Найти в Дзене

Восстановление аварийных объектов: муниципальное частное партнерство

Данное направление широко применяется в практике муниципального управления, однако актуальным остается вопрос сдачи муниципальных аварийных объектов в аренду при сохранении их функционального назначения. Рассмотрим это направление более подробно. Предоставление аварийных муниципальных объектов в аренду в целях их восстановления и сохранения функционального направления актуально для восстановления аварийных бань, детских садов, памятников культурного наследия, спортивных и иных социальных объектов. Реализация данной формы муниципального частного партнерства возможно при наличии заинтересованности частных партнеров, наличия муниципальных нормативных правовых актов, позволяющих предоставлять объекты на льготных условиях. Заключение договоров аренды осуществляется в соответствии со статьей 17.1 и пунктом 4 части 3 статьи 19 федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», статьями 14, 18 федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимат

Данное направление широко применяется в практике муниципального управления, однако актуальным остается вопрос сдачи муниципальных аварийных объектов в аренду при сохранении их функционального назначения. Рассмотрим это направление более подробно.

Предоставление аварийных муниципальных объектов в аренду в целях их восстановления и сохранения функционального направления актуально для восстановления аварийных бань, детских садов, памятников культурного наследия, спортивных и иных социальных объектов. Реализация данной формы муниципального частного партнерства возможно при наличии заинтересованности частных партнеров, наличия муниципальных нормативных правовых актов, позволяющих предоставлять объекты на льготных условиях. Заключение договоров аренды осуществляется в соответствии со статьей 17.1 и пунктом 4 части 3 статьи 19 федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», статьями 14, 18 федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Основной задачей органов местного самоуправления здесь становится создание привлекательных условий для частных партнеров:

- долгосрочный период, на который передается муниципальный аварийных объект, как правило, от 10 лет;

- льготная стоимость аренды.

В городском округе Люберцы, для примера, муниципальные объекты с износом более 80 процентов предоставляются в долгосрочную аренду по цене один рубль за квадратный метр, а в случае если износ составляет от 40 до 80 процентов, то размер аренды равен размеру налога на имущество организаций - 2,2 процента от кадастровой стоимости.

Такой подход позволил в городском округе Люберцы с 2015 года восстановить 6 муниципальных аварийных социальных объектов, сохранив их функциональное назначение без привлечения бюджетных средств в их реконструкцию и эксплуатацию. Как пример, таких объектов:

- объект культуры регионального назначения «Дом Круминга». Общий объем инвестиций составил 49 млн.руб. в текущих ценах. Объект предоставлен в аренду на срок 49 лет. В настоящее время на объекте проводятся выставки, объект предоставляется частным партнером в аренду под различные тематические мероприятия.

- две муниципальные бани, общий объем частных инвестиций в восстановление составил 61 млн.рублей в текущих ценах. Срок аренды составляет от 20 лет. Частный оператор осуществляет эксплуатацию объекта. Для социально незащищенных слоев населения действуют льготы.

- детский сад на 120 мест, общий объем частных инвестиций в восстановление составил 27 млн.руб. Объект предоставлен в аренду на срок 20 лет. В данном случае совместно с Правительством Московской области осуществляется компенсация затрат частному оператору за посещение детского сада каждым ребенком, таким образом, что общая ежемесячная стоимость услуг для родителей, как правило, сохраняется на уровне 8000 рублей в месяц (в муниципальном детском саде оплата в месяц составляет 4000 рублей).

В настоящее время в процессе восстановления еще два детских сада на 240 мест и баня. Общий объем инвестиций составит порядка 100 млн.рублей. Объекты переданы в аренду на срок 49 лет при условии их восстановления в течении трех лет.

Отдельно рассмотрим передачу в аренду муниципальных объектов благоустройства, которые расположены на придомовой территории многоквартирных домов. Это, как правило, детские и спортивные площадки. Органы местного самоуправления в соответствии со статьей 17.1 федерального закона от 26 июля 2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» объявляют конкурс на право заключения договора аренды. Данные площадки фактически необходимы для содержания и эксплуатации многоквартирного дома в соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса РФ, а также подп. 38 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, подп. «е», «ж» п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491. Таким образом, фактически необходимо передать данные площадки в аренду управляющим компаниям, что позволит обеспечить их эксплуатацию и ремонт за счет частных средств. Данные расходы управляющие компании могут возвращать в рамках включения затрат в размер платы за содержание и текущий ремонт в соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса РФ.

Следует отметить, что такая форма муниципального частного партнерства как передача в аренду муниципального имущества от получения инициативы от частного оператора по срокам составляет до 97 дней. Это значительно меньше сроков, которые необходимы, чтобы запустить классические формы муниципального частного партнерства, с учетом всех согласований (рисунок 1):

- на 413 дней меньше срок аренды, чем запуск реализации с использованием инструментов концессии, предусмотренный федеральным законом от 21.07.2005 №115-ФЗ. Всего при получении частной инициативы по концессии до заключения соглашения процедура может растянуться до 510 дней от момента получения частной инициативы.

- на 953 дня меньше срок аренды, чем запуск реализации с использованием инструментов муниципального частного партнерства, утвержденным федеральным законом от 13.07.2015 №224-ФЗ. Всего при получении частной инициативы по муниципальному частному партнерству до заключения соглашения процедура может растянуться до 1050 дней.

Именно значительные временные отличия, а также отсутствие у органов местного самоуправления необходимости в дополнительных согласований с региональными органами государственной власти, делает аренду более привлекательной формой муниципального частного партнерства.

Сыров А.Н. Муниципальное частное партнерство – инструмент социального экономического развития / А.Н.Сыров // Вопросы региональной экономики. 2023. №4(57). С.141 – 149.