Е.С.Тараканова, зав.отделом горной и горнозаводской техники, Горный музей, СПбГГИ(ТУ)
К.В. Туманова, ст.н.с., Горный музей, СПбГГИ(ТУ)
Павел Петрович Аносов родился в 1799 г. в Петербурге в семье коллежского ассесора. По ходатайству деда матери Л.Ф. Сабакина в 1810 г. П.П. Аносов был принят в Петербургский Горный Кадетский Корпус, который он окончил с отличием в 1817 г. в звании практиканта. В октябре 1819 г. П.П. Аносов был назначен на Златоустовскую оружейную фабрику смотрителем по отделению украшенного оружия, а 9 января 1829 г. - помощником директора оружейной фабрики. С 1831 по 1847 гг. П.П. Аносов являлся директором оружейной фабрики, и одновременно на него было возложено исполнение должности главного начальника заводов Златоустовского горного округа.
Дом Аносова в Златоусте. Ныне - музей.
В течение 10 лет с 1828 г. П.П. Аносов проводил многочисленные опыты с целью получения литой булатной стали. В 1836 г. его работа увенчалась успехом, ему удалось получить литой булат. В 1837 г. публикуется работа Аносова “О приготовлении литой стали”, а в 1841 г. печатается в “Горном журнале” и выходит в свет отдельным изданием классический научный труд “О булатах”, переведенный затем на иностранные языки. Аносов неоспоримыми данными исследования доказал, что качество стали связано с рисунком и что чем ярче и крупнее узор, т.е. чем больше макроструктурная неоднородность, тем выше качество клинка. П.П. Аносов оставил подробное описание процесса производства булатной стали и изделий из неё. Какие необходимы исходные материалы, как вести плавку, как нагревать металл к ковке и даже каким образом полировать и травить готовое оружие - всё это подробно описано в трудах Аносова.
Ещё с 1819 г. Горный департамент, в подчинении которого находились Златоустовская оружейная фабрика и Горный Кадетский Корпус, начинает передавать для хранения в музее Корпуса лучшие образцы “разного белого оружия, выделанного на Златоустовской фабрике”. Эта традиция сохранялась до 1884 г.
17 июня 1829 г. в музей из Горного департамента поступают две сабли и один клинок, “сделанные из платинистой стали гиттенфервальтером (горный чин VIII класса, соответствовавший военному званию майора) Аносовым, коей свойства не только приближаются к ост-индийскому вуцу и вообще к азиатским дамаскам, но и превосходят их по упругости”. Описание этого оружия упоминалось сравнительно часто, поэтому в данной работе оно не приводится. Это оружие из собрания музея было выведено ещё в XIX веке.
В 1832 г. к Министру Финансов от Исправляющего должность начальника горных заводов Уральского хребта доставлено 17 шт. украшенного оружия, лекарских и фельдшерских инструментов, приготовленных на Златоустовской фабрике. Его Величество оставил у себя для подарков 5 предметов. Прочее оружие в количестве 9 шт. (Сабли, шпага, палаш, кинжал) поместили в музей Корпуса. Из них только одна сабля имела дамасковый клинок: “Сабля дамасковая, клинок с широким желобком, травленый, без украшений, эфес стальной с одной дужкой высокой политуры, ножны малинового бархата, ручка черного дерева”.
В 1834 г. со Златоустовской фабрики доставлено 11 шт. образцового украшенного оружия. Список подписан директором П. Аносовым (шашка, сабли на азиатский манер). Отметим, что 4 сабельных клинка из стали и железа Златоустовской фабрики с прибавлением турецкого чугуна сделаны по способу мастера Элиарова.
31 августа 1836 г. в Музей поступили клинки сабель, кинжалов и ножи (всего 11 шт.) – “образцы разных опытов, произведенных полковником Аносовым по приготовлению литой стали”. В сопроводительном “Реестре о ножах и клинках” перечислены 7 ножей, 2 сабельных и 2 кинжальных клинка. Сохранился список этого оружия, в котором указана рецептура стали каждого образца. В музее сейчас из этого поступления находится 2 сабельных клинка и клинок кинжала. Четыре ножа были проданы в 1880 г. Судьба трех ножей и второго кинжального клинка неизвестна.
7 октября 1836 г. Департаментом Горных и Соляных Дел переданы со Златоустовской фабрики 10 шт. украшенных кавалерийских сабель, в т.ч. 5 шт. с булатными клинками на манер трох-швердных с золочеными эфесами.
