Найти в Дзене
Евгений Трифонов

Колумбийские наёмники меняют ход войны в Судане

После захвата столицы Судана правительственной армией, театром основного сражения гражданской войны стал город Эль-Фашир – столица западного штата Дарфур. Дарфур – оплот Сил быстрого реагирования (СБР), противостоящего правительственным силам: основа СБР – ополчения арабских племён Дарфура. В 2003-20 гг. в Дарфуре шла локальная гражданская война, в которой местные арабские ополчения, объединённые в организацию «Джанджавид» («бессмертные всадники»), при поддержке федерального правительства вели истребительную войну с чернокожими народностями. Впоследствии «Джанджавид», превратившийся в резервный компонент армии, был переименован в СБР, а в 2023 г. под руководством генерала Мухаммада Хамдана Дагло («Хеметди») восстал против правительства генерала Абдель Фаттаха аль-Бурхана.

СБР с начала конфликта контролирует большую часть Дарфура. Исключением является горный район Марра, на которой укрепились боевики Суданского освободительного движения (Нур), укомплектованного представителями чернокожего населения. Это изолированный район фактически является мини-государством, не участвующим в гражданской войне.

Кроме гор Марра, СБР не контролирует столицу Дарфура Эль-Фашир, где имеется сильный армейский гарнизон, поддерживаемый чернокожими ополченцами, опасающимися повторения резни, устроенной в своё время боевиками «Джанджавид». СБР осаждает Эль-Фашир более двух лет, но безуспешно. Довольно долго осада города не была сплошной, и туда прорывались караваны с помощью. В последнее время СБР взяли Эль-Фашир в плотную осаду, и всё необходимое как гарнизону, так и горожанам сбрасывается с самолётов.

В осаждённом Эль-Фашире находится не менее полумиллиона гражданских лиц, включая беженцев, и осада стала для них катастрофой. В осаждённом городе усиливается голод, из-за обстрелов закрылись последние больницы, свирепствуют эпидемии холеры и кори. У Судана нет ни достаточного количества самолётов, ни резервов продовольствия и медикаментов, чтобы поддерживать жизнь в городе.

Осада Эль-Фашира стала гуманитарной катастрофой огромного масштаба
Осада Эль-Фашира стала гуманитарной катастрофой огромного масштаба

После потери Хартума взятие Эль-Фашира стало для СБР первостепенной задачей. Для её решения осенью 2024 г. в Судан прибыли первые группы колумбийских наёмников. Правительство аль-Бурхана утверждает, что за наймом колумбийцев стоят ОАЭ, которые уже привлекали колумбийцев для войны с йеменскими хуситами.

В Колумбии гражданская война не прекращается с 1948 г., и эта страна буквально переполнена умеющими воевать и не боящимися смерти людьми. Командиры ЧВК «Вагнер», на начальном этапе войны поддерживавшей СБР, говорили, что боевики этой группировки необучаемы, и для победы на поле боя СБР необходимы иностранные наёмники. С 2024 г. наёмников в рядах СБР становится всё больше – преимущественно сомалийцев, но именно колумбийцы представляют для СБР наибольшую ценность.

Колумбийские наемники в Судане
Колумбийские наемники в Судане

Иностранные СМИ пишут, что отправкой колумбийцев в Судан занимается полковник колумбийской армии в отставке Альваро Кихано. Принадлежащее его жене Клаудии Вивиане Оливерос агентство International Services Agency A4SI (Академия инструктажа по безопасности) вербует преимущественно уволенных в запас военнослужащих, которым обещают работу в охранных структурах ОАЭ, но в результате они оказываются в Дарфуре.

Эксперты утверждают, что к началу августа 2025 г. из колумбийцев был сформирован полноценный батальон численностью от 700 до 1000 бойцов, начавший штурм Эль-Фашира. Если предыдущие попытки СБР взять город отражались гарнизоном и ополченцами, что колумбийцам за несколько дней удалось взять под контроль несколько крупных городских районов. К 18 августа они прорвались к центру города.

