Я, честно хочу сразу предупредить всех – я не рыбак.
Рыбу ловил в детстве (12-15 лет).
Но, это увлечение и культура рыбалки аукнулись мне спустя тридцать лет…
Все началось с того времени, когда я начал заниматься гарантией подвесных моторов профессионально. Это было в то время, когда, пришлось столкнуться с проблемой рыболовства (с катера, или лодки) напрямую. Особенно, это касалось специфического типа рыбалки – ТРОЛИНГ…
Все неприятности начались после того, как я начал получать необъяснимые (с технической точки зрения), претензий на работу 4-х тактных инжекторных подвесных моторов ЯМАХА, от 60 л.с. и выше (до 350 л.с.). Потом, начались претензии к работе и, 2-х тактных моторов ЯМАХА.
Нестабильная работа, повышенная вибрация, затрудненный запуск и масляные разводы вокруг мотора на воде, это только самый краткий перечень претензий.
Повышенный стук в двигателе, поломки вкладышей коленвала и шатунов, нештатная остановка мотора при сбросе газа – это уже были следствия длительного тролинга на подвесном моторе.
Основная причина во всех этих бедах, была одна – Длительное использование подвесного мотора на толлинговой скорости (на оборотах до 1000, и, ниже холостых оборотов).
Да, я понимаю, что рыбалка на тролинге, на катере, очень привлекательна. Возможно, это, сейчас, один из самых популярных методов рыбалки, в связи с развитием отечественного катеростроения и поставок импортных подвесных моторов с этой функцией (функция регулируемого тролинга). Большинство моделей инжекторных 4-х тактных подвесных моторов всех производителей, теперь имеют такую функцию.
Но, не говорят производители о том, что такой режим эксплуатации (тролинг, на холостых оборотах и ниже), крайне вреден для подвесного мотора. Причина – подвесной мотор не нагревается при работе на холостых оборотах. Наоборот, подвесной мотор охлаждается, работая на холостых оборотах.
Двигатель подвесного мотора не нагревается, топливо не сгорает полностью (в холодном двигателе) и, попадает в моторное масло. Происходит разжижение масла и, все, связанные с этим неприятности.
Конструктивные особенности системы охлаждения подвесного мотора, обуславливают его особый температурный режим работы.
В подвесном моторе, система охлаждения открытого (проточного) типа. Если автомобильный двигатель может перегреться (закипеть) на холостых оборотах, то, подвесной мотор, на холостых оборотах наоборот – охлаждается. Это обусловлено постоянным притоком свежей, охлажденной воды в систему охлаждения. Подвесной мотор, на холостых оборотах не нагревается. По этой причине, КРАЙНЕ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ долгая эксплуатация подвесного мотора на режимах троллинга (регулируемого толинга). Этот режим крайне ОПАСЕН для подвесных моторов. Кроме разжижения масла на подобном режиме (4-х тактный мотор не прогревается и, топливо не сгорает полностью, попадая в моторное масло), моторное масло со смешанным топливом, утрачивает смазочные свойства. Клиент, который увлекается тролинговым режимом на моторе (115 – 300 л.с.), через короткое время попадает на капитальный ремонт мотора, по стоимости сопоставимый со стоимостью самого мотора. Все это связано с особенностями конструкции системы смазки и системы охлаждения подвесного мотора (особенно 4-х тактного).
Кроме того, прошу обратить внимание на следующий факт… Не рекомендуется сразу выключать подвесной мотор, после длительной поездки на высоких оборотах. Во время швартовки, перед выключением подвесного мотора, мотору надо дать поработать на холостых оборотах (что бы остыл). Если сразу выключить мотор, крыльчатка помпы остановится, приток воды в систему остановится, вода сольется из системы охлаждения вниз, а, двигатель (головка блока цилиндров) останется горячей.
Лучший вариант – НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОСНОВНОЙ МОТОР ДЛЯ ТРОЛИНГА, а, использовать “ДОКАТКУ” в виде 5-8 л.с., Маленький мотор, который будет работать в полную силу (на полных оборотах), и, обеспечивать такую же тролинговую скорость катеру, экономя ресурс основному, дорогому мотору (115-300 л.с.).
Возможно, использование подобного варианта (с установкой дополнительного малого мотора), позволит избежать использование дорогого большого мотора на режимах, которые ему будут вредны. Может быть, лучше потратить немного больше денег и, не тратиться потом, на дорогостоящий ремонт мотора 115 или 300 л.с., только по причине тролинга…
Еще раз напоминаю и предупреждаю – тролинг, это не основной режим эксплуатации подвесного мотора. Подвесной мотор предназначен для работы на тех оборотах, на которых он выдает свою паспортную мощность. Не стоит злоупотреблять малыми и холостыми оборотами.
Благодарю Вас за внимание и, надеюсь, что Ваш мотор в рабочем состоянии. Удачи и, хороших впечатлений от летнего сезона и навигации.