Найти в Дзене
АВТОБЛОГЕР (AVTO-BLOGGER.RU)

Нужно ли менять масло в АКПП – дилеры говорят на весь срок службы. СТО через - 60 000 км: как правильно

Оглавление

У меня на основном канале, а также в ДЗЕН канале, очень много статей и видео про АКПП, вариатор и частично про робот. Я как мастер, который ремонтировал - АКПП несколько лет своими руками. Всем всегда говорю – масло в «автомате», «вариаторе» и «роботе», очень важно менять, через определенный пробег! Однако всегда находятся люди, которые мне пишут – а дилер же говорит менять не нужно, что жидкость залита на весь срок службы. Давайте эту ситуацию сегодня проясним

Буду рассказывать не только как мастер СТО, но и как инженер – конструктор, я заканчивал машиностроительный факультет.

Что менять масло не нужно, можно встреть у многих производителей, например это было на том же ВАЗ, когда они ставили АКПП и вариаторы (от фирмы JATCO). Также это проскальзывает и у иностранных производителей (Европа, Япония, Корея – не важно).

Вот только многие СТО, многие мастера (в том числе и я), говорят - что масло нужно менять вообще – через 45 – 60 000 километров. Чем чаще вы его будете менять, тем дольше будет ходить ваш агрегат.

У меня есть пример соседа, он таксист, у него ХЕНДАЙ ЭЛАНТРА, мотор - 1,6 литра, АКПП – пробег уже почти 500 000 километров. Никаких проблем ни с двигателем, ни с коробкой просто нет. Правда замена масла в АКПП каждые 40 000 км, но она частичная.

А зачем вообще масло в АКПП

Чтобы сейчас многие «эксперДы» не умничали на диванах и говорили что в АКПП и вариаторе не масло. Немного поясню – в АКПП залита ATF жидкость, во многие вариаторы CVT жидкость. Но это по большому счету, продвинутая смазка, которая обладает также дополнительными свойствами (про них чуть ниже)

Поэтому называть: ATF жидкость и CVT жидкость – маслом, это не ошибка. Просто оно там особенное, если можно так выразиться продвинутое
-2

Я сейчас не буду копать в устройство АКПП, вариаторов и роботов. Нам просто нужно понять, зачем тут масло, чисто для смазки?

А вот и нет. Первая задача у АКПП и вариатора, это передача крутящего момента от двигателя, колесам.

Между двигателем и коробкой передач устанавливается так называемый гидротрансформатор, у него есть два турбинных колеса, одно прикреплено к мотору, другое к трансмиссии. Между ними нет жесткой связи, а находится как раз масло! То есть два колеса в масляной ванне

Когда мотор работает, он раскручивает одно турбинное колесо, оно создает давление масла, из-за чего начинает вращаться второе турбинное колесо, которое уже подсоединено к коробке передач

-3

Таким образом, передается крутящий момент на колеса. Причем сейчас гидротрансформатор используется как на АКПП, так и на вариаторе.

Если это представить просто – поставьте два вентилятора друг напротив друга, очень близко. И один включите, он очень быстро раскрутить второй, потоком воздуха, который обесточен.

Таким образом, получается что масло в «вариаторе», «автомате» - является еще и рабочим телом при помощи которого передается крутящий момент.

И только потом это масло – смазывает, охлаждает, задерживает в себе грязь и т.д.

А если оно работает (передает крутящий момент) – значит, оно изнашивается.

Почему важно менять масло

Через определенный пробег, износ масла достигает критического уровня.

Да сейчас современные коробки – адаптивны, они очень быстро сами настраиваются под определенные параметры. В том числе и под старое масло.

Но есть критический уровень, когда коробка будет работать уже не адекватно. Причем будет идти большой износ, ибо эта АТФ жидкость уже плохо смазывает. А также будет идти перегрев, ибо отвод температуры не такой эффективный (масло напитало много частей износа)

Банально коробка у вас начинает пинаться, толкаться, не так быстро разгоняется машина, проявляется задумчивость и т.д.

Важно поменять масло, чтобы восстановить параметры!

-4

Но тут есть много подводных камней, замена должна быть правильной.

Если почитать старые мануалы, многих производителей – они говорят что замена масла раз в 60 000 км, а если тяжелые условия (например буксование в снегу), тогда стоит сократить до 45 000 км

Почему именно такой пробег? А не 30 000 или скажем не 80 000 км, а именно 60 000 км?

Все очень просто – масло еще не сильно деградировало, если хотите оно еще работоспособно примерно на 60 – 70%. Оно уже держит в себе много элементов износа, от тех же фрикционных дисков, но грязи еще не так много

-5

Таким образом, вы сливая это старое масло, убираете грязь из АКПП, она не будет оседать на фильтре коробки (это очень важно), на соленоидах (не будет забивать их), а также восстанавливаете работоспособность до 100%. Если очень утрировано с 70 до 100%

Сами почувствуете - как у вас начнет работать коробка, мягко, плавно, передачи переключаются быстрее, могут пройти даже мелкие толчки, буквально как часики

Можно ли ездить дольше. Конечно можно! Вот только зачем. Например - в 90 000 километров, масло еще работоспособно на 40 – 50%. Машина уже ведет себя не адекватно, грязи внутри АКПП уже полно, она оседает на фильтре коробки, в соленоидах, на дне АКПП. У вас уже начинают проявляться «затупы», толчки и дергание.

В 120 – 150 000 км, если вы не меняли масло, работоспособность масла всего лишь – 20% (это примерные цифры, для понимания). В 80% случаев у вас уже есть проблемы с АКПП. Например - не включается какая-то передача, либо сильные толчки и т.д.

-6

В 120 – 150 000 км, уже износ такой что менять масло бессмысленно, новое масло только поднимет больше грязи с дна АКПП, что приведет ее к быстрому выходу из строя. Так что можно уже ездить до конца. Причем он будет скорый. Далее переборка, но с таким пробегом на грязном масле (это по опыту) – лучше купить контрактный агрегат

По итогу, масло в 60 000 километров меняется по нескольким причинам:

  • Оно не еще сильно изношено, износ примерно треть
  • Убираем грязь, которая еще держит масло в себе, она не осела на фильтрах, соленоидах, дне АКПП
  • Улучшаем смазку до номинала, на валах, подшипниках трения и прочих узлах, таким образом увеличивается ресурс
  • Улучшаем охлаждение. Как правило свежая жидкость, лучше отводит температуру
  • Возвращаем исходные параметры по передаче крутящего момента

Так почему же дилеры тянут с заменой?

Я тоже часто думал, почему же дилеры говорят - что масло менять не нужно? Ведь есть четкие мануалы производителей коробок?

Тут все очень просто. Вам нужно задать дилеру такой вопрос: – а на какой пробег, рассчитана эксплуатация данного автомобиля. Простыми словами, какой у него ресурс?

Будете долго сменяться! Многие современные производители заявляют – что ресурс автомобиля около 120 – 160 000 км. А далее вам нужно его заменить. Так и хочется спросить – как тебе такой Илон Маск?

-7

А пройдет ли АКПП 120 000 км? Конечно пройдет, на пределе, но пройдет. Вот только ее уже потом лучше выбросить, чем ремонтировать.

Именно поэтому масло залито на весь срок службы, потому что дилер считает что срок службы всего 120 000 км.

А если вы хотите ездить на машине более 150 000 км, тогда замена каждые 60 000 км (не так это дорого, если менять сливкой – заливкой самому).

СОВЕТУЮ ПОЧИТАТЬ: