Найти в Дзене
«По России, танцуя»

Степь и горы в орнаменте: Региональные особенности башкирского костюма

"После зарождения мира расселились люди в разных местах и стали жить-поживать. Каждому народу был дан свой определенный язык, своя одежда..." - гласит одно из башкирских преданий. Но ведь на самом деле национальный костюм башкир не просто данность, а воплощение многовековой истории и традиций, отражение образа жизни и характера народа. Не зря в Башкортостане День национального костюма отмечают дважды в год — в третью пятницу апреля и вторую пятницу сентября. Здравствуйте! Меня зовут Рысева Наталия, я участница проекта «По России, танцуя» и сегодня я расскажу Вам о региональных особенностях традиционного костюма башкир. А так же, я расскажу о том, почему некоторые башкиры носят русские сарафаны! Лекция составлена совместно с нашим консультантом, Усмановой Салимой Маратовной - этнографом, заслуженным работником культуры Республики Башкортостан. Башкирский национальный костюм представляет собой уникальное сочетание традиций, культуры и истории народа. Его корни уходят в глубокую древно
Оглавление

"После зарождения мира расселились люди в разных местах и стали жить-поживать. Каждому народу был дан свой определенный язык, своя одежда..." - гласит одно из башкирских преданий. Но ведь на самом деле национальный костюм башкир не просто данность, а воплощение многовековой истории и традиций, отражение образа жизни и характера народа. Не зря в Башкортостане День национального костюма отмечают дважды в год — в третью пятницу апреля и вторую пятницу сентября.

Здравствуйте! Меня зовут Рысева Наталия, я участница проекта «По России, танцуя» и сегодня я расскажу Вам о региональных особенностях традиционного костюма башкир.

А так же, я расскажу о том, почему некоторые башкиры носят русские сарафаны!

Лекция составлена совместно с нашим консультантом, Усмановой Салимой Маратовной - этнографом, заслуженным работником культуры Республики Башкортостан.

-2

Башкирский национальный костюм представляет собой уникальное сочетание традиций, культуры и истории народа. Его корни уходят в глубокую древность, когда одежда не только защищала от суровых климатических условий, но и служила важным элементом самовыражения и идентификации. В каждом элементе наряда отражены особенности быта, религиозные убеждения и социальный статус башкир. Мужские и женские костюмы отличались не только по крою, но и по декоративным элементам, что подчеркивало их уникальность.

Башкирский костюм является ярким примером того, как проявляются различия в одежде разных регионов одной страны. Северная Башкирия первой начала переход к оседлому образу жизни. Здесь население занималось изготовлением тонкой пряжи из растительных волокон (конопли, льна), развивалось узорное ткачество. В южных районах выделывали грубое и тонкое сукно, катали обувь и валяли головные уборы, сохраняя навыки скотоводческого хозяйства.

-3

Выделяют целых семь вариаций традиционного наряда: у северо-западных башкир, северо-восточных, юго-западных, юго-восточных, центральных, восточных и башкир самаро-иргизских поселений. В каждой вариации есть элемент, характерный только для этого региона.

Северо-запад

Только представьте себе!

На северо-западных просторах Башкирии, где ветры шепчут древние сказания, живёт народ с богатой душой и ярким костюмом, словно отражением их богатой культуры. Мужчина в длинной шерстяной куртке, украшенной тонкой вышивкой, словно носит на себе историю предков. Его меховая шапка — как символ зимней стражи, а кожаный пояс с серебряными украшениями — как драгоценное ожерелье времени.

Женщина в ярком платье, расшитом узорами в виде волшебных символов природы, словно сама природа одарила её своим великолепием. На плечах — изящная шаль или платок с кружевами и вышивкой, а вокруг шеи — серебряные ожерелья, сияющие как звёзды ночного неба. Головной убор — кокошник или платок, украшенный вышивкой и бисером, словно венец красоты и традиций.

Этот костюм — не просто одежда, а живое полотно истории и культуры. Он сияет на праздниках и свадьбах, рассказывая о богатстве духа и мастерстве народа, что веками хранит свои обычаи и традиции под покровом времени.

