«проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы были при их появлении» А. Эйнштейн
В мифологии образ Психеи выражает представление о душе, еще не осмысленное в понятиях. С приходом науки мифологический образ облекается в рациональную форму знака – в 23-ю букву греческого алфавита «пси» (Ψ), с которой начинаются: психика, психология, психотерапия, психиатрия. Изображение буквы становится логотипом многих психологических организаций мира, что свидетельствует о заложенном в нем потенциале, ведущем к сплочению, социальным взаимодействиям, стремлений принадлежности к профессиональной группе, к научному сообществу.
Научное познание и утрата целостного подхода
Исследования в области методологии психологии обнаружили интересный факт, что «даты появления кризиса и рождения научной психологии совпадают» [6]. В современной психологической практике актуальной становится психотерапевтическая работа [3]. Это связано с тем, что научное изучение начинается с постановки проблемы, а многозначность и неопределенность предмета психологии усиливает ее значимость. В итоге внимание сосредоточено преимущественно на проблемах, кризисах и патологиях, тогда как другая сторона, процесс познания и развитие познавательных способностей остаются вне поля зрения.
В психологию внедряется метод «травматерапии» [4], который дословно переводится как лечение или уход за травмой, уже в своем названии этот термин несет ошибку и не столько в грамматическом написании, сколько в смысловом. Он утверждает своим названием, что есть специальное направление психотерапии, которое занимается исключительно лечением травм, тогда как на самом деле такое направление называется просто «терапия».
С психологической позиции понятие «травматерапия», содержащее смысловую ошибку непосредственно указывает на причину, препятствующую дальнейшему развитию психологии.
В мифологии представления о психических процессах формировались на основе свободного творчества, вдохновения и интуиции. Научное исследование, это целенаправленный процесс, начинающийся с четкой постановки проблемы, определения целей и задач.
Научное познание применило к изучению психических процессов силу научных методов и стратегий, что постепенно привело к формированию прагматичного медицинского направления — психотерапии. Смещение акцентов привело к утрате целостности психологии как науки, превратив ее в набор психотерапевтических практик.
Психологи заключили процесс познания во власть многочисленных подходов и методов, которые растут с огромной скоростью. Психолог, овладевший определенным подходом, ориентирован на переживания клиента, вследствие чего психологическая практика до определённой степени сближается с перформансом.
Человек попадает под влияние выбранного психологического подхода и метода, который сопутствует процессу самопознания, рефлексии и осознанию клиентом своих переживаний.
Многочисленные психологические подходы и методы, которые невозможно осознать полностью и систематизировать, становятся не прочным фундаментом оказания психологических услуг и взаимодействия психолога с клиентом, а скорее неоднородной массой, подобной рыхлому песку, способному обрушить систему психологического знания и профессиональной деятельности. Постоянная необходимость разрабатывать новые подходы и методы, нередко базирующиеся не на фундаментальных знаниях психологии, а на индивидуальной и клинической практике, сравнимы с попытками укрепить песчаную конструкцию, подсыпая новый песок, усугубляя неопределенность предмета психологии.
Проблема неопределенности предмета психологии часто обсуждается в научной среде, так как отсутствие четких пределов делает ее в некотором смысле «беспредметной». Получается, что предметы психологических исследований находятся в ее беспредметности. Так как вместо четкого предмета есть увеличивающиеся с каждым годом разнообразные подходы и направления, то в один момент вся эта система рискует рассыпаться. Многочисленные попытки призвать психологов к порядку путем создания общей теории психологии или принятия соответствующего законодательства заканчиваются крахом.
Психолог, специалист в области методологии В.А. Мазилов отмечает, что сегодня в психологии образовался раскол между психологической наукой и практикой [8]. С позиции аналитической психологии в ситуациях подобного раскола необходима интеграция бессознательного в сознание в познавательном акте. Диалектический разбор сознания и бессознательного способствует продвижению вперед, к завершению трудностей, которые длились продолжительный период.
Вода, как отмечает основатель аналитической психологии К. Г. Юнг, «является чаще всего встречающимся символом бессознательного» [5, с. 120].
Метафорой современной психологии, выстроенной на массиве разрозненных подходов и методов, является здание, возведенное в причудливом архитектурном стиле, утратившем целостность и логическую стройность научной теории. Психические процессы служат материалом постройки, а научный стиль познания психических процессов задает архитектурный стиль. Хотя здание размещено в среде сознания, где каждый подход и метод обоснован, в прозрачных водах бессознательного виден контур фасада психологии, напоминающий образ младшей дочери морского божества — Медузы Горгоны. Ранее прекрасный образ, но где волосы превратились в змей, взгляд обращает субъекта в объект исследования, а изучение психических процессов — в проблему.
