Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1999 года осужденным Яблонскому А.А. и Узуну И.И. смертная казнь заменена lвадцатью пятью годами лишения свободы. Постановлением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа от 11 ноября 1999 года Яблонскому А.А. и Узуну И.И. назначено отбывание наказания в исправительной колонии особого режима,
а срок наказания им исчислен с 12 декабря 1995 года.
Cогласно приговору суда Колкоманов, Яблонский и Узун признаны виновными в совершении ряда преступлений, совершенных в г. Сургуте, а именно:
22 октября 1995 года Яблонский, Узун и Колкоманов договорились о совершении разбойного нападения с проникновением в квартиру потерпевших Науменко, чтобы похитить деньги и материальные ценности.
Поскольку в указанной квартире постоянно находились члены семьи, Яблонский предложил Узуну и Колкоманову совершить убийство одного
из членов семьи с целью облегчения совершения преступления и сокрытия следов разбойного нападения.
24 октября 1995 года, обговорив детали совершения преступления,Яблонский позвонил в квартиру Науменко, и, убедившись, что там кроме несовершеннолетнего Науменко Дениса никого нет, взяв с собой заранее приготовленные для совершения разбойного нападения и убийства резиновые перчатки, шнур, приспособленный под удавку, и целлофановые пакеты, Яблонский, Узун и Колкоманов прибыли на место преступления.
Колкоманов с целью наблюдения за окружающей обстановкой остался на некоторое время возле подъезда дома, где проживает семья Науменко, а Яблонский и Узун проникли в их квартиру обманным путем.
Находясь в квартире и выждав удобный момент, Узун накинул на шею Науменко Д. заранее приготовленную для совершения преступления удавку, которую вытащил из спортивных брюк Колкоманов, и стал затягивать на шее потерпевшего петлю. Яблонский, с целью преодоления сопротивления потерпевшего стал держать Науменко Д. за ноги. Через некоторое время Яблонский, перехватив удавку у Узуна, продолжал душить Науменко Д., а Узун держал потерпевшего за ноги.
Колкоманов, через некоторое время проникнув в квартиру по указанию Яблонского и Узуна, взял находившийся в квартире шарф и, достоверно зная, что Науменко Д. еще жив, продолжал его душить.
Убедившись, что Науменко Д. мертв, осужденные завладели имуществом потерпевших причинив ущерб Науменко В.В. на 1 млн. 650 тыс.руб., а Кувшинову - на 6 млн.рублей.
17 мая 1995 года Узун по предварительному сговору с Соколовым совершили разбойное нападение на несовершеннолетнюю Кропочеву К.
Взяв с собой обрез и маски, они проникли в квартиру, угрожая Кропочевой К. оружием, завязали ей глаза и, усадив на диван, совершили хищение имущества на сумму 3 млн. 490 тыс.руб.
В момент совершения разбойного нападения Узун имел при себе обрез охотничьего ружья, незаконно приобретенный у неустановленного лица, который без соответствующего разрешения хранил и носил с собой.
В конце мая 1995 года Узун без соответствующего разрешения у своего знакомого Заворохина приобрел обрез охотничьего ружья.
В начале лета 1995 года Узун незаконно приобрел обрез охотничьегоружья в 25-м мкрн. по проспекту Комсомольский г. Сургута.
15 июля 1995 года Узун и Яблонский по предварительному сговору с Соколовым и Заворохиным проникли в гараж, принадлежащий Борисовой М.А., и совершили хищение деталей автомашины на сумму 7 млн. 260 тыс.руб.
Затем Узун поджег указанный гараж, облив его бензином, причинив потерпевшей Борисовой ущерб на сумму 30 млн.руб.
3 августа 1995 года Узун и Заворохин проникли в квартиру гр. Гасюкова П.Г. и похитили имущество на общую сумму 5 млн. 630 тыс.руб.
Он же, Яблонский и Курденко в августе 1995 года проникли в квартиру Колиниченко Л.К. и совершили хищение музыкального центра “Сони” стоимостью 1 млн.500 руб., причинив потерпевшей значительный ущерб.
29 августа 1995 года Узун, Яблонский, и Курденко на почве личных неприязненных отношений, а также, с целью скрыть ранее совершенные с Заворохиным преступления, считая, что последний может на них донести
в органы милиции, договорились между собой совершить убийство Заворохина.
С целью реализации своего преступного умысла Узун, Яблонский и Курденко под предлогом поехать отдохнуть пригласили Заворохина на дачу, предварительно взяв с собой ножи.
После распития спиртных напитков Узун, Яблонский и Курденко предложили Заворохину пойти с ними на берег речки Черня, где стали допивать спиртное. В это время Узун с целью лишения жизни Заворохина подошел к последнему сзади и ножом перерезал ему горло.
