Найти в Дзене
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ

Регионы просят мораторий на банкротство фермеров из-за засухи, а крестьян не спросили

Оглавление

В Ростовской области засуха, потеряно 50% урожая. В центральной России урожай неплохой, но льют дожди, и пшеница может остаться на полях. Региональные власти просят центр помочь с субсидиями и ввести мораторий на банкротства фермеров. Крестьяне говорят, что надо им совсем другое.

Ростовский губернатор просит помощи для фермеров у федерального центра. Автор: dpa/picture-alliance/ТАСС. Источник: newizv.ru
Ростовский губернатор просит помощи для фермеров у федерального центра. Автор: dpa/picture-alliance/ТАСС. Источник: newizv.ru

Елена Петрова, Татьяна Свиридова

В Кремль, к Путину

В Ростовской области скосили 99% ранней пшеницы. Год назад с гектара собирали 34,7, а в рекордный 2023 год — 44 ц/га. В этом году средний урожай не превысил 20 ц/га, а местами фермеры убирали и по 3-4 ц.

В Кремле ио губернатора Юрий Слюсарь рассказал главе государства, что потери области очень большие. В прошлом году недособрали 20% урожая, а в этом — и вовсе 30%.

Это признают все эксперты.

«Хотя улучшение прогнозов по урожаю пшеницы в России является фактором, сдерживающим рост мирового рынка, важно помнить, что юг — регион номер один по производству и экспорту — в этом году собрал исторически низкий урожай», — сказал «Интерфаксу» глава «СовЭкон» Андрей Сизов.

Прогноз на урожай зерна в России по-прежнему остается мистерией. Одни аналитические службы дают 128-130 млн тонн на 2025-26 сельскохозяйственный год. Сначала из-за засухи на юге России все выглядело хуже предыдущего года. После того как подтянулись Сибирь и Поволжье, отрасль стала смотреть в будущее оптимистичнее. И только Минсельхоз стоит на своем — по мнению чиновников, в этом году страна соберет 135 млн тонн зерна.

Ростовская область в 2025 году уже скорректировала бюджет, который вместо плюса теперь показывает жирный минус под 30 млрд руб.

Новый хозяин области просит Москву помочь с деньгами. Москва молчит.

На местах крестьяне говорят, что ситуация трагическая.

— 50% недобрала область зерна! Они старое зерно засчитали за урожай этого года. Позориться не хотят до конца, что 50% недополучила область. Не надо никому врать, все знают. И трагедию надо показывать большую. Говорят, что 30%. С нормальными людьми, с высокими людьми я разговаривал. Все со мной согласны и точно так же говорят — 50% недобрали, — рассказал «Новым Известиям» фермер Николай Юзефов.
Николай Юзефов встречается с ио губернатора Юрием Слюсарем. Фото: Правительство Ростовской области
Николай Юзефов встречается с ио губернатора Юрием Слюсарем. Фото: Правительство Ростовской области

«Колюха, ты 75 миллионов получил?»

В Кремле глава Ростовской области просил субсидии. Крестьяне считают, что этот шаг своевременный и нужный, если бы не одно «но». В своем чате «Растениеводство» люди так и пишут: «Ничего нам не достанется».

Главными налогоплательщиками области были и остаются не мелкие крестьянские хозяйства, а крупные агрохолдинги. Если деньги придут из центра, первыми в очереди будут они.

— Холдинги вляпались, обстановка у них очень тяжелая. Раньше они скупали у мелких фермеров зерно и себе присваивали. А в этом году не получилось. И мало того, что засуха. Кто сейчас получит субсидию? Да конечно же, холдинги. Они докажут, что три года назад получали хорошие урожаи, а теперь засуха, ничего не получили. Но причина в том, что им Путин не дал скупать зерно у фермеров. Нельзя сейчас просто так продать и купить, просто так нельзя. Нужен целый пакет документов. Вот почему, — говорит Николай Юзефов.

Раньше фермер засевал 4,5 тыс га и получал субсидии на топливо и удобрения 23-25 млн рублей в год. Сейчас он получает столько же, но земли у него в два раза больше.

