Найти в Дзене
Точка ART

«Ростовская икона»: гид по выставке в Ростовском кремле

В музее-заповеднике «Ростовский кремль» открылась масштабная выставка «Ростовская икона», представляющая результаты многолетних исследований ростовской иконописной школы. В экспозицию вошли памятники XIII-XVI веков из музейных и частных собраний, отражающие различные этапы развития художественного стиля. Посетители смогут увидеть как известные произведения, так и иконы, впервые представленные после реставрации, в том числе памятники из отдаленных северных земель. В рубрике «Экскурсия для чтения» журнал Точка ART расскажет о самых выдающихся экспонатах выставки, чтобы глубже понять духовные и художественные особенности ростовской иконописи. Ростов, один из старейших городов Руси, долгое время служил центром духовного и культурного влияния, распространяя христианство далеко за пределы Залесских земель. Уже в XIII-XIV веках здесь сложилась самобытная художественная школа, чьи традиции сохранялись и после вхождения в состав Московского княжества. Для ростовской живописи характерны особая о

В музее-заповеднике «Ростовский кремль» открылась масштабная выставка «Ростовская икона», представляющая результаты многолетних исследований ростовской иконописной школы. В экспозицию вошли памятники XIII-XVI веков из музейных и частных собраний, отражающие различные этапы развития художественного стиля. Посетители смогут увидеть как известные произведения, так и иконы, впервые представленные после реставрации, в том числе памятники из отдаленных северных земель. В рубрике «Экскурсия для чтения» журнал Точка ART расскажет о самых выдающихся экспонатах выставки, чтобы глубже понять духовные и художественные особенности ростовской иконописи.

Пророк Малахия, вторая четверть — середина XVI века © Собрание Музея им. Андрея Рублева
Пророк Малахия, вторая четверть — середина XVI века © Собрание Музея им. Андрея Рублева

Ростов, один из старейших городов Руси, долгое время служил центром духовного и культурного влияния, распространяя христианство далеко за пределы Залесских земель. Уже в XIII-XIV веках здесь сложилась самобытная художественная школа, чьи традиции сохранялись и после вхождения в состав Московского княжества. Для ростовской живописи характерны особая одухотворенность образов и изысканность пластики. Колорит ранних работ насыщен контрастными сочетаниями цветов, а более поздние произведения отличаются сдержанной, тонкой гармонией. Первый расцвет ростовской культуры приходится на начало XIII века, а после монгольского нашествия, в сложных социально-политических условиях, художественные традиции продолжали развиваться.

Богоматерь Умиление. Святые мученики Евстафий и Фекла. Лицевая сторона (Богоматерь): конец XIV века. Оборотная сторона (святые): вторая половина XIII века © Собрание Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль»
Богоматерь Умиление. Святые мученики Евстафий и Фекла. Лицевая сторона (Богоматерь): конец XIV века. Оборотная сторона (святые): вторая половина XIII века © Собрание Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль»

Ростовская иконопись развивалась на протяжении нескольких столетий, переживая периоды расцвета и угасания. Искусствоведы выделяют несколько ключевых этапов: княжение Бориса и Глеба Васильковичей в XIII веке, сближение с московской живописью в XV веке и развитие московского влияния в XVI веке.

Богоматерь Умиление. Святые мученики Евстафий и Фекла. Лицевая сторона (Богоматерь): конец XIV века. Оборотная сторона (святые): вторая половина XIII века © Собрание Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль»
Богоматерь Умиление. Святые мученики Евстафий и Фекла. Лицевая сторона (Богоматерь): конец XIV века. Оборотная сторона (святые): вторая половина XIII века © Собрание Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль»

К концу XVI века Ростов утратил позиции крупного художественного центра, оставаясь при этом важным заказчиком икон. Древнейшим экспонатом выставки стала двусторонняя икона конца XIII века, отражающая влияние византийской традиции.

Христос Вседержитель, первая четверть XV века © Собрание Музея им. Андрея Рублева
Христос Вседержитель, первая четверть XV века © Собрание Музея им. Андрея Рублева

Икона «Христос Вседержитель» начала XV века обнаруживает стилистические параллели с более ранними образцами. В частности, колористическое решение напоминает икону Христа первой трети XIII века, что позволяет проследить преемственность в ростовской иконописи. Вместе с тем, в середине и второй половине XV века ростовская школа формирует собственный, узнаваемый стиль. Влияние московской живописи проявляется в вытянутых пропорциях фигур, однако ростовские мастера сохраняют лаконичность в средствах выражения. В отличие от тенденций «растворения» материи, характерных для московского искусства, ростовская икона подчёркивает рукотворность красочной поверхности и отличается более насыщенным колоритом.