Заворохин, поднявшись, пытался убежать, но осужденные стали его преследовать и, догнав, Узун и Яблонский нанесли ему ножевые ранения
в область груди, живота, спины и других частей тела, а Курденко нанес
удар бутылкой по голове.
Всего Заворохину согласованными действиями осужденных было причинено 26 ножевых ранений. Его смерть наступила от проникающего колото-резаного ранения грудной клетки с повреждением перкарда сердца.
4 сентября 1995 года Узун, Курденко и Яблонский проникли в квартиру Стрельчук И.В. и похитили имущество на сумму 5 млн.900 тыс.руб.
13 ноября 1995 года Узун у неустановленного лица приобрел револьвер системы “Страж”, который носил и хранил.
В середине октября 1995 года Колкоманов незаконно приобрел обрез охотничьего ружья, носил и хранил его у себя дома. Проверив материалы уголовного дела и обсудив доводы надзорного протеста, Президиум находит его обоснованным и подлежащимудовлетворению.
Действия осужденных Колкоманова, Узуна и Яблонского по ст. 102 п.“е” УК РСФСР по эпизоду убийства ими несовершеннолетнего НауменкоД., квалифицированы ошибочно.
По смыслу закона умышленное причинение смерти другому человеку надлежит квалифицировать по указанному признаку в случаях, когда квалифицирующий признак “убийство с целью скрыть другое преступление” является основным мотивом лишения жизни потерпевшего.
В данном конкретном случае убийство несовершеннолетнего Науменко Д. совершено с целью завладения деньгами и имуществом семьи Науменко путем совершения разбойного нападения, т.е. имел место корыстный мотив.
Поэтому осуждение Колкоманова по ст. 102 п. “е” УК РСФСР подлежит исключению.
Действия Узуна и Яблонского, связанные с убийством несовершеннолетнего Науменко Д., также не содержат указанного квалифицирующего признака, и он подлежит исключению из судебных решений.
Преступные действия Узуна, Колкоманова и Яблонского по указанному эпизоду суд обоснованно квалифицировал по ст. 102 п.п. “а”, “г”, “н” УК РСФСР (убийство из корыстных побуждений, с особой жестокостью, по предварительному сговору).
Учитывая, что по эпизоду убийства Заворохина основным мотивом действий Узуна и Яблонского было стремление скрыть преступления, совершенные ранее с Заворохиным, суд обоснованно указал квалифицирующий признак в действиях осужденных “совершение убийства потерпевшего с целью скрыть другие преступления”.
Таким образом, действия Узуна и Яблонского, связанные с убийством Науменко и Заворохина, охватываются диспозицией ст. 102 п.п.“а”, “г”, “н”,“е”, “и” УК РСФСР.
Наказание Колкоманову подлежит смягчению с учетом уменьшения объема обвинения и того, что он совершил преступления впервые, едва достигнув 18-ти лет, под влиянием других более взрослых осужденных.
В местах отбывания наказания Колкоманов характеризуетсяположительно, администрацией отмечается его стремление к исправлению.
Все изложенное дает основание считать, что в настоящее время не требуется исправление Колкоманова в условиях длительной изоляции от общества.
Учитывая степень общественной опасности преступлений, совершенных осужденными Узуном и Яблонским, Президиум не находит оснований для смягчения им наказания.
На основании изложенного, руководствуясь п.5 ст. 378 УПК РСФСР, Президиум Верховного Суда Российской Федерации, -
постановил:
приговор Ханты-Мансийского окружного суда Тюменской области от15 июля 1996 года и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 1997 года в отношении Колкоманова Андрея Викторовича, Яблонского Александра Александровича и Узуна Ивана Ивановича изменить. Исключить из судебных решений осуждение Колкоманова А.В. по ст. 102 п. “е” УК РСФСР.
Смягчить наказание, назначенное Колкоманову А.В.: по ст. 102 п.п. “а”, “г”, “н” УК РСФСР – до 10 лет лишения свободы, по ст. 146 ч.2 п.п. “а”,“б”, “в”, “д” УК РСФСР – до 9 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
На основании ст. 40 УК РСФСР по совокупности совершенных преступлений, предусмотренных ст.ст. 102 п.п. “а”, “г”, “н”, 146 ч.2 п.п. “а”,“б”, “в”, “д” УК РСФСР, ст. 222 ч.1 УК РФ, путем поглощения менее строгого наказания более строгим окончательно Колкоманову Андрею Викторовичу определить наказание в виде 10 лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима с конфискацией имущества.
Исключить из судебных решений в отношении Узуна И.И. и Яблонского А.А. по эпизоду убийства Науменко Д. осуждение их по ст. 102 п. “е” УК РСФСР.
В остальной части состоявшиеся судебные решения оставить без изменения.
Председатель В.М. Лебедев