Найти в Дзене

Выходной на Ладожском озере: памятники, музеи, маяк, пляж

В прошлой статье я рассказывала о прогулке по городу Всеволожску Ленинградской области и, в частности, о памятниках, посвященных блокаде Ленинграда и легендарной Дороге Жизни. Со статьей можно ознакомиться здесь: А в нынешние выходные мы решили проехать от Всеволожска дальше по железной дороге и побывать непосредственно на побережье Ладожского озера. Погода прогулке благоприятствовала, а наше маленькое путешествие превратилось в эмоционально насыщенное и познавательное приключение. При желании вы также можете его совершить. В зависимости от сезона и погодных условий содержательная часть программы может быть дополнена отдыхом на великолепном песчаном пляже с купанием в Ладожском озере и пикником с шашлыками, которые на берегу приготовят специально для вас (благо здесь для туристов и отдыхающих все предусмотрено). Возможностями беззаботного отдыха мы во время нашей прогулки воспользовались – и Ладогой полюбовались, и на белоснежном песочке понежились, и шашлыки попробовали. Но приехали м
Оглавление

В прошлой статье я рассказывала о прогулке по городу Всеволожску Ленинградской области и, в частности, о памятниках, посвященных блокаде Ленинграда и легендарной Дороге Жизни. Со статьей можно ознакомиться здесь:

А в нынешние выходные мы решили проехать от Всеволожска дальше по железной дороге и побывать непосредственно на побережье Ладожского озера. Погода прогулке благоприятствовала, а наше маленькое путешествие превратилось в эмоционально насыщенное и познавательное приключение. При желании вы также можете его совершить.

В зависимости от сезона и погодных условий содержательная часть программы может быть дополнена отдыхом на великолепном песчаном пляже с купанием в Ладожском озере и пикником с шашлыками, которые на берегу приготовят специально для вас (благо здесь для туристов и отдыхающих все предусмотрено).

Возможностями беззаботного отдыха мы во время нашей прогулки воспользовались – и Ладогой полюбовались, и на белоснежном песочке понежились, и шашлыки попробовали. Но приехали мы сюда в первую очередь с познавательной целью, поэтому об этой составляющей нашего маршрута расскажу подробнее.

ЖД-станция "Ладожское озеро"

А началась наша прогулка прямо с железнодорожной станции, которая так и называется «Ладожское озеро». Сюда приходят электрички с Финляндского вокзала Санкт-Петербурга, для них станция является конечной. При станции находится одноименный поселок, а бескрайнее Ладожское озеро виднеется сквозь сосны прямо от железнодорожных путей.

На станции нас встречает уже знакомый километровый столб – один из многих, установленных вдоль железнодорожной и автомобильной трасс, соединяющих город с легендарным озером.

Километровый столб на Дороге Жизни
Километровый столб на Дороге Жизни

А рядом всеобщее вниманием привлекает паровоз-памятник, установленный в память героев-железнодорожников, трудившихся в блокадные дни. Мемориальная табличка у основания локомотива повествует о том, как паровоз «Комсомолец» в период блокады доставлял в осажденный город составы с топливом, продовольствием и боеприпасами, а также участвовал в эвакуации горожан на большую землю.

Паровоз "Комсомолец"
Паровоз "Комсомолец"

Еще один памятный знак на станции покоряет необычностью композиции. Он сооружен из обломков затонувших кораблей в память героев-моряков. У подножия надпись «Сталь можно согнуть, человеческую волю никогда».

Мемориал из фрагментов затонувших кораблей
Мемориал из фрагментов затонувших кораблей

Составным элементом мемориального комплекса, открытого в 1975 году и расположенного непосредственно на станции «Ладожское озеро», является также здание вокзала, очертаниями напоминающее бетонное противотанковое ограждение. Внутри расположена тематическая музейная экспозиция, посвященная блокаде Ленинграда и Дороге Жизни. Музей находится в ведении Октябрьской железной дороги, что не случайно, так как руководство железнодорожными перевозками в годы блокады осуществлялось именно отсюда.

Мы были на станции в воскресенье и музей в этот день закрыт (воскресенье и понедельник – выходные дни). Так что, если хотите попасть внутрь, приезжайте в будни или в субботу.

