Найти в Дзене

"Хрустальный дворец" - легенда Симеиза!

Практически первое, что рассказывают в Симеизе, это о семье Мальцовых, основавших завод по производству стекла и хрусталя, а в 1828 году Иван Акимович Мальцов, внук основателя завода, приехал в Симеиз и (уже легенда) потерял кольцо... Александр Сергеевич (не Пушкин) а Грибоедов, который путешествовал с Мальцовым, посоветовал ему купить здесь землю, чтобы кольцо осталось в его владении. Так и приобрел Иван Акимович земли в Крыму - 30 десятин земли у графа Феодосия Дмитриевича Ревелиоти, а чтобы первое приобретение не стало последним, участки в Симеизе покупались им постоянно. Но вот дворец построить Иван Акимович не успел. Это сделал его сын, Сергей Иванович Мальцов, уже в 1849 году... Сруб и каркас были сделаны в городе Людинове, ныне Калужской области, а потом доставлены в Крым. Внешне он поражал! А вот внутри... Доктор Владимир  Иванович  Чугин, автор книги "Лечебные места Южного берега Крыма" описывает дворец так: Теперь перейдём к описанию Хрустального дворца Мальцова. Вероятно,

Практически первое, что рассказывают в Симеизе, это о семье Мальцовых, основавших завод по производству стекла и хрусталя, а в 1828 году Иван Акимович Мальцов, внук основателя завода, приехал в Симеиз и (уже легенда) потерял кольцо... Александр Сергеевич (не Пушкин) а Грибоедов, который путешествовал с Мальцовым, посоветовал ему купить здесь землю, чтобы кольцо осталось в его владении. Так и приобрел Иван Акимович земли в Крыму - 30 десятин земли у графа Феодосия Дмитриевича Ревелиоти, а чтобы первое приобретение не стало последним, участки в Симеизе покупались им постоянно. Но вот дворец построить Иван Акимович не успел. Это сделал его сын, Сергей Иванович Мальцов, уже в 1849 году...

Сруб и каркас были сделаны в городе Людинове, ныне Калужской области, а потом доставлены в Крым.

Внешне он поражал! А вот внутри...

-2

Доктор Владимир  Иванович  Чугин, автор книги "Лечебные места Южного берега Крыма" описывает дворец так:

Теперь перейдём к описанию Хрустального дворца Мальцова. Вероятно, каждый из читателей слышал об этом знаменитом Хрустальном дворце Мальцова и, по всей вероятности, составил себе понятие как о чём-то очень привлекательном и достопримечательном. Я с уверенностью пишу это, так как мне неоднократно приходилось слышать разговор путешественников, что, вот-де, нужно осмотреть, что это за такой Хрустальный дворец. И на самом деле, вид с почтовой дороги и с парохода на этот дворец привлекателен, особенно в яркий солнечный день; но все те, которые приезжали осмотреть этот дворец, отворачивались от него и жалели о потерянном времени, и совершенно справедливо, как это увидит сейчас и читатель.
Ничуть не хрустальный, это не дворец, a скорее стеклянный сарай. Представьте себе четырёхугольный двухэтажный (по высоте) сарай, забранный, вместо досок или кирпича, стеклянными рамами, и вы будете иметь правильное представление о наружном виде этого дворца, не говоря уже об архитектуре, которой здесь нет. Этот стеклянный четырёхугольный сарай составляете чехол деревянному, подковообразной формы, зданию, кругом которого идёт галерея, наружная сторона которой стеклянный чехол, а внутренняя—наружная стена подковообразного здания. Проходя узким коридором во внутрь здания, глазам представляется огромная передняя зала, посредине которой идёт на второй этаж узкая винтовая, неудобная лестница. Эта зала настолько велика, что с первого раза кажется, что в стеклянном чехле—другой деревянный чехол, прорванный в углах, обращенных к морю; но только при внимательном осмотре замечаются по стенам деревянного чехла двери, ведущие в комнаты, так что, после тщательного осмотра всего здания, каждый наблюдатель как-то поневоле задаёт вопрос: для какой цели выстроено это оригинальное здание? Прорванные углы составляют продолжение передней и в одном углу устраивается общая столовая, а в другом—оранжерея с чахлыми растениями. Верхний этаж устроен точно также, как и нижний. Все комнаты достаточной величины и высоты с передними; стены не оштукатурены и большею частью и не оклеены, а выкрашены или смазаны какою-то серовато-грязною мазью, отчего во всех комнатах мрачный вид. Запах во всех комнатах характерный, очень неприятный. Окна, обращённые в стеклянную галерею, достаточной величины; имеются во всех окнах форточки или растворяются рамы. При всём желании хорошо проветрить любую комнату нет никакой возможности, благодаря стеклянному чехлу; хотя и в нём есть форточки, но все они так хитро устроены, что или является сквозняк, или нет никакой тяги воздуха. Особенно дурны две угловые комнаты, под названием хрустальных, в которых наружные стенки также из стеклянных рам. Этих комнат каждый как-бы инстинктивно избегает, и если кто поневоле поселится в них, то на другой-же день бежит вон, ибо в этих комнатах ещё более духоты я неприятного запаха, чем в остальных. Описанный дворец лежит как раз на берегу моря, на 10 футов от поверхности воды и не больше 25 саженей от моря. Весь дворец стоить на припёке, только с Северной стороны частью окружен парком. Понятно, что во время сильной жары нет никакой возможности жить в этом парнике; даже деревья и цветы в упомянутой оранжерее, по недостатку воздуха и очень высокой температуры, чехлы и жалки, не смотря на тщательную поливку. Странно, что некоторые любители хвастнуть громким словцом, что, вот де, они живут в известном Хрустальном дворце, выживают по несколько недель; вынося со стоицизмом все танталовые муки. Я не могу. допустить мысли, чтобы кто-нибудь мог оспаривать, что, напротив-де, в этом дворце очень прекрасное и гигиеническое помещение для больных. По моему, разве только безысходная крайность может кого-нибудь загнать в эту духовую баню, и то только на несколько часов. Гораздо лучше и здоровее самая простая татарская сакля, чем этот дворец со всеми антигигиеническими условиями.