С Санкт-Петербургской Мануфактурной выставки 1839 года в музей поступило оружие со Златоустовской фабрики в количестве 61 шт., из них 36 шт. с булатными клинками (сабли, шашки, палаши, шпаги, ятаганы, кинжал, нож). Из этого поступления особо остановимся на описании одного ятагана: “Ятаган с ручкой из черного дерева с бархатною ножною и оправою сребровидно травленою, клинок булатный”. Почти все клинки были проданы или поднесены разным лицам, например, Государю Императору, Его Королевскому Высочеству принцу Александру Нидерландскому, Великому Герцогу Саксен-Веймарскому, князю Волконскому, барону Эльснеру.
Деятельность Аносова в области металлургии сталей и сплавов широко освещалась в его собственных статьях в “Горном журнале”. Известно и о переписке Аносова с зарубежными специалистами. Так знаменитый английский ученый и предприниматель Вилкинсон по его просьбе прислал в Музей коллекцию индийских сталей. Она была изъята из собрания еще в середине XIX века, но один образец, каким-то чудом сохранившийся, был найден недавно в запасниках Музея. История коллекции индийских сталей описана в статье Вилкинсона, которую перепечатал Горный журнал.
В 1841 году, специально для Горного музея, была создана большая “Коллекция Златоустовских булатов” “металлургического, по приготовлению булатов, собрания материалов и шлаков, самих булатов и изделий из оного”, состоящая из нескольких разделов: “А. Материалы и шлаки, Б. Булаты. В. Булатные изделия. Г. Изделия из литого булата”. Всего было прислано 55 образцов.
В состав коллекции входили и доныне сохранившиеся образцы, связанные непосредственно с опытами Аносова: “образчик булата с частью нерасплавленного навивного железа” и “образец булата, полученного в большом виде”; нож с рукоятью из зеленоватой яшмы “ № 6 Коленчатый со слабым золотистым отливом и темным грунтом, цена 6 руб.”. Оружие было пронумеровано и сопровождено описанием качества булата, который использовался для их приготовления. Остальные экземпляры оружия выписаны разным лицам, в т.ч. Его Королевскому Высочеству и Эрц-Герцогу Австрийскому Карлу Фердинанду.
Большой слиток булата
Слиток с недорасплавом
Надо отметить, что научная деятельность Аносова неоднозначно оценивалась представителями академической науки. Так главный его научный труд “О булатах”, хоть и не удостоился Демидовской премии, но был замечен академиками А. Купфером и М. Якоби, и получил в Известиях Академии почетный отзыв. Академики отметили, что “изобретение Аносова принадлежит к числу выдающихся явлений в современной промышленности, но с другой стороны в сочинении способ изготовления стали изложен недостаточно ясно для того, чтобы рассматривать его, как всеобщее достояние, а лишь в этом случае может быть присуждена Демидовская премия”. Академиков также смутило, что представленные Аносовым образцы булатов очень различаются по своему качеству. Были высказаны два предположения: либо Аносов сознательно скрывает секрет своего изобретения, либо образцы получены случайно и отработанной технологии просто не существует. Много специальных вопросов появилось к Аносову и у профессора химии Харьковского университета П.П. Эйнбродта.
Узор ятагана Аносова TIX 184 3
Фрагмент узора этого клинка
Фрагмент узора ятагана IX АЯ5 1 Аносова
Узор клинка ножа Аносова. Как сказано выше –«коленчатый, с золотистым отливом»
Дальнейший ход событий показал, что академики в чем-то были правы. После журнальных публикаций аносовские рецептуры литой стали и булата так и не стали всеобщим достоянием. В обзоре экспозиции Московской выставки 1843 года, напечатанном в журнале “Мануфактурные и горнозаводские известия” указывалось, что: «литая сталь Златоустовских заводов для фабрикантов должна представлять менее интереса, будучи приготовляема преимущественно для изделий Златоустовской оружейной фабрики, и менее для вольной продажи».
В то же время автор статьи не скрывал своего восторга перед русскими булатами: “Изделия отличаются необыкновенно красивым наружным видом своим, добротою и особенно дешевыми ценами…Россия теперь представляет единственный в целом мире источник нового булата лучших качеств…”.