Поскольку в музее на станции я бывала раньше, в этот раз нашей целью было посещение другого музея, о котором речь пойдет дальше.

От станции мы двинулись в сторону озера, до которого всего несколько минут ходьбы. Ладога открывалась перед глазами постепенно, пока не раскинулась во всей своей безграничности и широте.

Высокий берег с видом на озеро

На высоком берегу можно устроить отличный привал. Отсюда хорошо любоваться водной гладью и слушать шум волн (Ладожское озеро, действительно, напоминает настоящее море).

Ладожское озеро
Ладожское озеро

Здесь предлагаются в аренду комфортабельные беседки с панорамными видами, шезлонги, плавсредства, а в кафе готовят отменный шашлык. Многие туристы приезжают сюда на автомобилях, благо для их парковки есть достаточно места.

Но вот что интересно: на берегу расположилось большое количество отдыхающих, но не было слышно никаких посторонних звуков, громких разговоров, музыки, как это часто бывает в местах летнего отдыха. Только шум сосен и плеск волн. Откровенно говоря, я давно не встречала такого умиротворения в местах массового скопления отдыхающих. Видимо, атмосфера места накладывает здесь на все свой неповторимый отпечаток.

Главной же целью нашего маршрута был филиал Центрального военно-морского музея. Поэтому двигаемся вперед по шоссе вдоль озера через поселок (дорога здесь одна и заблудиться просто невозможно). По пути встречаем братское кладбище и еще один военный памятник – «Ладожский курган» в честь водителей грузовиков, погибших в блокадные зимы на ладожском льду.

Мемориал "Ладожский курган"
Мемориал "Ладожский курган"

Филиал военно-морского музея

И вскоре слева на самом берегу уже видна музейная территория. Филиал «Дорога жизни» Центрального военно-морского музея был открыт впервые в 1972 году. Но современный вид он приобрел после масштабной реконструкции 2015 года. Сегодня его экспозиция развернута на уличной площадке и в павильонах.

Вывеска при входе в музейный комплекс
Вывеска при входе в музейный комплекс

Для желающих проводятся экскурсии. Мы осматривали музей самостоятельно, но те фрагменты, которые удалось услышать из уст экскурсоводов, свидетельствуют о том, что здесь работают влюбленные в свое дело люди – рассказы их очень интересные, лишенные пафоса и формализма. Кстати, посетителей в музее достаточно много - заходят и приехавшие отдохнуть в выходной на Ладогу и те, кто специально приехал именно в музей.

Даже, если вы посетите экскурсию, после ее окончания вам обязательно захочется еще раз самостоятельно осмотреть многие экспонаты. Поэтому на посещение музея планируйте не менее 2-х часов. Для начала рекомендую ознакомиться с картой комплекса, которая размещена сразу за кассовым павильоном.

Схема территории музея
Схема территории музея

Мы начали осмотр с обширной уличной экспозиции, а затем перешли в павильоны. Предлагаю вам фоторепортаж о том, что мы увидели на территории музея и что из этого нам особенно запомнилось.

Экспозиция под открытым небом

Все, что расположено под открытом небом, условно можно разделить на 2 категории - памятники и образцы военной техники. Так, у самого входа установлена Часовня памяти. Она построена в 2018 году и освящена в честь святых Александра Невского и Дмитрия Донского.

Часовня на территории музейного комплекса
Часовня на территории музейного комплекса

Одним из наиболее впечатляющих памятников является монумент защитникам Дороги Жизни с фигурами тех, кто обеспечивал работу ледовой трассы. Среди них моряк, регулировщица, женщина с ребенком, рядом с которым трогательно разместились детские саночки...

Памятник защитникам Дороги Жизни
Памятник защитникам Дороги Жизни

В истории битвы за Ленинград было много ключевых моментов, одним из которых стала героическая оборона в 1942 году острова Сухо. В память о подвиге гарнизона острова спустя 80 лет на территории музея была открыта гранитная стела.

Памятник в честь героизма защитников острова Сухо
Памятник в честь героизма защитников острова Сухо

1 сентября 1942 года при защите Дороги Жизни в бою погиб сторожевой корабль "Пурга", которому также посвящен отдельный памятный знак.