И это действительное описание, ведь традиционный костюм северо-западных башкир отличается богатством украшений, яркими цветами и особенностями, характерными для их региона и культуры. Вот основные черты:

-4

В женском костюме:

  • Рубаха с геометрической вышивкой, туникообразного кроя с одной оборкой (воланом) по низу.
  • Платье (күлдәк): 

Длинное, с широкими рукавами и отложным воротником. В конце XIX века платья часто украшались широкой оборкой на уровне талии.

  • Фартук (алъяпкыс): 

Носился поверх платья, часто из узорных тканей красного или желтого цвета, с вышивкой и декоративными элементами.

  • Камзол (елән): 

Легкий, узкий в талии и расклешенный книзу, надевался поверх платья летом.

  • Головной убор: 

Белый чулокообразный колпак, налобная лента из позумента. Замужние женщины носили платок (француз яулыҡ), а пожилые женщины — белое покрывало (кыйыҡса), закрывающее плечи.

  • Украшения: 

Ожерелья из монет (hырға), ленты-накосники (сәскәп), аркалыҡ, перевязи (дәүет) и застежки-запонки (яғасылбыры) из серебра, кораллов и бисера.

  • Обувь: Сабата (лапти) летом и кожаные башмаҡ (туфли) в праздники.
-5

-6

В мужском костюме:

  • Рубаха-косоворотка.
  • Камзол.
  • Широкие шаровары.
  • Тюбетейка с вышивкой трелистник (3 дубовые листочка соединенные в одну розетку) или войлочная шляпа.

В костюмах использовались натуральные ткани, такие как холст, пестрядь, бархат и шёлк. Орнаменты включали геометрические узоры, вышивку, аппликацию, а также украшения из монет, кораллов и бисера. Цветовая гамма была насыщенной: красный, синий, желтый, черный и другие цвета, что придавало костюму яркость и выразительность.

Классификация башкирского народного костюма по ареалам, разработанная башкирским этнографом Светланой Николаевной Шитовой, является фундаментальной в изучении этой темы. Она выделяет несколько локальных вариантов, каждый из которых имеет свои особенности.

Шитова выделяет несколько основных этнографических групп башкир, каждая из которых характеризуется своими особенностями костюма. Эти группы обусловлены историческими, географическими и культурными факторами.

Северо-восток

-7

В женском костюме:

  • Платье отрезное, с отрезной талией, вышитыми цветочным орнаментом рукавами и подолом. 
  • Колпак (плоская тюбетейка) украшенная золотным шитьем или жемчужными бусинами, украшенной бисером, монетами и кораллами.
  • Нагрудное украшение муйынса расшитый полностью монетами.

Представили богатство этого костюма?

-8

-9

Ранее для украшения использовали царское серебро, позже его заменяли на советские (медно-никелиевые) монеты. Так же в оформлении применялись: броши, кораллы, кумбазы, подвески-сердолики, подвески из крашеной смолы, пуговички из натуральных материалов (перламутр, кость, камни, стекло).

-10

В мужском костюме:

  • Косоворотная рубаха с вышитой оторочкой и вышитыми растительным орнаментом рукавами.
  • Шаровары.
  • Кафтан (елян) с отделкой из меха или ткани.
  • Меховая шапка из выдры, вышитые тюбетейки или войлочная шляпа.

 В костюмах использовались натуральные материалы, такие как шерсть, лен и хлопок. Вышивка и орнаменты играли важную роль, так как они не только украшали костюм, но и несли символическое значение. Орнаменты могли символизировать принадлежность к роду, статус в обществе или служить оберегами.

Цветовая гамма костюмов была насыщенной: использовались красные, синие, зеленые и золотистые цвета. Каждый цвет имел свое значение: красный символизировал силу и здоровье, зеленый — природу и молодость, синий — мир и спокойствие.

-11

Костюм отличался практичностью, что было важно для жителей северо-востока Башкортостана, где климатические условия требовали теплой и удобной одежды.

Юго-запад

-12

В женском костюме:

Платье-рубаха с широкими рукавами. 

Елян, подол и спинка полностью украшенный серебряными монетами.

Головной убор - кашмаус длинной лопастью, украшенной кораллами, бисером и монетами.

Многочисленные украшения — серьги, браслеты, кольца.

Нагрудное крашение – Сакал, богато расшитый мордовками или серебряными монетами, бубенцами по краям и коралловыми бусами.

-13

В мужском костюме:

Рубаха.

