Найти в Дзене

Приятственное место д. Кряжево или История экспоната без номера. Часть 3

Так вот из-за этого бывшего вольного бурлака, Исая Семеновича, нас, жителей этой деревни, часто при ссорах с людьми из других деревень дразнили «Бурлаками», а нас, мальчишек, «бурлачонками». В каменном доме, с огромными кирпичными постройками, хлевами, погребами, с зарешеченными окошками, проживал другой богатый мужик Федосимов Петр Емельянович. Владел он большим участком земли. При доме был яблоневый сад. От яблони к яблоне были протянуты шнуры. На них были привязаны железки. Они, если к ним прикоснуться, издавали звуки, а из сеней высовывалось дуло ружья. Большой малинник и несколько гряд клубники, а за баней – пасека. Во дворе на цепях по проволоке бегали большие злые собаки. Страшно было заходить к ним во двор. Хотя в доме был мальчик наших лет. За домом находился молотильный сарай с овином, и в колхозное время он верно послужил для крестьянских работ, принадлежа I бригаде. Впереди дома в огороде, ближе к реке, был выкопан пруд, где водилась рыба, а вода в пруд-садок поступала из р
Конечно такой надписи Вы не встретите...
Конечно такой надписи Вы не встретите...

Так вот из-за этого бывшего вольного бурлака, Исая Семеновича, нас, жителей этой деревни, часто при ссорах с людьми из других деревень дразнили «Бурлаками», а нас, мальчишек, «бурлачонками».

В каменном доме, с огромными кирпичными постройками, хлевами, погребами, с зарешеченными окошками, проживал другой богатый мужик Федосимов Петр Емельянович. Владел он большим участком земли. При доме был яблоневый сад. От яблони к яблоне были протянуты шнуры. На них были привязаны железки. Они, если к ним прикоснуться, издавали звуки, а из сеней высовывалось дуло ружья. Большой малинник и несколько гряд клубники, а за баней – пасека. Во дворе на цепях по проволоке бегали большие злые собаки. Страшно было заходить к ним во двор. Хотя в доме был мальчик наших лет. За домом находился молотильный сарай с овином, и в колхозное время он верно послужил для крестьянских работ, принадлежа I бригаде. Впереди дома в огороде, ближе к реке, был выкопан пруд, где водилась рыба, а вода в пруд-садок поступала из р. Пижаньи. Перед огородом Федосимовых река делала излучину, отходя от деревни к лесу. Будучи человеком сметливым, предприимчивым и довольно практичным Петр Емельянович решил провести канал, выкопав его по участкам своих соседей таким образом, чтобы вода из реки поступала в канал, проходя через его пруд-садок, и снова вливалась с реку. Каждый житель, по земле которого должен был пройти канал, вынужден был сам копать на своем участке, причем без всякой оплаты. Так позднее образовалась маленькая речка, поросшая зарослями ольхи. Пруд же у Федосимовых был обсажен ветлами, кустами крыжовника и черной смородины. На пруду были предусмотрены и отдушины – деревянные дуплистые порубки поднимались над поверхностью воды. А рядом была пасека, где стояли омшанники. В лесах были делянки, им принадлежавшие. А в поле, на полосах у оврага стоял кирпичный сарай по выработке и обжигу кирпича. Он же имел машинку жнейку и молотилку. Высокий, крепкого телосложения с рыжей бородой, был хитер, остроумен и предприимчив. Во время жатвы нанимал деревенских баб, которые за ложку меда с чаем в один день производили всю уборку хлеба.

Напротив дома, у тына на скамейке летом всегда сидел его отец, дед Емеля неразборчивый текст

Липа в д.Кряжево со скворечником (фото из семейного архива)
Липа в д.Кряжево со скворечником (фото из семейного архива)

Хозяин держал батраков. Они часто пользовались после работы разными атрибутами: то оденут шапку-шлем с красной звездой, то шинель с красными петлицами, то красноармейскую панаму, возьмут ружье и пойдут в лес или в поле стрелять зайцев. Сын П.Е., Александр недавно вернулся из армии. Служил он в Иркутске перед событиями на КВЖД. Присылал письма отцу, рекомендуя читать одну строку через зеркало. Выходило: «Скоро будет война!»

Я хорошо помню, как он пришел домой. Я со своим другом деревенским мальчишкой Мишкой, бегали по деревне. Была зима. И вдруг приехал Александр, солдат в длинной шинели в шлеме с красной звездой. Мы были сражены, увидев солдата. А потом прошло несколько дней. Опять мы, бегая по деревне, увидели как Александр, держа на поводу молодую неразборчивый текст лошадь, бегает с ней по огороду. У амбара стояла его дочка Алька. Мы подошли к ней и стали рядом. Алька, шагнув, упала и тихонько заплакала. Она поскользнулась на въезде. Мгновенно Александр подбежал к нам и, схватив меня за уши, стал их крутить. Я взвыл, заревел, чувствовал свою невиновность и с ревом поплелся домой, приговаривая: «Вот я сейчас скажу тятеньке!»

Петр Емельянович был также арендатором нашей мельницы. Он построил своему другому сыну великолепный пятистенный деревянный дом. Оба сына не занимались с/х работами, увлекаясь охотой и рыбной ловлей. Люди работали на них, а они ходили по лесу, постреливая разную дичь.

Третьим арендатором нашей водяной мельницы был Кряжев Дмитрий Кириллович…

P.S.: Уважаемые читатели, если вы располагаете интересными

материалами и историями, делитесь, пожалуйста, ими в комментариях. Наши

истории – это наша История!