Памятник подвигу сторожевого корабля "Пурга" и его экипажа
Памятник подвигу сторожевого корабля "Пурга" и его экипажа

А этот валун был доставлен непосредственно из бухты Морье с места гибели начальника военно-автомобильной дороги № 101 "Дорога Жизни" капитана 1-го ранга Михаила Нефедова, погибшего в мае 1943 года.

Камень с места гибели начальника Дороги Жизни Михаила Нефедова
Камень с места гибели начальника Дороги Жизни Михаила Нефедова

Так, малознакомые эпизоды войны для нынешних посетителей музея приобретают почти личное значение.

А вот в честь всем хорошо известного летчика Героя Советского Союза Алексея Маресьева высажена сирень.

Куст сирени высажен в честь Героя Советского Союза легендарного летчика Алексея Маресьева
Куст сирени высажен в честь Героя Советского Союза легендарного летчика Алексея Маресьева

Среди представленных на уличной площадке образцов военной техники центральное место занимает транспортный самолет Ли-2. Информационная табличка гласит, что всего за годы осады Ленинграда самолетами данного типа в город было доставлено около 11 000 тонн грузов и было эвакуировано на большую землю более 50 000 человек.

Самолет Ли-2
Самолет Ли-2

Вдоль набережной разместилась выставка образков корабельной артиллерии.

Образцы корабельных орудий времен ВОВ
Образцы корабельных орудий времен ВОВ

В период 1941-1944 годов в составы Ладожской военной флотилии входила канонерская лодка "Бира". Подлинная мачта с этого судна представлена сегодня в музее.

Мачта с канонерской лодки "Бира"
Мачта с канонерской лодки "Бира"

А это подлинный якорь с работавшего на Дороге Жизни железнодорожного парома.

Якорь изготовлен в Ленинграде на Судостроительном заводе № 190 им. А.А. Жданова ( сегодня это предприятие "Северные верфи")
Якорь изготовлен в Ленинграде на Судостроительном заводе № 190 им. А.А. Жданова ( сегодня это предприятие "Северные верфи")

Продолжает флотскую тему минометный катер - участник боев на Ладожском и Онежском озерах в годы войны.

Минометный катер построен в 1942 году
Минометный катер построен в 1942 году

Рядом с ним расположился буксирный пароход "Ижорец № 8", участвовавший в перевозке грузов, прокладке электрокабелей и трубопровода.

Буксирный пароход построен на Ижорской судоверфи в 1935 году
Буксирный пароход построен на Ижорской судоверфи в 1935 году

А под соснами обустроена просторная площадка с танковой техникой и зенитными орудиями.

Образцы танков и зенитных орудий
Образцы танков и зенитных орудий

Завершить посещение уличной экспозиции лучше всего на набережной, оформленной в формате смотровой площадки.

Вид на Ладожское озеро со смотровой площадки
Вид на Ладожское озеро со смотровой площадки

Отсюда открываются завораживающие панорамы Ладожского озера, Осиновецкого маяка и раскинувшегося справа песчаного пляжа ( о нем расскажу в конце статьи).

Вид с музейной набережной на Осиновецкий маяк, пляж и Ладожское озеро
Вид с музейной набережной на Осиновецкий маяк, пляж и Ладожское озеро

По достаточно протяженной набережной можно неспешно прогуляться или отдохнуть на скамейке перед продолжением осмотра.

Павильон крупногабаритных экспонатов

В этом крытом павильоне представлены образцы объемной техники и вооружений.

В центре - 2 главных автомобиля, совершавших перевозки по Дороги Жизни.

Вот это знаменитая "полуторка" - автомобиль ГАЗ АА. Машина была выпущена Горьковским автозаводом в 1942 году, затонула на Ладоге и была поднята со дна в 1947 году.

"Полуторка" - самый массовый советский автомобиль первой половины XX века
"Полуторка" - самый массовый советский автомобиль первой половины XX века

А это знаменитая "трехтонка" - автомобиль ЗИС-5. Такие машины выпускались в период 30-40-х годов прошлого века и выполняли функцию основного транспортного средства советских войск на проятжении всей войны.

Этот автомобиль называли "трехтонкой", так как он  имеет грузоподъемность 3 тонны
Этот автомобиль называли "трехтонкой", так как он имеет грузоподъемность 3 тонны

На стене как раз размещено фото машин, идущих по льду Ладожского озера.