Шаровары.

Халат (елян).

Тюбетейка стеганная в форме юрты или меховая шапка.

Юго-восток

-14

В женском костюме:

Длинное платье-рубаха с отрезной талией, украшенное несколькими рядами цветных ленточек на подоле.

Елян богато украшенный вышивкой, аппликацией и серебряным монетами в виде треугольника. Вышитые звезды, солнце и горы из кораллвых бус.

Нагрудное украшение из монет, кораллов и ювелирных брошей, и подвесок: селтэр, яга, хакал.

Многочисленные украшения — серьги, браслеты, кольца.

-15

В мужском костюме:

Рубаха с ластовицами, вышитые геометрическим орнаментом манжетами и вортоником, вортоник также украшен с ниспадающими с двух сторон шнурками с кисточками. 

Штаны из плотной ткани.

Кафтан косоворотка из сукна. 

Меховая шапка - малахай (бурек) и стеганная тюбетейка в форме юрты.

-16

Несмотря на локальные различия, башкирскому народномукостюму присущи и общие черты:

По этому я хотела бы заострить здесь внимание на общих чертах традиционного башкирского костюма.

Практически каждый элемент костюма, будь то узор вышивки, цвет ткани или способ повязывания платка, нес определенный смысл и мог указывать на возраст, социальный статус, семейное положение или даже происхождение из конкретной деревни. Например, определенный узор мог символизировать плодородие, защиту от злых сил или пожелание благополучия.

Касаемо украшений: их количество и качество, особенно бисера, монет и кораллов, на женском костюме часто служили индикатором благосостояния семьи. Чем больше украшений, тем богаче считалась семья.

-17

Костюм играл важную роль в обрядовой жизни. Специальные наряды надевали на свадьбы, похороны, религиозные праздники и другие важные события. Эти костюмы могли отличаться от повседневных по крою, цвету и украшениям.

Несмотря на общие черты, костюмы в разных районах Башкортостана могли иметь свои уникальные особенности, отражающие местные традиции и влияние соседних народов.

Головной убор женщины был самым информативным элементом костюма. По нему можно было сразу определить, замужем она или нет, сколько у нее детей и даже из какого она рода. Например, у замужних женщин головной убор был более сложным и полностью закрывал волосы, что считалось признаком скромности и уважения к традициям.

-18

Часто элементы костюма, особенно украшения и головные уборы, передавались из поколения в поколение, становясь ценными семейными реликвиями. Они не только служили украшением, но и хранили память о предках.

Влияние ислама прослеживается в скромности и закрытости женского костюма, особенно в головных уборах и длине рубахи. Однако костюм сохранил и доисламские элементы, такие как обереги и символические узоры.

Несмотря на влияние современной моды, в некоторых деревнях и семьях до сих пор сохраняются традиции изготовления и ношения народных костюмов. Это способствует сохранению культурного наследия и передаче знаний и умений молодому поколению.

В старину для окрашивания тканей и нитей использовались только натуральные красители, получаемые из растений, минералов и животных. Это придавало костюмам уникальные оттенки и делало их экологичными.

Использование классификации Светланы Шитовой позволяет систематизировать знания о башкирском народном костюме и лучше понять его особенности и значение для культуры башкирского народа.

Центральная часть

-19

Особенности, характерные для центральной части:

  • Башкирский этнос: В центральной части Башкортостана преобладает башкирское население, поэтому костюмы, изначально, будут в большей степени отражать именно башкирские традиции.
  • Умеренность в украшениях: В сравнении с южными районами, где сильнее влияние кочевых традиций, костюмы центральной части несколько более сдержанны в украшениях.
  • Специфические узоры вышивки: В центральной части преобладали определенные узоры вышивки, связанные с местными легендами и традиционными промыслами.

Женский костюм состоит из уже знакомых нам элементов:

  • Рубаха;
  • Камзол;
  • Передник;
  • Платье;
  • Пояс;
  • Головной убор.
-20

Мужской костюм схож со всеми вышеперечисленными регионами.

Восток

-21

Влияние полукочевого образа жизни башкир, проживавших в восточных районах, могло отразиться на крое и материалах костюма. Например, удобство для верховой езды, использование более прочных и износостойких тканей: холста, сукна, кожи, меха и шерсти, бархата, шелка (для богатых).