Книга была опубликована в 1882 году, а через некоторое время Хрустальный дворец посетил Нилидин Александр Николаевич и оставил свои воспоминания, ещё более жёсткие, в книге "Силуэты Крыма", Нилидин приехал в Симеиз пожить несколько дней и выбирал комнату, которые сдавались в посёлке, в том числе и в Хрустальном дворце:

-3

Комната была, с весьма приличною меблировкою, довольно просторная, в два окна, которые выходили на стеклянную галерею и придавали комнате несколько матовое освещение. Я заглянул в окно на стеклянную наружную галерею и потом вышел из комнаты во внутренний коридор, представляющий собою тоже деревянную воздушную галерею с резными легкими деревянными перилами, оттуда спустился в нижний этаж тоже по витой лестнице. Я остановился и смотрел на дворец... и не мог не подивиться оригинальности идеи придать такую странную конструкцию всей постройке этого курьёзного здания, известного под громким названием хрустального дворца.
Представьте себе двухэтажный подковообразной формы дом, стены которого со всех сторон сплошь состоят или из обыкновенных оконных рам, если за стеною находится жилая комната, или если за стеною находится общий зал или столовая, то состоят из сплошных стеклянных рам, как в фотографических павильонах и оранжереях. Это стеклянное, подковообразное строение, кроме того, в свою очередь, прикрыто, словно чехлом, громадным уже четырех-угольным, тоже стеклянным, строением, у которого стены состоят из сплошных, снизу до верху, стеклянных рам оранжерейного типа.
Дворец стоит на солнцепеке, и хотя он весь выкрашен белою клеевою краскою, но все-таки каждый легко поймёт, какова должна быть духота в этом парнике, предназначенном, по капризной фантазии владельца Симеиза, для жилья больного люда. Правда, что человек, между прочим, отличается от животных именно своею способностью жить и вдобавок жизнью наслаждаться при всякой какой угодно отвратительной обстановке, даже при такой, при которой иное животное и дня не выживет!
Но уж и придумывает же он меры, как защитить себя от истребления!.. Один из постояльцев хрустального дворца рассказывал мне, что он мог спать в своей комнате не иначе, как развесив по всему потолку мокрые полотенца, которые приходилось ему в течении ночи раза два перемачивать, и только таким способом удавалось ему превращать невыносимую комнатную духоту в мало-мальски сносную, хоть на время сна.
Даже трудно понять, что за фантазия была выстроить такой баснословный фонарь! Одни говорят, что генерал Мальцов воздвиг этот дворец, как эмблему своих знаменитых Брянских стеклянных заводов; другие же ещё проще объясняют мотивы такой постройки: будто бы в одно время некуда было сбыть стекольный брак, которого накопилось слишком много, вот он и утилизирован был сею храминою.
В нижнем этаж дворца имеются две или три комнаты для отдачи в наём приезжающим, затем небольшие помещения для прислуги и столовой
посуды, а вся остальная громадная часть его занята обширным столовым
залом и цветником, среди которого находится мраморный бассейн с
высоко бьющим фонтаном. Верхний же этаж весь занят исключительно
комнатами для найма.
Осмотрев дворец, я не решился испытать удовольствия жить под стеклянным колпаком.
— Мне бы лучше поселиться в домике, заметил я в раздумье лакею.

Вспоминать или нет этот хрустальный дворец, решать Вам!

О Симеизе я немного писал здесь:

Всё о Симеизе! | Путешествия по Крыму и не только... | Дзен