Грузовики идут по Дороге Жизни
Грузовики идут по Дороге Жизни

На стендах также много информации об организации перевозок по Ладоге в дни войны.

Документальные материалы
Документальные материалы

Наравне с прочими угрозами, движению по Ладоге зимой и летом серьезно препятствовали мины - с их образцами можно познакомиться.

Корпус авиационной донной немецкой магнитной мины образца 40-х годов XX века
Корпус авиационной донной немецкой магнитной мины образца 40-х годов XX века

Мины такого типа часто можно увидеть в художественных фильмах.

Якорная мина с гальвано-ударным взрывателем образца 1908 года
Якорная мина с гальвано-ударным взрывателем образца 1908 года

Развернутая в данном павильоне экспозиция нелегка для восприятия, так как ужасы войны здесь не кажутся чем-то далеким. И как бы в противовес этому чувству в углу зала выставлена полевая кухня. У этого экспоната даже нет таблички с названием - слишком узнаваемый силуэт у объекта.

Полевая кухня в дополнительном представлении не нуждается
Полевая кухня в дополнительном представлении не нуждается

Зато на корпусе размещена предостерегающая посетителей надпись, заставляющая улыбнуться.

Каша закончилась...
Каша закончилась...

Завершали знакомство с музеем мы в главном здании, где развернута основная музейная экспозиция. Хотя можно было бы с него начать, но уж очень манили уличная техника и панорамная набережная, так что мы не удержались и начали с улицы.

Кстати, если вы захотите сделать перерыв и немного передохнуть от информации и впечатлений, рекомендую заглянуть в мультимедийный павильон ( есть здесь и такой). Внутри работает неплохой сувенирный киоск, а желающие могут посетить тематические интерактивные тренажеры.

Основная музейная экспозиция

Главное музейное здание по очертаниям напоминает корабль.

Главное здание музея
Главное здание музея

Здесь на двух этажах представлена вся история Дороги Жизни.

Что скрывается за официальными наименованиями и чем стала Дорога Жизни для каждого ленинградца - об этом рассказывает музейная экспозиция
Что скрывается за официальными наименованиями и чем стала Дорога Жизни для каждого ленинградца - об этом рассказывает музейная экспозиция

На обзорной экскурсии вам все подробно покажут и расскажут, но если с темой вы знакомы, то можно пройти по залам и самостоятельно.

Так, в деталях можно рассмотреть схему ледовой трассы.

Ледовая трасса через Ладожское озеро зимой 1941-1942 гг.
Ледовая трасса через Ладожское озеро зимой 1941-1942 гг.

Стоит обратить внимание на живописные полотна современных художников, демонстрирующие то, что происходило на Ладоге - и на льду, и на воде.

В любую погоду на льду несли службу регулировщицы, указывая путь транспорту.

Регулировщицы - настоящие героини Дороги Жизни
Регулировщицы - настоящие героини Дороги Жизни

А так происходила эвакуация детей на кораблях.

М.А. Кузнецов, "Эвакуация детей через Ладогу из блокадного Ленинграда в 1941 году". Холст, масло, 1991 г.
М.А. Кузнецов, "Эвакуация детей через Ладогу из блокадного Ленинграда в 1941 году". Холст, масло, 1991 г.

Ладога жила и работала, несмотря на обстрелы и бомбежки.

И.Н.Дементьев, " Атака на сторожевой корабль "Конструктор". Холст, масло, 2015 г.
И.Н.Дементьев, " Атака на сторожевой корабль "Конструктор". Холст, масло, 2015 г.

А так динамично изобразили ледовую трассу представители нынешнего молодого поколения.

Макет "Дорога Жизни" выполнен участниками кружка судомоделистов Морского технического колледжа
Макет "Дорога Жизни" выполнен участниками кружка судомоделистов Морского технического колледжа

Буквально "дышат" своей эпохой выставленные в залах подлинные экспонаты.

Обращает на себя внимание пулемет системы "Максим" - главный станковый пулемет советской армии использовался до конца войны.

Пулемет "Максим"  выпускался на Тульском оружейном заводе с 1910 по 1945 гг.
Пулемет "Максим" выпускался на Тульском оружейном заводе с 1910 по 1945 гг.

