Классификация автомобильных кузовов делится на категории, основываясь не только на их функциональности, но и на внешнем виде. Прежде всего, это касается их профиля. Если кузов имеет четкие разделения на моторный отсек, пассажирское пространство и багажник, он считается трёхобъёмным. Когда салон и багажник объединены, кузов называется двухобъёмным. Если же двигатель визуально не отделён от остального пространства, такой кузов принято называть однообъёмным или вагонным. Современные дизайнерские решения иногда затрудняют определение реальной функциональности кузова, поэтому при анализе отдельных типов необходимо учитывать эти моменты.
Седан
Седан — это автомобиль с жесткой крышей, двумя рядами сидений, минимум двумя боковыми дверями и отделённым багажником. Название произошло от латинского глагола "sedere", означающего "сидеть", и впервые использовалось автомобилестроителями на модельном ряде Studebaker в 1912 году. Современные седаны, имеют чётко выраженные моторный отсек и багажник, а также четыре двери. Эти машины ориентированы на комфорт пассажиров, предоставляя достаточно пространства, но их конструктивные особенности не позволяют перевозить крупногабаритные предметы.
Существует также категория двухдверных седанов, называемых купе, хотя это не совсем корректно, учитывая наличие заднего ряда сидений. Примером двухдверного седана может служить Chevrolet Camaro.
Лимузин
Лимузин — это удлинённый автомобиль с закрытым кузовом и жесткой крышей. Важно, чтобы водитель и пассажирский отсек были разделены перегородкой для большей конфиденциальности. Хотя во многих случаях лимузинами называют просто удлинённые седаны, строгое определение подразумевает именно наличие перегородки. Первый лимузин появился в начале XX века в США, с тех пор они стали символом роскоши и используются на официальных мероприятиях и свадьбах.
Пикап
Пикап представляет собой гибрид легкового автомобиля и грузовика, обладая капотной компоновкой, двумя дверями и отдельной грузовой платформой. Первые пикапы, такие как Ford T 1919 года, не имели дверей, а современные модели могут быть основаны на платформах внедорожников или легковушек. Более всего распространены пикапы в США, где они используются как для работы, так и для личного использования.
Хэтчбек
Хэтчбек появился в автомобильной терминологии в 70-х годах, но его предшественники существовали еще в 1930-х. Такой кузов имеет наклонную заднюю стенку и дверцу, открывающую доступ к багаже, который объединён с салоном. Хэтчбеки пользуются популярностью за удобство и компактность, предлагая различные размеры, от Kia Ceed до Fiat 500.
Универсал
Универсал — это расширенный хэтчбек с более объёмным задним отсеком и вертикальной задней стенкой. Эти автомобили изначально появились как коммерческие фургоны и стали популярными в Европе благодаря своей вместимости. Универсалы могут иметь различные габариты, удобны для перевозки крупногабаритных грузов.
Лифтбек
Лифтбек — это подтип хэтчбека с наклонным задним стеклом и более длинным задним свесом. Первоначально термин появился в 1973 году с выходом Toyota Celica Liftback. Основное его преимущество — это сочетание вместимости, похожей на универсал, с более стильным внешним видом. Примером современного лифтбека является Skoda Octavia.
Минивэн
Минивэн — это автомобиль, рассчитанный на перевозку до 9 пассажиров с высоким потолком и несколькими рядами сидений. Этот тип кузова, известный как "универсал повышенной вместимости", часто имеет возможность трансформации салона, что делает его удобным для семейного использования. Первые массовые минивэны появились в 1980-х годах от Chrysler и Renault. Хотя популярность таких автомобилей снизилась из-за роста рынка кроссоверов, минивэны продолжают использоваться в корпоративных перевозках.
Купе
Купе — это укороченный автомобиль с жестким верхом и двумя дверями, который изначально определялся как недорогой транспорт. Однако в настоящее время купе ассоциируется с роскошными, высококлассными автомобилями. Он может быть как двухместным, так и с дополнительными задними сиденьями.
Кабриолет
Кабриолет — автомобиль с откидным верхом, который в начале XX века не считался символом роскоши. Сегодня такие модели, как Mercedes-AMG S65 Cabrio и Mini Cabrio, доступны в различных ценовых категориях и могут автоматически открывать и закрывать крышу во время движения. Для классификации как кабриолет автомобилю требуется наличие как минимум двух рядов сидений.
Родстер
Родстер — это двухместный автомобиль с одним рядом сидений и складной крышей. Хотя современные родстеры часто представляют собой двухдверные кабриолеты, их историческое определение включало наличие боковых шторок вместо окон. Современные родстеры, как Mazda MX-5 и Ferrari F8, ориентированы на удовольствие от вождения и, как правило, представляют собой дорогостоящие и престижные модели.
Тарга
Термин "тарга" пришёл из Porsche, который выпустил свою первую модификацию в 1965 году. Он подразумевает наличие жесткой дуги для защиты пассажиров и съёмной верхней части. Тарга также может включать в себя T-top — кузов с жёстким Т-образным каркасом на крыше.
В результате, каждый из типовых кузовов имеет свои характерные черты и назначение, отражая разнообразие автомобильной индустрии и потребностей пользователей.