Следует отметить, что в мифологии образ Медузы Горгоны тесно связан с Посейдоном, и буква «пси» (Ψ), ставшая символом психологии, напоминает о его трезубце. С этой позиции символ психологии может быть истолкован и как стремление овладеть знанием о бессознательных процессах.
Таким образом, бессознательное отражает не сами психические процессы, а именно организационную структуру человеческого познания, стратегии или стили, лежащие в основе познаваемых феноменов и познавательных способностей мышления, воображения и т.д. Нарушение структуры или упорядоченности процесса познания искажает структуру, становится маркером, указывая на отклонения в познавательном процессе.
Краткий исторический обзор классификации наук
Попытки классификаций наук предпринимались с древности. Первое дошедшее до нашего времени разделение знаний можно найти в системе Платона и Аристотеля. В XIX веке философ и социолог Огюст Конт выстроил классификацию наук, расположив их в строгом порядке от математики до социологии. Знаменитое разделение наук на естественные и гуманитарные стало результатом работ Германа Лотце и Фридриха Пауля.
В 1849 году психолог и антрополог Теодор Вайц в работе «Психология как естественная наука» впервые
«обосновал объяснительную психологию по современному естественно-научному образцу; затем в 1852 году в Кильском Ежемесячнике он предположил наряду с объяснительной психологией план психологии описательной» [2, с.32].
Философ, историк культуры, психолог Вильгельм Дильтей углубил и развил различие методов этих двух направлений психологии, сделав первые шаги и к их интеграции. Описательная психология
«располагает следующими методическими вспомогательными средствами: описанием, анализом, классификацией, сравнением и учением о развитии; ей предстоит особо развиться в сторону сравнительной психологии и учения о психическом развитии. Объяснительная или естественно-научная психология оперирует материалом, доставляемым ей психологией описательной; на нем она исследует общие законы, управляющие развитием и течением психической жизни, и она же устанавливает отношения зависимости…» [2, с.32].
Логично предположить, что способность классифицировать, сравнивать и учение о развитии представляют собой более высокую ступень познания и абстрагирования и требуют системного мышления. Классификация позволяет выделить существенные характеристики и построить логичную систему понятий, облегчает изучение. Учение о развитии изучает процессы эволюции, что требует учета временных периодов изменений и исторического контекста.
Таким образом, правильное утверждение заключается в том, что описательная психология должна опираться на материал, доставляемый ей первоначальным опытом и объяснительной психологией. В. Дильтей предложил отличную идею, но сформулировал ее с точностью до наоборот.
Концепция арт-психологии
Психология как наука зародилась в 19 веке, когда Вильгельм Вундт основал первую психологическую лабораторию, утвердив естественнонаучный подход и экспериментальные методы как основу психологического знания. Сегодня необходимо осознать, что этот подход недостаточен для понимания психических процессов. Необходима рефлексия полученного в психологии знания, это позволяет говорить о новой дисциплине — арт-психологии. Новый этап, знаменует качественный скачек, требует признания того, что речь идет не о простой ветви психологии, а о качественно новом уровне познания, с более высокой степенью абстрагирования и системности, где психология интегрируется с искусством в целях эстетического восприятия.
Если психология возникла с открытием лаборатории, то есть на опыте, то арт-психология возникает на полученном в познавательном процессе знании.
Если научное психологическое исследование начинается с постановки проблемы, то исследование в арт-психологии начинается возможности интеграции и синтеза накопленных знаний, формируя целостное понимание.
Подобный подход к исследованию особенно актуален в период стремительного роста объемов информации, когда способность интегрировать и синтезировать разнородные данные становится одним из ключевых инструментов познания. Арт-психология, интегрируя знания из различных областей, позволяет ориентироваться в информационном изобилии, обеспечивая более глубокое и комплексное понимание, раскрывая творческий потенциал человека.
Пирамида потребностей А. Маслоу и спектр видимого света
Теоретико-методологические исследования в психологии сталкиваются с необходимостью выстраивания структуры психических процессов. Одним из классических примеров структурирования является упорядочивающая «пирамида потребностей» Абрахама Маслоу.
Арт-психология, соединяя научное знание и искусство позволяют установить взаимосвязь абстрактных психологических категорий с научными эмпирическими данными. Здесь на помощь приходят эстетика и геометрия, которые с успехом решают подобные задачи.
