Для начала цифры: в 2015 году Башстат насчитал в нашей республике 128 тысяч безработных. Спустя десять лет ситуация кардинально изменилась – по итогам первого полугодия 2025 года в службах занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 9 тысяч человек.
От безработицы – к кадровому голоду
По мнению специалистов, у столь кардинальных изменений на рынке труда сразу несколько причин: изменение возрастных пропорций трудоспособного населения страны, высокая смертность из-за пандемии коронавируса, участие трудоспособного населения в специальной военной операции, отток мигрантов, традиционно занятых во многих секторах экономики.
Характеризуя минувшие годы, рекрутинговые агентства как один оперируют эпитетом «кадровый голод». Причем такая ситуация складывается не только в нашей республике. В ноябре 2024 года председатель Центробанка РФ Эльвира Набиуллина, заявив о рекордно низком уровне безработицы в России, отметила, что 73 процента предприятий остро нуждаются в сотрудниках.
Вот и в Башкирии на 1 июля 2025 года насчитывалось более 37 тысяч вакантных мест. Подавляющее большинство из них – это предложения рабочих профессий, а также инженерно-технические специальности на производственных предприятиях.
По словам руководителя туймазинского Центра занятости населения Ильгиза Сагитова, в филиале ГКУ РЦЗН по Туймазинскому району на учете состоят 107 безработных; в банке вакансий насчитывается несколько сот предложений рабочих мест.
Сильнее всего ощущается нехватка специалистов на производстве, в строительстве и в сфере логистики. В свою очередь больше всего вакантных мест в производственной сфере предлагают изготовители промоборудования; производители металлических изделий и заготовок, металлообработчики и пищевики.
В цехах и на производственных участках республики очень нужны токари, фрезеровщики, шлифовщики. Но и «итеэровцам» здесь тоже рады. Особенно – конструкторам, механикам, технологам. Размеры заработной платы инженерно-технических работников на предприятиях Уфы колеблются от 75 тысяч до 160 тысяч рублей. Примерно столько же получают и опытные станочники.
На туймазинских промышленных предприятиях заработки стартуют с 30-35 тысяч рублей. Но работодатели обещают, что, когда будут наработаны стаж и профессиональное мастерство, цифры существенно возрастут.
Человек на своем месте
По мнению специалистов рекрутингового портала HeadHunter, самая многочисленная группа работников на рынке труда — это люди в возрасте от 30 до 40 лет. А вот молодежи катастрофически мало. Почему? Чтобы оценить ситуацию изнутри, мы побеседовали с молодым работником одного из туймазинских предприятий.
— Когда я устраивался сюда на работу, на первом плане для меня были не деньги, а возможность набраться опыта, – говорит 26-летний заместитель начальника бюро технической подготовки производства АО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш» Айдар Гайфуллин. – Я уже шесть лет на заводе и нисколько в нем не разочаровался.
В детстве мне казалось, что специальность «Машиностроение» напрямую связана с проектированием и изготовлением автомобилей.
Когда разобрался что к чему, отступать было поздно. Наоборот, пришлось доучиваться: после Туймазинского индустриального колледжа поступил в Альметьевский филиал Казанского авиацинонного института.
Сейчас Айдар так увлеченно рассказывает об изготовлении оснастки, вычерчивании планировок, о том, чем конструктор отличается от технолога, что поневоле веришь: парень на своем месте.
— У некоторых моих ровесников складывается не совсем верное представление о работе на заводе, – говорит он. – Мол, ну что интересного – изо дня в день по несколько часов подряд потеть у станка или над чертежами. Не берусь говорить за других, но моя работа для людей с богатой фантазией. Только представьте: передо мной ставят задачу – спроектировать траверс (быстросъемный грузозахватный механизм – примечание автора). И я должен практически с нуля придумать приспособление, которое так необходимо в производственном процессе. Это крайне ответственная, но в то же время интересная задача.
Еще больше мне нравится быть не конструктором, а технологом – решать, на каком станке обработать заготовку, с помощью каких инструментов и с какой оснасткой…
Когда из куска металла рождается деталь, которая впоследствии станет частью сложного, важного механизма, разве это может оставить кого-то равнодушным?
Кто чаще падает – тот быстрее взлетает
В ходе разговора Айдар признается, что завод дал ему не только работу.
— Я довольно застенчивый человек. Завод помог мне измениться. Живя в таком муравейнике, я научился общаться с людьми. Многими из них искренне восхищаюсь: рядом со мной трудились и трудятся настоящие самородки.
Вообще, очень важно, чтобы молодого специалиста на начальном этапе опекал опытный наставник. Когда вчерашний выпускник ссуза или вуза приходит в цех или отдел, от более старших коллег зависит очень многое. Потому что одним словом можно как увлечь, помочь раскрыть заложенный в тебе потенциал, так и напрочь убить желание работать здесь дальше.
На заводе придумывают различные мероприятия, чтобы сплотить коллектив, сформировать командный дух.
Когда завод перестает быть местом, где ты «отбываешь» рабочее время, то и его неудачи воспринимаешь как личные.
И стараешься сделать все, чтобы в дальнейшем их не было.
Другой важный момент – свобода действия. Если молодой человек ограничен какими-то рамками, он теряет интерес к делу. Во всем мире мощный технологический рывок совершался там, где человеку дают право на ошибку. Кто чаще падает – тот быстрее взлетает.
Были времена, когда люди работали по инерции. Но они прошли. И сейчас на примере нашего завода — от руководителей до станочников – видно, что люди стали подходить к поставленным задачам осознанно. Верю, что, пусть не сразу, но мы сумеем наверстать упущенное. Во времена СССР у нас была мощная промышленность. А наше поколение чем хуже?
Когда я устроился на предприятие, материальная составляющая была для меня не главной. Меня вдохновлял сам процесс. А сейчас понял, что, когда концентрируешься на получении опыта и знаний, стараешься выложиться по полной. Со временем это приносит результат, который оценивается по достоинству.