Влияние казахской и других соседних культур несомненно отражается в орнаментах и деталях отделки.

-22

Женский костюм это:

  • Рубаха;
  • Камзол: Безрукавка, сшитая из более дорогой ткани (бархат, шелк, сукно). Часто украшался вышивкой, аппликациями, бисером.
  • Передник: Мог быть украшен оборками, вышивкой, лентами.
  • Пояс: Тканый или плетеный пояс с кисточками или бахромой.
  • Головной убор: у девушек это все так же платки, шапочки, украшенные монетами, бисером, перьями. Замужние женщины носят Кашмау с длинными лопастями, закрывающими грудь и спину, башлык (капюшон) и платки.
-23

Мужской костюм схож со всеми вышеперечисленными регионами.

Самаро-иргизские поселения

Самаро-иргизские поселения – это группа населенных пунктов, основанных переселенцами с территорий Самарской и Саратовской губерний (в частности, из районов, прилегающих к рекам Самара и Большой Иргиз) на территории Башкортостана. Эти переселенцы, как правило, представляли собой русское старообрядческое население. Следовательно, традиционный костюм Самаро-иргизских поселений в Башкортостане будет в большей степени отражать традиции русского народного костюма, адаптированные к местным условиям.

И я сейчас начну рассказывать про Женский костюм, и вы убедитесь, что видео ряд можно не накладывать, вы прекрасно представите этот костюм:

  • Рубаха (косоклинная): Длинная, из холста или льна, с длинными рукавами. Украшена вышивкой по подолу, рукавам и вороту. Часто носили две рубахи: нижнюю (стан) и верхнюю (рукава).
  • Сарафан: Наиболее распространенный вид одежды. Мог быть косоклинным, прямым или "круглым" (с оборками).

Посмотрим, совпадают ли наши представления с реальностью?!

-24

-25

Шили сарафаны из холста, сатина, кумача, шерсти. Цвет сарафана часто зависел от возраста женщины: пожилые носили темные, молодые – более яркие.

  • Пояс: Тканый или плетеный, часто с кисточками на концах.
  • Передник (запон, фартук): Обязательный элемент костюма. Украшался вышивкой, кружевом, лентами.
  • Головной убор: Девушки: Ленты, повязки, венки. Головные уборы напоминали южнобашкирские. Своеобразие костюма этих мест заключалось в украшениях: пониже нагрудника саҡал часто надевали селтәр; эти два различного происхождения нагрудника стали здесь составными частями одного большого украшения. Девушки прикрепляли к основанию косы елкэлек, в отличие от юго-восточного — треугольной формы. Вместе с ним носили налобную повязку, похожую на демскую.
-26

-27

Замужние женщины: Повойник (мягкая шапочка, полностью закрывающая волосы), платок (часто белый или темный). Сорока - более сложный головной убор, состоящий из нескольких частей, надевался по большим праздникам.

  • Обувь: Лапти, кожаные ботинки.

Как вы думаете, мог выглядеть костюм Ковалера дамы в таком костюме? Правильно!

Мужской костюм:

  • Рубаха (косоворотка): С разрезом сбоку и воротником-стойкой. Шилась из холста или льна.
  • Порты (штаны): Из холста или сукна.
  • Пояс: Кушак или тканый пояс.
  • Кафтан: длинный, с рукавами.
  • Шапка: Валяная или меховая.
  • Обувь: Лапти или сапоги.
-28

-29

Связанные со старообрядчеством отличительные черты, это:

  • Скромность и закрытость: Более закрытый силуэт, длинные рукава, отсутствие ярких и вызывающих украшений.
  • Особые виды головных уборов: Повойник и сорока у замужних женщин, определенные способы повязывания платков.
  • Символика в поясе: Ведь пояс это символ духовной связи и защиты.
-30

Вот такая объемная лекция о региональных особенностях традиционного костюма Республики Башкортостан у нас получилась, если Вам есть чем с нами поделиться, то оставляйте комментарии, мы с радостью все читаем и отвечаем на каждый отзыв.

С Вами была Рысева Наталия, Я горжусь своей страной и с большим удовольствием изучаю и рассказываю вам об особенностях культуры Башкирии.

И помните, всякая традиция живет благодаря интерпретации.