Найти в Дзене
Gorbunoff - все о машинах

Советский джип-мечта: как два талантливых прототипа ЛуАЗа похоронили распад СССР

В конце 1980-х Луцкий автозавод готовил революционную замену легендарному, но допотопному ЛуАЗ-969М. На кону был первый в СССР массовый компактный внедорожник с современным дизайном и полным приводом. Но вместо прорыва страна получила два недостроенных прототипа и очередное «упущенное будущее». Как это происходило — в нашем материале. При всех своих недостатках — слабой динамике, спартанском комфорте и ненадёжности — ЛуАЗ-969М оставался безальтернативным для сельских врачей, охотников и дачников. Цена и проходимость делали его народным любимцем. Но к середине 1980-х конструкция безнадёжно устарела. Завод в Луцке получил задание создать преемника — ЛуАЗ-1301. Параллельно в ленинградском филиале НАМИ талантливые инженеры-самоучки (участники движения «Самавто») начали работу над альтернативным проектом — ЛуАЗ Прото. Впервые в истории советского автопрома над одной моделью независимо работали две команды. Годы разработки: 1986–1991
Плановый запуск в серию: 1992 год Вердикт: ЛуАЗ-1301 был
Оглавление

В конце 1980-х Луцкий автозавод готовил революционную замену легендарному, но допотопному ЛуАЗ-969М. На кону был первый в СССР массовый компактный внедорожник с современным дизайном и полным приводом. Но вместо прорыва страна получила два недостроенных прототипа и очередное «упущенное будущее». Как это происходило — в нашем материале.

Почему ЛуАЗ-969М нужно было менять?

При всех своих недостатках — слабой динамике, спартанском комфорте и ненадёжности — ЛуАЗ-969М оставался безальтернативным для сельских врачей, охотников и дачников. Цена и проходимость делали его народным любимцем. Но к середине 1980-х конструкция безнадёжно устарела. Завод в Луцке получил задание создать преемника — ЛуАЗ-1301.

Параллельно в ленинградском филиале НАМИ талантливые инженеры-самоучки (участники движения «Самавто») начали работу над альтернативным проектом — ЛуАЗ Прото. Впервые в истории советского автопрома над одной моделью независимо работали две команды.

ЛуАЗ-1301: украинский ответ «Ниве»

Годы разработки: 1986–1991
Плановый запуск в серию: 1992 год

Технические особенности:

  • Привод: постоянный полный (как у «Нивы»).
  • Двигатель: новый 1.1-литровый МеМЗ-245 от «Таврии» (53 л.с.).
  • Скорость: 120 км/ч (против 85 км/ч у предшественника).
  • Подвеска: независимая спереди и сзади (пружины вместо торсионов).
  • Тормоза: дисковые спереди.
  • Кузов: стальной каркас + стеклопластиковые панели (лёгкость и антикоррозийность).
-2

Дизайн и модификации:

  • Увеличенная колёсная база (+30 см) — просторный салон.
  • Съёмная пластиковая крыша.
  • Варианты: пикап, версия с тентом, универсал.
  • Испытывался в аэродинамической трубе — для СССР это было новаторством.

Вердикт: ЛуАЗ-1301 был на 100% готов к серийному производству. Оставалось только запустить конвейер.

ЛуАЗ Прото: ленинградский концепт-кар

Годы разработки: 1988–1989
Идея: создать более городской и стильный внедорожник.

-3

Технические особенности:

  • Привод: подключаемый полный (как у Jeep).
  • КПП: 6-ступенчатая (2 понижающие передачи).
  • Двигатель: тот же МеМЗ-245, но сзади — запасное колесо.
  • Подвеска: McPherson спереди, De Dion сзади.
  • Колёса: 16-дюймовые (как у «Нивы»).

Дизайн-фишки:

  • Сдвигаемое заднее сиденье (+10 см пространства в багажнике).
  • Съёмный пластиковый верх.
  • Футуристичный кузов — опередил время на decade.

Судьба: Прото показали в Москве в 1989 году, но восприняли как «игрушку», а не серийный образец.

Почему ни один проект не взлетел?

  1. Распад СССР (1991) — финансирование автопрома прекратилось.
  2. Разрыв кооперационных связей — заводы Союза перестали работать как единый механизм.
  3. Экономический коллапс — Украине было не до запуска новых моделей.

Единственное, что успел Луцкий завод — выпуск ЛуАЗ-1302 (доработанный 969М с двигателем от «Таврии»). Его производили до 2002 года, но тиражи были мизерными.

Что было бы, если бы...

  • ЛуАЗ-1301 мог стать советским Suzuki Jimny — доступным внедорожником для миллионов.
  • ЛуАЗ Прото предвосхитил тренд на кроссоверы-трансформеры (типа Fiat Panda 4x4).

Оба проекта на decade опередили рынок, но остались лишь в виде макетов и прототипов.

-4

Вывод

История ЛуАЗ-1301 и Прото — это символ упущенных возможностей советского автопрома. Талантливые инженеры создавали конкурентоспособные продукты, но система их похоронила. Сегодня эти прототипы — лишь музейные экспонаты и повод для ностальгии по тому, «что могло бы быть».

🚙 А какой прототип нравится вам больше — угловатый ЛуАЗ-1301 или футуристичный Прото? Пишите в комментариях!

Jeep
242,7 тыс интересуются