Найти в Дзене
Про бальные танцы

Биомеханика бальных танцев

Биомеханика бальных танцев изучает закономерности двигательных действий, анализирует анатомию движений и использует принципы биомеханики в методике обучения танцевальной технике с целью улучшить технику танца, снизить риск травм и достичь наилучшего спортивного результата. Биомеханика бального танца сочетает анатомию, физиологию, физику и танцевальное искусство. На данном историческом отрезке развитие бальных танцев как танцевального спорта ставит перед современниками задачу накопления научных данных для углублённого анализа танцевальных движений. Эта статья подсвечивает существующие методы анализа и систематизации двигательных действий танцоров-спортсменов. При написании была проработана медицинская, спортивная и методическая литература. Стояла задача сделать приемлемую для необременительного чтения выжимку. Для тех читателей, которые захотят изучить вопрос биомеханики танца глубже, в конце приведён список использованных источников. Биомеханика — наука о механических явлениях в живых
Оглавление

Биомеханика бальных танцев изучает закономерности двигательных действий, анализирует анатомию движений и использует принципы биомеханики в методике обучения танцевальной технике с целью улучшить технику танца, снизить риск травм и достичь наилучшего спортивного результата.

Биомеханика бального танца сочетает анатомию, физиологию, физику и танцевальное искусство.

На данном историческом отрезке развитие бальных танцев как танцевального спорта ставит перед современниками задачу накопления научных данных для углублённого анализа танцевальных движений.

Эта статья подсвечивает существующие методы анализа и систематизации двигательных действий танцоров-спортсменов. При написании была проработана медицинская, спортивная и методическая литература. Стояла задача сделать приемлемую для необременительного чтения выжимку. Для тех читателей, которые захотят изучить вопрос биомеханики танца глубже, в конце приведён список использованных источников.

Принципы биомеханики

-2

Биомеханика — наука о механических явлениях в живых организмах — позволяет рассмотреть как работают рычаги нашего тела и применить это знание к бальным танцам.

Биомеханика предлагает следующие виды анализа:

  1. структурный (определение количества степеней свободы кинематических цепей тела и их характер);
  2. кинематический (траектория и темп движений);
  3. динамический (выявляет взаимодействие внутренних и внешних сил);
  4. кинетический (выявляет величину нагрузки на мышцы и суставы);
  5. системный (определяет отдельные механизмы движения и выявляет их взаимосвязи).

Структурный анализ

Данный вид анализа под количеством степеней свободы кинематических цепей тела понимает число независимых возможных перемещений этой системы.

Кинематические цепи
Кинематические цепи

ОКЦ — это когда последнее (концевое) звено свободно, оно соединено только с одним соседним звеном. В каждом суставе открытой цепи возможны движения, независимые от других суставов. Например, если руки свободны, можно сгибать и разгибать их только в плечевых или только в локтевых суставах или во всех суставах одновременно.

В ЗКЦ нет свободного последнего звена. Например, грудная клетка, в которой рёбра соединяются с позвонками и грудиной.

Открытая кинематическая цепь превращается в замкнутую, если последнее звено контактирует с опорой.

Основу кинематических цепей образуют кости, соединённые подвижно. Приложенные к костям силы (мышечные тяги и др.) действуют на звенья цепи, как на рычаги, что позволяет передавать действие силы по цепям и изменять эффект приложения сил.

Костные рычаги — звенья тела, подвижно соединённые в суставах под действием приложенных сил, — могут либо сохранять своё поло­жение, либо изменять его. Они служат для передачи движения и работы на расстояние.

Когда группы сил приложены по обе стороны от оси (точки опоры) рычага, его называют двуплечим или рычагом первого рода, а когда по одну сторону — одноплечим, или рычагом второго рода. Для разных мышц, прикреплённых в разных местах костного звена, рычаг может быть разного рода. Так, отно­сительно своих сгибателей, предплечье (при работе против веса груза) представляет собой одноплечий рычаг; относительно же мышц-разгибателей (при удержании груза над головой) — двуплечий рычаг.

Выделяют четыре вида механического воздействия на кость: растяжение, сжатие, изгиб и кручение.

Установлено, что прочность кости на растяжение почти равна прочности чугуна. При сжатии прочность костей ещё выше. Самая массивная кость – большеберцовая (основная кость бедра) выдерживает силу сжатия в 16-18 кН.