Святая Троица, конец XV века © Собрание Музея им. Андрея Рублева
Святая Троица, конец XV века © Собрание Музея им. Андрея Рублева

Особое место среди ростовских памятников занимает «Святая Троица» конца XV века, поражающая своим высоким качеством исполнения. Исследователи отмечают в ней влияние как московской школы, так и греческих поствизантийских образцов. В то же время, в иконе прослеживаются связи с местной традицией, в частности, с иконами из Чернокулова.

Шествие на Голгофу. Из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Около 1497 года © Собрание Музея им. Андрея Рублева
Шествие на Голгофу. Из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Около 1497 года © Собрание Музея им. Андрея Рублева

Изучение икон из праздничного ряда, таких как «Шествие на Голгофу», позволяет говорить о работе нескольких мастеров, каждый из которых привносил в произведения свой уникальный стиль. Это свидетельствует о существовании в Ростове развитой иконописной школы, способной успешно сочетать столичные тенденции и собственные художественные приёмы.

Великомученик Димитрий Солунский, последняя четверть XV века (?) © Собрание Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль»
Великомученик Димитрий Солунский, последняя четверть XV века (?) © Собрание Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль»

Ансамбль икон конца XV века, некогда украшавший деревянную церковь Димитрия Солунского в селе Поникарово, ныне составляет ценную часть коллекции Музея-заповедника «Ростовский кремль». Этот комплекс включает величественный деисусный чин, насчитывающий тринадцать поясных изображений. Особую ценность представляют иконы местного ряда: образ Богоматери Одигитрии и икона, посвящённая Великомученику Димитрию Солунскому с житийными сценами. Дополняют собрание фрагменты Царских врат, сохранившиеся в виде шести «спилков».

Царские врата, 1562 год
Царские врата, 1562 год

Созданные в 1562 году Царские врата из церкви Иоанна Богослова являлись частью убранства Богоявленского собора Авраамиева монастыря. Впечатляющий размер врат указывает на их соответствие масштабам каменного собора. Инок Исаия, имя которого вырезано на вратах, считается мастером резьбы, а не иконописцем, так как живопись занимает незначительное место в оформлении. Резьба украшена орнаментальными мотивами вьюна, схожими с теми, что использовались для декора резных икон. Существует версия, что эти врата и икона «Богоматерь Одигитрия (Клобуковская)» являются результатом сотрудничества мастеров из Ростова и Твери.

Ростовские святители Леонтий, Исаия, Игнатий, конец XV — начало XVI века © Собрание Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль»
Ростовские святители Леонтий, Исаия, Игнатий, конец XV — начало XVI века © Собрание Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль»

Икона «Ростовские святители Леонтий, Исаия, Игнатий», датируемая рубежом XV-XVI веков, представляет собой ценный артефакт, чьё происхождение остаётся загадкой. Предполагается, что ее создание связано с канонизацией святителя Игнатия Ростовского в период правления архиепископа Вассиана. Этот образ, возможно, предназначался для Успенского собора, где покоились мощи святителя Исаии. В иконографии прослеживается параллель между ростовскими святыми и вселенскими учителями Церкви, что подчёркивает их значимость для православной традиции. Тонкая живопись, основанная на деликатных светлых оттенках, и изображение Богоматери «Воплощение» в верхней части иконы дополняют её художественный замысел.

Распятие Христово, вторая четверть — середина XVI века © Собрание Музея им. Андрея Рублева
Распятие Христово, вторая четверть — середина XVI века © Собрание Музея им. Андрея Рублева

Влияние Ростова Великого ощутимо в произведениях искусства северных земель, особенно в Каргополье. Об этом свидетельствует иконостас Преображенского собора Кенского Пахомиева монастыря, созданный, вероятно, ростовскими мастерами с участием местного художника. Экспедиция Л.М. Евсеевой спасла из утраченных монастырских храмов несколько икон, среди которых выделяются три работы середины XVI века. «Распятие» из нижнего местного ряда поражает экспрессивной манерой письма и контрастом цветов на темно-синем фоне. Образ Василия Великого, напротив, отличается мягкой живописью и золотым фоном, что указывает на работу ростовского иконописца. В пророческом ряду сочетаются элементы обеих икон, демонстрируя синтез различных художественных приёмов.

Выставка «Ростовская икона. Памятники XIII–XVI веков из музейных и частных собраний» в музее-заповеднике «Ростовский кремль» работает до 26 октября 2025 года.

Журнал Точка ART благодарит музей-заповедник «Ростовский кремль» за помощь в подготовке материала.

Больше экскурсий для чтения — на сайте журнала:

Ростовский кремль: сердце древнего города Тула: экскурсия по первому региональному филиалу Исторического музея Между раем и адом: гид по фрескам Снетогорского монастыря «Калязин. Фрески затопленного монастыря»: гид по экспозиции в Музее архитектуры имени А.В. Щусева Курица на голове: гид по выставке «Кокошник. Традиции красоты» в Коломенском Спор о бороде: гид по выставке в Митрополичьих палатах Ярославля