти не обсуждают.

А та его часть, которая должна обеспечить адвокатуре "монополию", вот эта часть пока сформулирована крайне смутно. Эту часть очевидно будут переписывать или вовсе могут выкинуть по ходу принятия законопроекта, отложив монопольное положение до лучших времен.

--//--

Я со стороны наблюдаю. Мне от этой "адвокатской монополии" ни тепло, ни холодно. Любопытно, конечно, но за статусом адвоката не пойду даже в случае принятия законопроекта в нынешнем виде.

Просто, забегая наперед, пофантазировать... Приняли закон. Случилась адвокатская монополия. Появилась в стране новая "противо-естественная монополия" - адвокатская.

Чего государству делать с такой монополией и монополистами? Позволить наживаться на гражданах, которым аж целая статья 48 Конституции РФ гарантирует доступность квалифицированной юридической помощи?

НЕТ, ни в коем случае. Монополистов под контроль, чтоб монопольно высоких цен не ставили и своим монопольным положением не злоупотребляли... Минюст, ФАС, тарифные комиссии..., фас!