Менее прочны кости на изгиб и кручение. Однако регулярные тренировки приводят к гипертрофии костей. Так, у штангистов утолщаются кости ног и позвоночника, у теннисистов – кости предплечья и т.п.

Механические свойства суставов зависят от их строения. Суставная поверхность смачивается синовиальной жидкостью, которую хранит суставная сумка. Синовиальная жидкость обеспечивает уменьшение трения в суставе примерно в 20 раз. При этом при снижении нагрузки на сустав жидкость поглощается губчатыми образованиями сустава, а при увеличении нагрузки она выжимается для смачивания поверхности сустава и уменьшения коэффициента трения.

Прочность суставов, как и прочность костей, небеспредельна. Так, давление в суставном хряще не должно превышать 350 Н/см2. При более высоком давлении прекращается смазка суставного хряща и увеличивается опасность его механического стирания.

Кинематический анализ

Кинематика отвечает на вопрос: «Как описать движение тела?». В связке с кинематикой идёт лабанотация — система анализа и записи движений человека.

Рудольф фон Лабан (1879–1958)
Рудольф фон Лабан (1879–1958)

Для описания движений используются пространственные и временные характеристики, также используют диаграммы времени и пути, они помогают построить зависимость расстояния и времени друг от друга и получить дополнительную информацию о движении.

— Момент времени —

Это временная мера положения точки, тела, системы тел. Выделяют не только момент начала и окончания движения, но и моменты существенного изменения движения — моменты смены фаз.

— Длительность движения —

Это его временная мера, которая измеряется разностью моментов времени окончания и начала движения.

— Темп или частота движений —

Это величина, обратная длительности движения, измеряется количеством движений, повторяющихся в единицу времени.

— Ритм движений —

Это временная мера соотношения частей (фаз) движения. Он определяется по соотношению длительности частей движения.

Динамический анализ

Цель динамического анализа — установить биомеханические закономерности построения техники исследуемых упражнений, обосновать выводы и рекомендации.

Анализ двигательного действия чаще всего соответствует ходу решения прямой задачи динамики. Однако процедура не ограничивается выяснением причин, вызывающих и изменяющих движение объекта, а включает также:

  • определение топографии работающих мышц;
  • выявление энергетических затрат;
  • выявление оптимальных двигательных режимов.

Некоторые этапы динамического анализа биомеханической деятельности:

  1. Изучение внешней картины двигательной деятельности. Выясняется, из каких двигательных действий она состоит и в каком порядке действия следуют друг за другом.
  2. Выяснение причин, вызывающих и изменяющих движения. Они не доступны визуальному контролю, и для их анализа регистрируют динамические характеристики.
  3. Определение топографии работающих мышц. Выявляется, какие мышцы и как участвуют в выполнении данного упражнения.
  4. Определение энергетических затрат и того, сколь целесообразно расходуется энергия работающих мышц.
  5. Выявление оптимальных двигательных режимов (наилучшей техники двигательных действий и наилучшей тактики двигательной деятельности).

Также для описания движений человеческого тела используются три плоскости: фронтальная, сагиттальная и горизонтальная; и три оси: фронтальная, сагиттальная и вертикальная.

-5

Плоскости тела оси и плоскости тела это воображаемые плоскости и линии, помогающие описывать человеческое тело и его движения.

Кинетический анализ

Кинетический анализ движения фокусируется на силах и моментах, действующих на тело во время выполнения движений. Этот метод позволяет глубже понять механизмы, лежащие в основе действий.

Некоторые аспекты кинетического анализа:

  • Изучение реактивных сил, которые возникают при контакте с опорой.
  • Анализ распределения нагрузок на суставы и мышцы.
  • Оценка эффективности выполнения движений и предотвращение травм, связанных с перегрузками.

Например, анализ данных о силе и времени контакта с поверхностью помогает выявить потенциальные риски и скорректировать технику для снижения нагрузки на суставы.

Интеграция кинетического анализа с кинематическим создаёт комплексную картину движения, где учитываются механические и кинематические параметры.

Системный анализ

Суть данного анализа в том, чтобы разложить систему движений на составные части и установить её состав.

Некоторые особенности системного анализа в биомеханике:

  • Системно-структурный подход. Тело человека рассматривается как движущаяся система, а процесс движения — как развивающаяся система.
  • Биомеханический анализ направлен на выявление закономерностей движений. В его основу положено представление о структурности движений в двигательном действии человека.
  • Основная схема анализа включает определение характеристик движений, установление двигательного состава и другие этапы.

