В конце 1980-х Луцкий автозавод готовил революционную замену легендарному, но допотопному ЛуАЗ-969М. На кону был первый в СССР массовый компактный внедорожник с современным дизайном и полным приводом. Но вместо прорыва страна получила два недостроенных прототипа и очередное «упущенное будущее». Как это происходило — в нашем материале. При всех своих недостатках — слабой динамике, спартанском комфорте и ненадёжности — ЛуАЗ-969М оставался безальтернативным для сельских врачей, охотников и дачников. Цена и проходимость делали его народным любимцем. Но к середине 1980-х конструкция безнадёжно устарела. Завод в Луцке получил задание создать преемника — ЛуАЗ-1301. Параллельно в ленинградском филиале НАМИ талантливые инженеры-самоучки (участники движения «Самавто») начали работу над альтернативным проектом — ЛуАЗ Прото. Впервые в истории советского автопрома над одной моделью независимо работали две команды. Годы разработки: 1986–1991
Плановый запуск в серию: 1992 год Вердикт: ЛуАЗ-1301 был