Колумбийцы используются командованием СБР и для неожиданных целей: им передан контроль над крупнейшим лагерем беженцев Замазам, недавно взятом отрядами СБР. Это объясняется просто: СБО изо всех сил пытается предстать на международной арене как цивилизованная, демократическая, многорасовая и светская сила. Что очень трудно, учитывая как прошлые «подвиги» СБР, когда это ещё были «Джанджавиды», так и современные «художества». Когда Замзам был взят, там началась резня, которую удалось прекратить, только отдав лагерь в распоряжение дисциплинированных колумбийцев.

Хотя правительство Колумбии изо всех сил пытается пресечь отправку сограждан на суданские фронты, сделать это ему будет крайне сложно, а скорее всего – невозможно. Слишком много в Колумбии хорошо обученных воевать безработных мужиков, для которых война – единственное, что они умеют и любят. Денег у СБР достаточно: на контролируемых ими территориях находятся основные месторождения золота Судана. А нескольких тысяч колумбийцев может оказаться достаточно для того, что переломить ход войны. Если, конечно, колумбийцев не перекупит правительство аль-Бурхана.

Розовый цвет – зона контроля армии аль-Бурхана, серый – СБР, лиловый, жёлтый, оранжевый и серый – территории, контролируемые ополчениями чернокожих народов
Розовый цвет – зона контроля армии аль-Бурхана, серый – СБР, лиловый, жёлтый, оранжевый и серый – территории, контролируемые ополчениями чернокожих народов

В случае падения Эл-Фашира высвободятся значительные силы СБР, которые наверняка развернут наступление в соседнем штате Кордофан, где расположены основные месторождения нефти. В Кордофане сейчас идут тяжёлые бои, и пока ни у одной из сторон не хватает сил для решительного успеха. Свежие отряды СБР, особенно колумбийцы, могут оказаться решающей силой и на этом фронте.

Если Эль-Фашир падёт, и СБР вытеснит правительственные силы из Кордофана, положение правительства аль-Бурхана станет крайне тяжёлым. Параллельно с ужесточением осады и Эль-Фашира и усилением наступления в Кордофане «Хеметди» ведёт активное государственное строительство. Он сформировал параллельное правительство, в которое вошли не только вожди дарфурских арабов, но и командиры чернокожих ополчений (что поразительно, учитывая кровавую историю их взаимоотношений с «Джанджавидами»), и представители влиятельной общесуданской партии «Умма». «Хеметди» позиционирует свою организацию как борцов за свободу, демократию, межрасовый мир и религиозную терпимость, в противоположность правительству аль-Бурхана, которое он изображает как оплот реакции, расизма и воинствующего исламизма.

СБР поддерживают ОАЭ, ливийский фельдмаршал Халифа Хафтар, Чад, Южный Судан и Эфиопия, но вполне вероятно, что «Хеметди» сможет склонить на свою сторону более значимые на мировой арене государства. В конце концов, невероятная жестокость одинаково присуща всем сторонам суданской гражданской войны, а разговоры о демократии и правах человека одинаково неорганичны как в устах «Хеметди», так и аль-Бурхана.

Захватить весь Судан СБР не сможет: арабы долины Нила и жители побережья Красного моря будут отчаянно сопротивляться: они относятся к дарфурским арабам и их чернокожим союзникам как к опасным чужакам. Но и захватить Дарфур и соседние районы Кордофана правительственной армии, в случае падения Эль-Фашира, вряд ли удастся.

В этом случае Судан ещё раз расколется - на Западный (Дарфур и Кордофан) и Восточный (долина Нила и побережье Красного моря). У Западного окажутся основные месторождения полезных ископаемых, у Восточного – орошаемые Нилом плодородные поля и выход к морю, который сам по себе является важнейшим ресурсом.

Читайте новости на телеграм-канале "Патагонский казакъ" https://t.me/patagonez