Биомеханика в танцевальном дуэте

Арунас Бижокас и Екатерина Демидова
Арунас Бижокас и Екатерина Демидова

Танцевальная пара (или танцевальный дуэт) образует систему, биомеханика которой на порядки сложнее биомеханики одного человека.

Например, партнёры вращаются вокруг общей оси, а там, где есть вращение присутствует центробежная сила. Центробежная сила разрывает пару, оттаскивает партнёров друг от друга и провоцирует ненужные мышечные зажимы, как следствие снижается динамика. Чтобы этого не происходило, есть определённые техники, призванные минимизировать или полностью убрать центробежную силу из пары.

-7

Добавляет сложности и то, что партия партнёра и партия партнёрши не совпадают по времени, балансу, амплитуде, скорости, объёму и приложенному к опоре усилию. Тем не менее, сумма этих несовпадений не мешает паре перемещаться, а, напротив, накладывается друг на друга и производит синергетический эффект.

В результате пара движется по паркету с динамикой, значительно превосходящей сольную динамику.

Динамика бальной пары не пропадает даже в моменты исполнения зависаний (hover) или позировок.

-8

Разгон пары осуществляется постепенно по частям, поскольку ускорять в пространстве систему небольшими фрагментами менее энергозатратно.

Вначале партнёр даёт импульс и ждёт, когда партнёрша отреагирует, начав движение. После чего двигается вслед за ней. При этом партнёрша, разгоняет не всё своё тело целиком, а, в зависимости от поставленной партнёром задачи, начинает с верха корпуса или с таза, или усиливает шейп, с помощью которого плавно и растянуто во времени «затекает» во внутренне вращение и затягивает за собой партнёра. Аналогично поступает партнёр в своей фазе. Конечно, речь идёт о столь малых допусках, что зрителю эта работа не видна, для него — зрителя — пара выглядит единым целым в каждый момент времени.

Вышеописанная работа требует наличия следующих мышечных состояний танцевального дуэта:

  1. состояние непрерывной динамики (все 670 мышц человека находятся в непрерывном тонусе с момента вставания в пару до момента ухода с паркета);
  2. состояние мышечной суперпозиции (когда длительная позировка и взрывной набор скорости по мышечным ощущениям одинаковы);
  3. состояние непрерывного обмена тактильной информацией (ведение).

Следует уточнить, что все три состояния присутствуют в профессиональном станцованном дуэте.

________________________

Источники

  1. Анализ биомеханики движений в спорте оптимизация техники для успеха. Статья. Канал на Дзен «За Гранью Знания»
  2. Биомеханика рук и плечевого пояса в асанах йоги. Книга для преподавателей йоги, фитнес инструкторов и спортивных тренеров. Прилепова О.В., Сетевое издание Самиздат (Литрес), 2020 г.
  3. Биомеханика физических упражнений. Учебное пособие. Загревский В.И., Загревский О.И. Издательский Дом Томского государственного университета, Томск, 2018 г. 262с.
  4. Использование принципов биомеханики в процессе профессионального обучения в ВУЗах будущих специалистов в области спортивного бального танца. Москва, МГУ, Скуратов Т.А., 2017 г.
  5. Кинематика в графиках. Учебно-методическое пособие. Камалеева А.Р., Грузкова С.Ю., Русскова О.Б. Научно-методический центр «Образования», Казань, 2017 г. 52с.
  6. Методы анализа танцевального движения. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. Меланьин А.А. Москва, 2010. 24с.
  7. Основы биомеханики. Методическое пособие, ГБПОУ Ставропольского края «Ставропольское училище олимпийского резерва (техникум)». Ставрополь, 31с.
  8. Расчётные методы определения биомеханических характеристик тела человека и его движений. Лабораторный практикум. Шацкий Г.Б., Новицкий П.И. УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2004 г. 52с.
  9. Строение и функции биомеханической системы двигательного аппарата. Лекции по биологии. Студенческая библиотека, https://3uch.ru
  10. Система движений и действий в танцевальном спорте. Научная статья по специальности «Прочие социальные науки». Лаборатория исследования проблем государственного управления системой физической культуры и спорта ФГБУ ФНЦ ВНИИФК. Мордвинцев А.А. Россия, Москва, 2021 г., 5с.