Найти в Дзене

Когда живопись показала правду: картины передвижников, потрясшие Россию

Публика ошеломлена. Это не были парадные портреты и мифологические сцены для дворцов. Здесь был народ — крестьяне, бедняки, деревенская Россия, жизнь без прикрас. Люди на этих полотнах были похожи на зрителей. Впервые русский человек увидел себя — с грязью под ногтями, с горем в глазах, но и с достоинством, которого не замечала Академия. Когда-то я рассказывала на канале про Артель Крамского – тех дерзких художников, которые бросили Академию и решили жить и творить вместе. Но тогда мы оставили наших бунтарей на распутье: их смелая коммуна трещала по швам, семьи, личные амбиции, да и просто жизнь брали свое. Идея, которая казалась такой светлой, начинала рассыпаться. И вот в этот переломный момент в 1869 году в Петербург из Италии возвращается Николай Николаевич Ге. Как выдающийся выпускник Императорской Академии художеств, он получил так называемую «пенсию» от Академии для поездки за границу и вернулся с идеей, которая перевернула всё с ног на голову. Ге увидел, как в Европе искусство

Публика ошеломлена. Это не были парадные портреты и мифологические сцены для дворцов. Здесь был народ — крестьяне, бедняки, деревенская Россия, жизнь без прикрас. Люди на этих полотнах были похожи на зрителей. Впервые русский человек увидел себя — с грязью под ногтями, с горем в глазах, но и с достоинством, которого не замечала Академия.

«Боярыня Морозова» Василий Суриков 1884-1887 годы
«Боярыня Морозова» Василий Суриков 1884-1887 годы

Когда-то я рассказывала на канале про Артель Крамского – тех дерзких художников, которые бросили Академию и решили жить и творить вместе. Но тогда мы оставили наших бунтарей на распутье: их смелая коммуна трещала по швам, семьи, личные амбиции, да и просто жизнь брали свое. Идея, которая казалась такой светлой, начинала рассыпаться. И вот в этот переломный момент в 1869 году в Петербург из Италии возвращается Николай Николаевич Ге. Как выдающийся выпускник Императорской Академии художеств, он получил так называемую «пенсию» от Академии для поездки за границу и вернулся с идеей, которая перевернула всё с ног на голову.

Ге увидел, как в Европе искусство живет не только в салонах элиты, а выходит к людям. В Москве он заражает этой мыслью коллег – Перова, Мясоедова, а потом едет в Петербург, где Артель уже на грани распада. Крамской, этот вечный организатор, сразу подхватывает: "А что если не сидеть в одной квартире, а ездить по всей России с выставками?" Идея простая, но гениальная – передвижные выставки! Не ждать, пока публика придет в Академию, а самим идти к ней.

«Дождь в дубовом лесу» Иван Шишкин 1891 год
«Дождь в дубовом лесу» Иван Шишкин 1891 год

В 1870 году художники официально создают Товарищество передвижных художественных выставок. Среди них были такие мастера, как Иван Крамской, Илья Репин, Василий Перов, Василий Суриков, Иван Шишкин, Виктор Васнецов, Исаак Левитан, Алексей Саврасов и многие другие. Каждый работал в своём стиле, но всех объединяло одно: стремление показать правду и пробудить в зрителях любовь к Родине и чувство сострадания. Главный принцип единомышленников – независимость от Академии. Никаких золотых медалей и казённых подачек, только свой труд. Они вносят взносы в общую кассу, делят доходы от продаж (25% от каждой картины шло в фонд).

Илья Репин «Крестный ход в Курской губернии» между 1880 и 1883 годами
Илья Репин «Крестный ход в Курской губернии» между 1880 и 1883 годами

Их первая выставка открылась в Петербурге в 1871 году. Было представлено 47 картин от 16 художников. Это был взрыв: одни зрители плакали, другие смеялись, но никто не оставался равнодушным. Картины не про мифических богов, а про реальность современной России — социальные проблемы, простых людей, деревню, бедность и радости, которые окружали каждый день крестьян.

«Грачи прилетели» Алексей Саврасов 1871 год
«Грачи прилетели» Алексей Саврасов 1871 год

За 50 лет (до 1923 года) они устроили 47 выставок, которые кочевали по 20-30 городам. Представьте, в глубинках, где люди никогда не видели настоящей живописи, вдруг появляется Репин с "Бурлаками на Волге" — это же портрет народного горя и силы, а Шишкин и Левитан, их пейзажи как признание в любви русской природе, без прикрас. Они показывали, что искусство может критиковать общество, будить совесть. И это работало: поддержку художникам оказывали критики и коллекционеры. Особая роль принадлежала Владимиру Стасову, который советовал темы для картин, помогал организовывать выставки и писал статьи. А Павел Третьяков, будущий создатель Третьяковской галереи, покупал работы прямо с выставок, поддерживая художников материально.

«Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Николай Ге 1871 год
«Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Николай Ге 1871 год

Но, как и в Артели, не все было гладко. В 1890-е годы наметился кризис — молодые художники, например, Серов и Коровин хотели больше свободы, экспериментов. Конфликты со "старичками" привели к расколу. В 1903 году часть ушла в "Союз русских художников". А в 1923-м Товарищество официально закрылось, наступали новые времена.

«Портрет Н. Н. Ге» Николай Ярошенко 1890 год
«Портрет Н. Н. Ге» Николай Ярошенко 1890 год

Передвижники существовали более полувека. За это время они провели десятки выставок, изменили русское искусство и показали, что картины могут быть не только красивыми, но и полезными, социально значимыми и просветительскими. Их наследие живо и сегодня: картины Репина, Перова, Шишкина и Левитана до сих пор вызывают эмоции, показывают реальную жизнь XIX века и учат нас видеть правду, сострадать и ценить красоту вокруг.