Теоремы в геометрии позволяют точно формулировать и наглядно доказывать утверждения, которые являются абстрактными. Например, теорема подобия треугольников, где одинаковые отношения сторон позволяют судить о равенстве углов и пропорциях фигур. Аналогично можно сформулировать теорему арт-психологии, применимую к иерархии потребностей А. Маслоу и спектру света, преломляемого в призме Ньютона и установить взаимосвязь между уровнем потребностей и характеристиками физического спектра.
Теорема: Иерархия потребностей Маслоу и спектр света, преломляемый в призме Ньютона, демонстрируют обратную функциональную зависимость между частотой электромагнитного излучения и уровнем потребностей человека. Чем выше частота излучения, тем ниже уровень потребностей, и наоборот, чем ниже частота, тем выше уровень потребностей.
Согласно Абрахому Маслоу теория мотивации исходит из того, что
«мотивация непрерывна, бесконечна и изменчива, что она выступает универсальной характеристикой практически любого организмического состояния» [7].
Маслоу призывает осознать, что
«каждая из фундаментальных человеческих потребностей, на самом деле, представляет собой набор или коллектор разнообразных желаний, и подходить к его анализу следует так же, как к анализу фундаментальных категорий» [7].
А. Маслоу предложил иерархическую модель человеческих потребностей, получившую известность как «пирамида Маслоу». Она представляет собой пять уровней: физиологические; в безопасности; в принадлежности и любви; в признании и самоактуализация. Наиболее возвышенные потребности в познании и эстетике, хотя и важны, но могут варьироваться в зависимости от культурных и индивидуальных особенностей, что делает их трудными для измерения и контроля. Таким образом, Маслоу выделял пять основных групп потребностей, которые отражают универсальный порядок приоритетов, обладают большей предсказуемостью и контролем, являются более универсальными и необходимыми для жизни человека.
Математик, механик, физик, астроном Исаак Ньютон доказал, что проходя через призму белый свет преломляется, образуя спектр, состоящий из семи цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Каждый цвет спектра характеризуется своей частотой, длиной волны и периодом времени. Между этими показателями существует прямая зависимость: частота обратно пропорциональна длине волны и равна обратной величине периода времени. Спектр наглядно демонстрирует разделение белого света на составляющие элементы подобно и потребности человека "дифференцируются" в «пирамиде Маслоу».
Соотнесем в таблице 1 порядок пяти уровней потребностей пирамиды А. Маслоу с характеристиками видимого спектра света и астрономическими периодами времени, начиная с суток. Так как сутки – это первая естественная единица меры времени.
Доказательство:
1. Белый свет, проходя через призму, разделяется на спектр, состоящий из семи цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Каждый цвет характеризуется своей частотой, длиной волны и периодом . Между этими величинами существует обратная зависимость.
2. Иерархия потребностей Маслоу: Пирамида Маслоу предлагает деление потребностей на пять уровней:
- физиологические потребности;
- потребность в безопасности;
- потребность в принадлежности и любви;
- потребность в признании и уважении;
- самоактуализация.
3. Соотнесем частоту электромагнитного излучения с уровнем потребностей по А. Маслоу:
Физиологические потребности: Соответствуют фиолетовому цвету с наибольшей частотой (около 750 TГц) и наименьшей длиной волны (около 400 нм). Период времени очень короткий. Физиологические потребности (голод, жажда, отдых) наиболее часты, требуют немедленного удовлетворения. Условно соотнесем цикличность с самой малой естественной единицей времени – сутки.
В безопасности: Соответствует синему цвету с высокой частотой (около 650 TГц) и небольшой длиной волны (около 460 нм). Период времени чуть длиннее. Здесь человеку важны вопросы защиты и безопасности, доверия. Условно соотнесем с цикличностью – год.
Принадлежность и любовь: Соответствует зеленому цвету со средней частотой (около 560 TГц) и средней длиной волны (около 530 нм). Период времени среднего размера. Здесь значимыми становятся семья, друзья, социальные группы. Более длительный период и соответствует двенадцатилетнему циклу времени.
Уважение и признание: Соответствует желтому цвету с пониженной частотой (около 515 TГц) и большей длиной волны (около 580 нм). Период времени увеличивается. Становление уважения и признания это еще более длительный период времени условно его можно соотнести с периодом цикличности времени тридцать лет.
Самоактуализация: Соответствует красному цвету с минимальной частотой (около 430 TГц) и наибольшей длиной волны (около 700 нм). Период времени наиболее длительный. Самоосуществление или раскрытие и воплощение своих возможностей требует длительный период времени. Условно соответствует цикличности времени с периодом в шестьдесят лет.