— Приезжал ко мне Слюсарь, а с ним журналисты местные. Подошли и спросили, получаю ли я вообще субсидии? Я получил в 2022 году 23 млн, в 2024 году — 25 млн и в 2023 еще. Что они делают? Сложили три года и везде в газетах пишут: Юзефову Слюсарь помог, дал 75 млн! Что за бред? А люди мне звонят: Колян, ты чего, правда, получил столько? Все эти СМИ — брехаловка, честное слово.

▶️ Видео: Николая Юзефова. newizv.ru. Сгорела в Ростовской области не только пшеница, но и подсолнечник

Что попросил губернатор у президента

Помимо денег, глава Ростовской области попросил две вещи: пролонгировать льготные кредиты и заморозить банкротство фермеров. И то, и другое для крестьян без пользы, говорит Николай Юзефов:

— Не знаю, почему губернатор не обратился к нам, к фермерам. Если нам помощь нужна, то совсем другая. Почему они не сказали: у кого есть льготные кредиты, то на полгода или на год проценты не будут платить. Даже 10%. Будут выплачивать эти кредиты, но проценты платить не будут. Вот это была бы помощь!

— Это лучше субсидий?

— Конечно! Вот это и есть субсидия! Допустим, человеку дали пролонгацию льготных кредитов, а в субсидию он не попал. И что? Чем помогли? И так жить не на что, сеять не на что, а банк говорит — проценты плати. Мы тебе на год продлили. То есть, еще год платить чем-то надо. Вот он и говорит: ничего не надо, сразу буду банкротиться.

Еще одна мера, которую продвигает Юрий Слюсарь, — заморозить банкротство мелких фермеров. Но фермеры над этим предложением смеются и говорят: кто им запретить банкротиться? Банк? Люди объявляют о несостоятельности не от хорошей жизни. Когда нечего есть, не на что содержать семью, нет денег ни на сев, ни на все остальное, как они будут жить?

— Полная глупость. Он как банкротился, так и будет банкротится. Если они хотят помочь, то надо помогать не холдингам, которые жируют, а мелким фермерам, которые кормят всю страну, — считает фермер.
Фермеры просят перенесли выплату кредитов на год. Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС. newizv.ru
Фермеры просят перенесли выплату кредитов на год. Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС. newizv.ru

«Мы не надеемся ни на кого»

В своем хозяйстве Николай Юзефов выращивает не только товарное зерно, картофель и лук, но и пшеницу на семена. Каждый год фермеры покупали до тысячи тонн зерна. В этом году многие отказались.

— Три хозяйства отказались, банкротятся, продают землю и все остальное. Они говорят, что им брать не за что. Они взяли свои семена, я не знаю, какой репродукции. Будут сеять свое. Вы понимаете, что творится? Это что за урожай будет на следующий год? — задает нам вопрос фермер.

Сам Николай Юзефов на власти не надеется. Осенью его хозяйство отсеется пшеницей, а на картофель опять наберет кредиты. Закупочная цена на второй хлеб опять опустилась до 12 руб за кг.

— Дело в том, что они убили нас с трех сторон: тут жара, тут ставки по кредитам поднялись и третье то, что нам кредитов могут нам просто дальше не дать. Я гашу, у меня никогда просрочек не было. Но сейчас ситуация тяжелая.

В соседнем Ставропольском крае этот год выдался очень хорошим, говорят и источники «Новых Известий», и фермерское «сарафанное радио». Там и субсидии не нужны, и с льготными кредитами проблем нет. Но общая проблема — закупочные цены — беспокоят всех. Фермер Василий Лопатин говорит:

— Цена, конечно, не устраивает. Восемь лет она не меняется, от 14 до 15 тысяч, в зависимости от качества. Хотя затраты за восемь лет почти в два раза выросли. Понятно, рентабельность снизилась в 1,5-1,7 раз за эти годы. Просто меньше техники покупаем, старую латаем. Везде выжимаешь, чтобы были меньше расходы. Соответственно, получаешь зерно более низкого качества и меньше урожай. Цепочка потом эта тянется.

В чате фермеры говорят, что и льготные кредиты им не по карману.

«Мне 42 года и то я понял, что многие сейчас хотят жить не по средствам. Когда кредиты берете думаете чем платить потом? Чем потом платить кредит?» — пишут люди.

Платить нечем.

---