Найти в Дзене
Елена Чудинова

Почему я не считаю поляков образцовым католическим народом?

Как и обещала недавно, отдельно разбираю эту тему. То там, то здесь, впрочем, я ее касалась не раз, но стоит объединить. Но сразу оговоримся: тотально всех поляков записывать в не вполне католики мы не станем. Я сама встречала и встречаю замечательных польских христиан. И русофилы среди поляков тоже есть, даже сейчас. Но едва ли справедливо игнорировать общенациональный менталитет, который не устает удивлять. Популярный миф о невероятной католической набожности поляков настолько силен, что заголовок моего текста не может не шокировать. Но давайте посмотрим, так ли соответствует миф реальности? Для начала отправимся во времена от нас довольно далекие, в 1808 год. Битва при Сомосьерре. Это горная теснина. Через горный хребет проходит единственная дорога, узкая, опасная и крутая. Бонапарт движется на Мадрид. Генерал Сан-Хуан держит оборону. Он расставил пушки на каждом дорожном витке, дорога полностью простреливается, позиция кажется неприступной. Один раз сунувшись, французы больше не р
А правда-то вылезает наружу. Вглядимся в фигуру, защищающую пушку. В человека, которого сейчас изрубят.
А правда-то вылезает наружу. Вглядимся в фигуру, защищающую пушку. В человека, которого сейчас изрубят.

Как и обещала недавно, отдельно разбираю эту тему. То там, то здесь, впрочем, я ее касалась не раз, но стоит объединить. Но сразу оговоримся: тотально всех поляков записывать в не вполне католики мы не станем. Я сама встречала и встречаю замечательных польских христиан. И русофилы среди поляков тоже есть, даже сейчас. Но едва ли справедливо игнорировать общенациональный менталитет, который не устает удивлять.

Популярный миф о невероятной католической набожности поляков настолько силен, что заголовок моего текста не может не шокировать. Но давайте посмотрим, так ли соответствует миф реальности?

Для начала отправимся во времена от нас довольно далекие, в 1808 год. Битва при Сомосьерре. Это горная теснина. Через горный хребет проходит единственная дорога, узкая, опасная и крутая. Бонапарт движется на Мадрид. Генерал Сан-Хуан держит оборону. Он расставил пушки на каждом дорожном витке, дорога полностью простреливается, позиция кажется неприступной. Один раз сунувшись, французы больше не решаются наступать. И тут в очень креативную голову Бонапарта приходит мысль. Ведь рядом - эскадрон польских улан. "Поляки, возьмите эти пушки", говорит Бонапарт. Один из его офицеров пытается вмешаться: "Это невозможно!" Но в ответ раздается: "Для моих поляков нет ничего невозможного!"

И это - работает. "Вперед, сукины дети, на вас смотрит император!!" - кричит командир, пришпоривая коня.

Впереди четыре, четыре батареи... Поляки мчатся вперед, ржут в анонии кони, люди превращаются в кровавое месиво, задние скачут через тела передних, в свой черед устилая собой дорогу следующим.

Прорыв осуществлен, Бонапарт доволен. В начале декабря его войска входят в Мадрид.

Герои на грани самоубийства ради победы? Да. А теперь посмотрим, возможно ли католикам гордиться таким геройством.

Кто-нибудь удивлен, что убийца это рекламировал?
Кто-нибудь удивлен, что убийца это рекламировал?

Армия Бонапарта - первая в христианском мире армия, не имеющая полковых священников. В христианскую Испанию вторгаются воинствующие безбожники. (Чуть забегая вперед по времени, скажу точное число католиков, вошедших уже в Москву в армии Бонапарта. Предположите число. Три тысячи? Триста? Тридцать, наконец? Не угадали. Трое. Что позволило вычислить эту фантастическую цифру - опять же отдельная тема. Если интересно - расскажу, пишите в комментариях).

Итак: замечательные католики поляки, проявив героизм, прокладывают дорогу армии, идущей разорять католические монастыри, осквернять храмы, убивать монахов и кощунствовать над монахинями. И она встречает, разумеется, то же самое народное сопротивление, что и позже в России.

Ах, да: поляки же еще такие любители свободы! По этой причине они, надо полагать, ради никак не польского правителя идут лишить национальной свободы Испанию. Замечательно, не так ли?

Трогательно-то как...
Трогательно-то как...

Но - дела давно минувших дней. Какой смысл корить поляков тем, что их предки обожествляли Бонапарта? Мало ли у любой нации исторических ошибок, есть ли хоть одна без оных?

Как бы ни так. Нарочно посчитайте, сколько полотен польских художников посвящено этому сомнительному подвигу. Сомосьеррой в Польше гордятся до сих пор. В середине века уже ХХ, в популярной песни "Красные маки на Монте-Кассино" поется:

Runęli przez ogień, straceńcy,
Niejeden z nich dostał i padł.
Jak ci z Samosierry szaleńcy,
Jak ci spod Rokitny, sprzed lat.

Бежали на огонь, Многие из них пали.
Как те из Самосерры безумцы,
Так и те из-под Рокитны, как много лет назад.

То есть: давние герои дают пример нынешним.

Не в том упрек, что некогда поляки шли умирать за того, кого в христианских странах народ счел антихристом. Они гордятся этим до сих пор, вот, что изумляет.

Еще немножечко стихотворности. Польша - единственная страна, в гимне которой прославляется правитель другой страны.

Przejdziem Wisłę, przejdziem Wartę,
Перейдём Вислу, перейдём Варту,
Będziem Polakami.
Будем поляками.
Dał nam przykład Bonaparte,
Дал нам пример Бонапарт,
Jak zwyciężać mamy.
Как побеждать мы должны.

Но только ли когда речь идет о Бонапарте поляки забывают о Господе Христе?

Увы, нет.

Но сейчас мы продолжим разговор.

изображения из открытого доступа