Наглядное изображение представлено на рисунке 1.
4. Наблюдается четкая обратная зависимость между частотой излучения и уровнем потребностей. Чем выше частота, тем ниже уровень потребностей, и наоборот, чем ниже частота, тем выше уровень потребностей.
Дополнительно наблюдается следующая закономерность:
- чем выше частота излучения, тем короче временной цикл, соответствующий данной потребности.
- чем ниже частота излучения, тем длиннее временной цикл, в пределах потребности.
Таким образом, доказано, что существует четкая обратная зависимость между частотой электромагнитного излучения, уровнем потребностей и временными циклами. Тем самым теорема подобия потребностей пирамиды А. Маслоу и спектра света в призме Ньютона доказана.
Следствием из этой теоремы является установление обратной зависимости между частотой электромагнитного излучения видимого спектра и восприятием цвета, соответствующим уровням пирамиды потребностей Маслоу:
Наибольшая частота излучения – фиолетовый: Соответствует физиологическим потребностям. Восприятие фиолетового цвета успокаивает, способствует расслаблению и уединению.
Высокая частота излучения – синий: Соответствует потребности в безопасности. Восприятие синего цвета способствует спокойствию, стабильности и концентрации.
Средняя частота излучения – зеленый: Соответствует потребности в принадлежности и любви. Восприятие зеленого цвета способствует гармонии и балансу и взаимопониманию.
Низкая частота излучения – желтый: Соответствует потребности в признании и уважении. Восприятие желтого цвета способствует проявлению активности и общительности.
Наименьшая частота излучения – красный: Соответствует самоактуализации. Восприятие красного цвета способствует инициативности и активности в общественной жизни.
Это исследование подчеркивает единство и целостность процесса познания. Установленная зависимость между частотой излучения, цикличностью, восприятием цвета и уровнями потребностей Маслоу открывает новые перспективы для практических целей в различных отраслях, способствуя сознательному формированию личности и улучшению качества жизни.
Заключение
Познание и творческие способности человека породили мифологию. Научное познание, которое начинается с постановки проблемы, целей и задач сформировало знание о психических процессах. В настоящее время возникает необходимость самопознания и рефлексии огромного объема накопленного научного знания, то есть, словно из частиц, из пепла, создать жизнеспособное целое. Интеграция психологии с искусством и переход к более высокой модели научной дисциплины, арт-психологии — это обретение идентичности и целостности творческого процесса познания, только таким способом возможно дальнейшее формирование творческой личности.
Традиционный символ психологии, буква «пси» (Ψ), выражает принадлежность психологии к науке и объединяет психологов в профессиональном сообществе. Символом арт-психологии выступает преобразованная буква «пси» в форму феникса цветом огня с расправленными крыльями, что свидетельствует о процессе трансформации психологии, ее интеграции с искусством в единую дисциплину – арт-психологию, направленную на развитие и формирование общества и личности. На груди феникса расположена буква «А», с которой начинается алфавит, выражающий упорядоченную систему знаний.
Список использованной литературы:
1. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Политиздат, 1991. – 560 с.
2. Дильтей В. Описательная психология. Заказное издание.: Пер. с нем. Зайцевой Е.Д., под ред. Шпета Г.Г. - Санкт-Петербург: Издательство «Алетейя», При содействии фонда «Университетская книга», 1996. - 160 с.
3. Дежурова Е. В. Особенности психолого-терапевтической практики с позиции православия: ресурсы, цели, перспективы // Гуманитарное пространство. 2020. №6. С. 650-656.
4. Травматерапия. Преодоление последствий психотравмирующих событий: коллективная монография / Под общ. ред. Е.Г. Максименко, В.В. Седнева и др. – Донецк, ООО "НПП "Фолиант". 2019. 379 с.
5. Юнг К.Г. Архетип и символ / Сост. И вступ. Ст. А.М. Руткевича. – М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2018. – 336 с.
6. Мазилов В. А. Кризис психологии: новое понимание и трактовка // Ярославский педагогический вестник. 2019. №3. С. 90 – 100.
7. Маслоу А. Мотивация и личность / Перевод А.М.Татлыбаевой /Abraham H. Maslow. Motivation and Personality (2nd ed.) N.Y.: Harper & Row, 1970; СПб.: Евразия, 1999
8. Мазилов Владимир Александрович Перспективы парадигмального синтеза в современной психологии // Ярославский педагогический вестник. 2013. №3. С. 186-194.