После отъезда Аносова в 1847 году из Златоуста, производство булатов здесь резко сократилось. Булаты продолжал плавить по специальным заказам лишь ученик и помощник Аносова Н. И. Швецов. Позже он передал секрет булата своему старшему сыну П.Н. Швецову. О том, что аносовский булат еще производился в Златоусте в конце XIX века, в частности свидетельствуют два образца литого булата, переданные в 1892 году в Горный музей директором Златоустовской фабрики. В 1906 Н.П. Швецов, перед уходом в отставку, продал дирекции рецептуру булата, но без его участия приготовить булат так и не смогли.
В 1844 г. с Московской Мануфактурной выставки 1843 года в музей было доставлено оружие Златоустовской фабрики: сабли, шашка, пехотные полусабли с золочеными эфесами и булатными вытравленными клинками в количестве 10 шт. Всё оно выписано в расход, в т.ч. Их Императорским Высочествам Константину и Михаилу Николаевичам, барону Фридриксену и др.
В 1849 г. со Златоуста была привезена еще партия оружия, в том числе булатного, в количестве 27 шт. : “5 полусабель офицерских пехотных с травлеными клинками из литого булата, одна сабля турецкая ..... из сварочного булата (преподнесена Его Императорскому Высочеству Эрц-Герцогу Мекленбург- Шверинскому); из литого булата: полусабля, ятаганы, шашки (преподнесены Его Императорскому Высочеству Ерц- Герцогу Австрийскому Леопольду и Его Королевскому Высочеству принцу Саксонскому); из сварочного булата: сабля, шашки, ножи, кинжал”. К сожалению, ни один предмет в собрании не сохранился.
С 1850-1854 гг. со Златоустовской фабрики было доставлено в Горный музей 25 шт. оружия с булатными клинками (палашными, сабельными, полусабельными). Почти все они были проданы частым лицам, а также преподнесены Государю Императору, Наследнику. После смерти П.П. Аносова до 1884 г. булатное оружие присылалось с самой Златоустовской оружейной фабрики, отечественных и зарубежных промышленных выставок.
Кроме златоустовского, в музее хранится собрание оружия, изготовленного в Тифлисе в 1830-1832 г.г. мастерами Златоустовской фабрики.
5 июля 1830 г. Министр Финансов Е.Ф. Канкрин получил от генерал – фельдмаршала графа И.Ф. Паскевича-Эриванского письмо по вопросу приготовления булатного железа и стали. Вместе с письмом ему было доставлено оружие, изготовленное тифлисским мастером Геурком Елиазаровым –“сабля настоящего булата, клинок для шпаги из стали видом булата, шашка стальная по середине в струях и кинжал другого сорта и вида булата”. 11 октября 1830 г. это оружие было передано Горным департаментом в музей и хранится в нем до сих пор. Все оружие подписное.
Узор клинка Геурка Элиазарова
В феврале 1831 г. со Златоустовской фабрики в Тифлис были отправлены мастера Василий Иванович Южаков и Карл Вольферц. В мастерской Геурка и его сына Кахрамана Елиазаровых они обучались изготовлению булата “по способу Элиарова” и ковали из него клинки. Первая партия сделанного ими в Тифлисе оружия была доставлена в музей 11 марта 1832 г. главноуправляющим в Грузии генералом от инфантерии бароном Розеном.
Из 12 клинков сейчас в музее находится 8. Из их 3 клинка сделаны В.И. Южаковым, 2- Карлом Вольферцом, 2- Кахраманом Элиазаровым, 1- Геурком. На двух клинках Южакова и Карамана Елиазарова сохранились большие этикетки из лайковой кожи. На них написано, кем сделан клинок, из каких компонентов сварена сталь для данного клинка. Например, “Сабля работы мастера Василия Южакова. В ней турецкой стали 7 фунтов, железа из старых грузинских подков 18 фунтов и турецкого чугуна 3 фунта”. Клинок небольшой кривизны, с одним узким долом вдоль обуха.
31 мая 1832 г. в Горный департамент были доставлены из Тифлиса генерал-лейтенантом Панкратьевым еще 4 сабли, изготовленные Южаковым и Вольферцом. Они также находятся в музее. Две из этих сабель “по гусарской форме, оправлены мастерами Шафами”.
Всего в Горный музей из Тифлиса в 1830-1832 г.г. поступило 26 штук оружия, сохранилось 16 булатных клинков.
В настоящее время в собрании Горного музея находится 54 единицы холодного булатного оружия, поступившие за период 1828-1884 г.г.
Коллекция изделий Златоустовских заводов из собрания Горного музея, большая часть из которых связана с именем замечательного русского металлурга П.П. Аносова, по праву является гордостью музея и украшением залов отдела истории горной и горнозаводской техники.