Нельзя пройти равнодушно и мимом образцов снарядов.

Витрина с патронами и снарядами
Витрина с патронами и снарядами

Причем представлены не только советские, но и немецкие образцы.

Немецкий однозарядный фугасный огнемет
Немецкий однозарядный фугасный огнемет

Если уж заговорили о немцах, то в одном из залов представлена любопытная витрина с обмундированием солдата армии фашистской Германии. Здесь и валенки, и гамаши, и френч, и шаровары, и маскировочная куртка. Есть и захваченная в качестве трофея каска германского солдата частей СС.

Витрина с обмундированием солдата германской армии  времен ВОВ
Витрина с обмундированием солдата германской армии времен ВОВ

Предметам обмундирования советских солдат посвящены отдельные разделы.

Предметы обмундлирования советских военнослужащих военно-морского флота времен ВОВ
Предметы обмундлирования советских военнослужащих военно-морского флота времен ВОВ

Очень интересно разглядывать элементы водолазного снаряжения времен войны.

 Шлем, комбинезон, утяжеленные водолазные галоши времен ВОВ
Шлем, комбинезон, утяжеленные водолазные галоши времен ВОВ

А это уже фрагмент из жизни блокадного города. Такая печурка с чайником трогает до глубины души.

Печурка с эмалированным чайником периода блокады Ленинграда
Печурка с эмалированным чайником периода блокады Ленинграда

_______________________________________________________

Вот такой атмосферный музей находится на самом берегу Ладожского озера. Здесь все оформлено с учетом современных требований и технологий, но осматривая экспозицию, на самом деле забываешь, что на дворе XXI век. Любой посетитель невольно становится сопричастным тем событиям, которые происходили здесь в блокадные дни. И это, пожалуй, главная заслуга музея.

Пляж и Осиновецкий маяк

Из музея мы, конечно, вышли под сильным впечатлением, но над головой было мирное небо и прогулка наша продолжалась.

Тем, кто хочет поймать настоящее пляжное настроение, от музея следует пройти вперед по шоссе Дорога Жизни до Осиновецкого маяка (транспорта в этой части трассы немного, для пешеходов предусмотрен удобный широкий проход по обочине).

Здесь раскинулся широкий и протяженный песчаный пляж. На территории каждый найдет занятия по душе. Любители спорта могут позаниматься на уличных тренажерах или поиграть в пляжный волейбол, для желающих пообедать или перекусить открыты кафе, для детей предусмотрены детские игровые зоны, а любители спокойного отдыха могут просто посидеть с книгой на скамейке. И, конечно, всем хватит места, чтобы позагорать и искупаться, а песчаное дно и пологий заход в воду сделают купание приятным и безопасным для взрослых и детей (к вопросу о безопасности - вышка спасателей тоже на пляже имеется).

Вблизи пляжа есть своя значимая достопримечательность. На берегу высится 70-метровый маяк, построенный в начале прошлого века. Он носит название «Осиновецкий» по наименованию мыса, на котором расположен.

Осиновецкий маяк
Осиновецкий маяк

В годы ВОВ сооружение также использовалось по прямому назначению в качестве навигационного ориентира. И сегодня маяк находится в рабочем состоянии!

__________________________________________________________________________________________

Вот так на одном маршруте выходного дня сочетались несколько возможностей – посещение мемориальной зоны, осмотр интереснейшего музейного комплекса, отдых на природе. Признаться, после такого насыщенного дня, на станцию мы возвращались с сожалением о том, что пора уезжать. Но не сомневаюсь, что мы сюда вернемся и не раз!

Рекомендовать такое однодневное путешествие могу всем без исключения, независимо от вашего возраста и интересов. Только с погодой не прогадайте – на берег Ладожского озера лучше приехать в отсутствие дождя и сильного ветра.

Желаю вам новых открытий и ярких впечатлений!

Данный обзор не является рекламой, носит информационный характер и основан на личном выборе автора.

Фото автора статьи.

Если вам понравилось, поддержите канал лайком, комментарием, подпиской. Это позволит статье попасть в ленту рекомендаций и ее смогут увидеть большее количество заинтересованных читателей.