Да, друзья, а какая дружба была... Один за всех и все за одного! Вот помню, уже перед выпуском, мы всей ротой так вломили «краснопогонникам»...
На краю...
Автор komsomol75
— Рота, равняйсь! Смирно!
Старшина рванул к командиру роты, лишь тот показался в дверях канцелярии. Командир кивком остановил старшину и медленно направился к середине строя. Взгляд в пол, фуражка, надвинутая на брови, шаг медленный, руки за спиной. Всё, все приметы предвещали бурю и публичную казнь. Сто двадцать человек курсантов, замерев в строю, начали мысленно перебирать свои грехи за последнее время.
Нет, все, конечно, знали виновников последнего «залёта». Однако пойди знай, что командир скажет. Абсолютно не исключено, что в той обличительной речи, которая сейчас начнётся, прозвучат и иные фамилии.
Так... быстро... лицо делаем серьёзное, внимательное, скорбное, понимающее и осуждающее всё, что может прозвучать в командирской речи, даже в отношении себя. Любое другое выражение на нём повлекут катастрофические последствия.
Над строем повисла тишина, называемая «мёртвой». Лишь одинокая муха в умывальнике нарушала тишину, раз за разом пыталась покинуть помещение, тараня стекло. Наконец затихла и она. Убилась.
Командир, видно, ждал этого момента, поднял голову:
— Курсанты Н., В., Л. и К. выйти из строя на три шага.
Строй качнулся, выпустив из середины виновников «торжества», и вновь замер.
В Вильнюсе, кроме радиотехнического училища, было училище МВД, которое готовило лейтенантов для системы исполнения наказания, «краснопогонники». Ну, а наши, в свою очередь, «чернопогонники». Всю совместную жизнь в городе их сопровождала непримиримая вражда. Что только не придумывали руководители училищ, побороть эту вражду они не могли.
Политотделы придумывали вечера знакомств, экскурсии, спортивные состязания и всё равно антагонизм изжить были не в состоянии. Тем более, что в жизни города по службе или в увольнении интересы курсантов постоянно пересекались.
Собственно, в основе причин вечного соперничества были две:
Первая: само понятие «офицер». Офицером человек мог стать только в условиях Вооружённых Сил страны (см. «Положение о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР» п.2), всё остальное (МВД, МЧС, налоговики, ветеринары, железнодорожники и т.д. и т.п.) «начальствующий состав», хотя и носят погоны, похожие на армейские.
Вторая заключалась в том, что в училище МВД учились два года, но обязательно после службы в армии, а наши четыре, после школы. У нашего на шинели три «курсовки» на третьем курсе, а у того одна, но прослужил-то он тоже, считай, три года. Отгадайте, кто старше?
Борьба за первенство шла с переменным успехом. Их патрули ловили наших, наши старались ответить тем же. Менялись караулы на гарнизонной гауптвахте, тоскливо становилось нашим «губарям» при их смене, тихими становились они при нашей.
Так бы жизнь и шла. Но сегодня случай выдающийся. В увольнении, перед танцами в Доме культуры железнодорожников, тёплая компания наших курсантов сидела недалеко, в пельменной, дегустируя «яблочное натуральное». Ввалившаяся группа «краснопогонников» мало того, что вела себя громко, так ещё и неучтиво к местному персоналу. Начало конфликту было положено.
Накал постепенно нарастал в течение танцев. То тут, то там, в тесноте большого зала ДК проходили стычки, однако не перераставшие в открытую потасовку.
По окончании увольнения четверых наших ждали пятеро соперников. Там же, справа от ДК, на тихой улочке и «скрестили шпаги». К несчастью, в эту субботу патруль у очага культуры был МВДшный. Он и загрёб, кого смог.
Итог:
Двое наших убежали, двоих повязали на гауптвахту, одного «краснопогонника» забрала «скорая» и ещё четверо отправлены для наказания в училище.
Ясно, что вся эта история вышла за пределы подразделения. Усугубляло положение и то, что ждали приезда высокого начальства, начальника радиотехнических войск страны, со свитой.
Рано утром, забрав «именинников» с гауптвахты, командир и проводил экзекуцию.
Его короткая, сорокаминутная речь была страстной, образной и запоминающейся. Он клеймил позором правонарушителей, приводил примеры от времён революции, дёргал из строя тех, кто уже сам забыл о своих прегрешениях. Причём главным мотивом его выступления было искреннее недоумение: почему убежали, почему не вломили всем и сразу?
— Посмотрите на эти хари позора и предательства интересов подразделения, - закончил свою речь командир и объявил. — Старшина! Сейчас роту на завтрак и на занятия, после обеда всем в клуб на встречу с командующим войсками РТВ ПВО генерал-лейтенантом Дубровым Г.К., затем самоподготовка и комсомольское собрание. По итогам собрания я приму решение о наказании этих мерзавцев.
После обеда подразделения училища потянулись в клуб на встречу с генерал-лейтенантом Дубровым Г.К. Начальник училища предоставил слово генералу.
— Дорогие однокашники, - обратился Дубров к притихшему залу, — я сам закончил наше училище в 1959 году. Меня учили прекрасные преподаватели, а командиры-воспитатели были выше всяких похвал. Я и сегодня пользуюсь тем, что получил в училище. Да, друзья, а какая дружба была... Один за всех и все за одного! Вот помню, уже перед выпуском, мы всей ротой так вломили «краснопогонникам»...
Что творилось в зале! Таких аплодисментов наш старенький клуб не знавал ни до, ни после.
Вечером комсомольское собрание почему-то не состоялось. Командир роты своей властью объявил провинившимся по пять нарядов вне очереди.
— Причём ставить в наряд только с пятницы на субботу. В воскресенье вы у меня будете бегать кроссы и овладевать приёмами рукопашного боя.
P.S. Вопрос Александру Бакуте:
Александр, в Благовещенске кроме Вашего училища было ещё знаменитое на весь СССР общевойсковое! Знаменитое тем, что только там готовили офицеров для морской пехоты. Так вот к сути вопроса. Были ли в Вашу бытность курсантом стычки танкистов с пехотинцами, и если были, то участвовали ли Вы в таких стычках, и если участвовали, то как это отразилось на Вас и Ваших визави? Заранее благодарен за Ваш ответ!
Думаю, что этот вопрос можно адресовать всем читателям канала?
===
В тему:
===