Business Insider | Германия
Хаос в небе, где свои дроны трудно отличить от вражеских, приводит к роковым ошибкам, сообщает Business Insider. Украинские системы РЭБ массово глушат дроны ВСУ в попытках подавить российские, и такой "дружественный" огонь стал для войск киевского режима обыденностью.
Шинейд Бейкер
Димко Жлуктенко, дроновод из украинских БПЛА-войск, работавший с ударными и разведывательными аппаратами, рассказал нашему изданию, что его подразделение недавно стало жертвой "дружественного" радиоэлектронного подавления. По его словам, такое часто случается с крупными разведывательными дронами, которые используют обе стороны, ведь многие украинские беспилотники "используют те же частоты, что и вражеские". Это касается, например, российских разведывательно-ударных дронов "Зала" и украинских разведдронов "Шарк". "Когда наши системы РЭБ пытаются заглушить "Залу", они также глушат и "Шарк", — сказал он.
Французы о визите Макрона в США: делает все, чтобы затянуть конфликт на Украине
Украина использует "Шарк" для идентификации целей, которые затем могут быть уничтожены другими видами вооружений, включая артиллерийские колонны России. Россия, в свою очередь, применяет "Залу" для обнаружения украинских целей и атак на танки и артиллерийские установки.
Дрон "Шарк" разработан украинской компанией Ukrspecsystems, и его новейшая версия имеет дальность действия 420 км. "Зала" производится российской компанией Zala Aero.
Огромное количество дронов на поле боя привело к масштабному конфликту в эфире. Помехи и шумовая нагрузка на частоты разрывают соединения, сбивают с толку вражеские беспилотники и операторов, пытающихся использовать их для ударов и наблюдения. Это стимулирует развитие РЭБ, а также поиск способов его обхода, таких как дроны с оптоволоконным управлением и системы на базе ИИ.
По словам Жлуктенко, в небе так много дронов, что украинским военным приходится координировать время их полетов, чтобы избежать случайного подавления своих же аппаратов. На одном лишь участке фронта протяженностью в пару км в небе может находиться более 60 дронов, сказал он.
На его участке протяженностью около 5 км в любой момент времени в воздухе могут находиться около трех крупных российских разведывательных дронов. Однако много там и других объектов, что затрудняет определение их принадлежности. Ранее Жлуктенко рассказывал BI, что различить дроны бывает настолько сложно, что пехотинцы иногда впадают в панику и глушат все подряд своими системами РЭБ. "Они буквально выставляют подавление на все частоты, потому что напуганы", — сказал он.
Другой украинский оператор дронов, ранее говоривший с BI на условиях анонимности, сообщил, что эта неразбериха иногда заставляет солдат пытаться сбить каждый увиденный беспилотник.
Поскольку западные армии ищут новые способы применения малых дронов, проблема смешения на поле боя становится приоритетной. Кадры с украинского фронта показывают, как солдаты в панике спрашивают, свой ли дрон жужжит над головой. Поскольку некоторые сбрасывают гранаты или пикируют с неба и взрываются, у солдат могут быть считанные секунды, чтобы разобраться.
Использование дронов в этом конфликте достигло беспрецедентного в истории уровня. Среди этих систем — более традиционные крупные разведывательные дроны, новые малые ударные беспилотники и БПЛА с вооружением, таким как огнестрельное оружие и гранаты. Эти средства предназначены для атак, сбора информации о противнике, наведения других видов оружия и поддержки боевых подразделений.
Широкое применение дронов спровоцировало гонку инноваций между Россией и Украиной по созданию новых типов беспилотников и технологий. С обеих сторон развитие подпитывается внутренними разработками и оборонным машиностроением, а также поддержкой стран-партнеров.
Украина полагается на дроны, поскольку сталкивается с гораздо более крупной российской армией и нехваткой вооружений, предоставляемых Западом. Дроны — это то, что Украина может производить сама в больших количествах, усилиями как крупных компаний, так и мелких мастерских в гаражах. Это ключевая часть растущей отечественной оборонной промышленности Украины, которая также включает собственные ракеты, системы ПВО и наземных роботов.
Киев заявил, что в прошлом году произвел 2,2 млн дронов, а в этом планирует изготовить 4 млн. Но ценность в беспилотниках видит также и Россия, активно инвестируя в наращивание их выпуска. Она использует их на передовой, а также для усложнения структуры ударных пакетов при атаках на украинские города, смешивая дроны-камикадзе с ракетами.
Огромное количество дронов приводит к различным аномалиям в бою, таким как паническое подавление. Также это приводит к тому, что операторы дронов иногда случайно видят видеотрансляции друг друга, непреднамеренно получая разведданные о действиях и сбора информации вражескими беспилотниками.
Просто в небе так много дронов, а рабочих частот так мало, что видеопотоки могут перепутаться без вмешательства извне. Украинские и российские войска решают эти проблемы в реальном времени, и уроки, извлеченные из этой борьбы, могут определить формат будущих войн.