Найти в Дзене
Богородицкий уезд

Легенды против архивов: кто кого обманывает?

Оглавление

Дорогие друзья!

А вы знали, что в нашем крае легенды часто врут нахальнее, чем архивы? Хотя, может, это архивы скрывают от нас всю правду, а местные байки хранят зерна истины... Сегодня я проведу вас через настоящий детективный квест, сравнив самые яркие легенды нашего края с сухими архивными документами!

Готовы узнать, кто появился первым: Иов Болотный или Демид Хомяков? Откуда на самом деле пришли жители Малёвки? И куда подевались загадочные монахи с Вязового верха? А может, хотите узнать, как крестьянин с ломом изменил название целой деревни? 😱

👍 Ставьте лайк, если любите исторические головоломки, где трудно понять, кто больше привирает – бабушки на завалинке или подьячие с перьями! 😉

Легенда №1: "500-летняя Малёвка и куликовские герои"

Начнем с самой размашистой легенды – о том, что село Малёвка (оно же Воскресенское) существует аж 500 лет и населено вскоре после Куликовской битвы преимущественно выходцами из Михайловского уезда Рязанской губернии!

Представляете? Получается, село основано где-то в 1390-х годах! Дмитрий Донской еще жив, Москва только-только начинает собирать Русь, а наши предки уже поставили избы на реке Малёвке! Красота!

А что говорят архивы? 🤔

Они нагло утверждают, что первое упоминание о Малёвке относится к 1667-1668 годам, когда воевода Нелединский переименовал свою Малёвку в Воскресенское, чтобы не путать с Малёвкой Ляпунова!

Разница всего в... 270 лет! Подумаешь, мелочи! 😂

Чьи аргументы круче?

Легенда говорит: "Мы тут 500 лет живем! Наши прадеды еще с Мамаем бились!"

Архивы отвечают: "А почему тогда вас нет ни в одной писцовой книге XVI века? Не в одном налоговом реестре? Ни в одной церковной ведомости? Может, вы налоги 270 лет не платили?" 🧾

Легенда парирует: "Документы сгорели! Татары сожгли! Поляки уничтожили!"

Архивы смеются: "А у соседей в Дедилове и Епифани почему-то не сгорели... Странное совпадение!"

Кому верить? Может, правда где-то посередине? Может, на месте нынешней Малёвки существовало какое-то поселение, но оно было разрушено и забыто, а потом возродилось в XVII веке? А может, прав был поэт, сказавший: "Что так сладко спит в человеке, как не память о героическом прошлом?" 🤷‍♂️

Карта второй половины 18 века
Карта второй половины 18 века

Легенда №2: "Иов Болотный – таинственный первопоселенец"

Вторая легенда – ещё более интригующая! Говорят, что название села Иевлево пошло от некоего Иова (или Иева), который жил здесь до создания Богородицкого острога!

Звучит почти как начало сказки: "В некотором царстве, в некотором государстве, жил-был на болоте старец Иов..." 👴

А что в документах?

В 1664 году место уже называется "Иевлевым болотом" – в царской грамоте о строительстве церкви Николая Чудотворца.

В 1670-71 годах в переписи села Иевлево упоминается крестьянин Ивашка Иовлев с сыновьями Зоткой и Пронькой.

Так был ли мальчик? То есть Иов? 🧐

Теоретически – вполне мог быть! Если Ивашка в 1670-м уже взрослый мужик с детьми, то его папаша Иов мог вполне обитать где-то здесь в 1630-50-х годах. А может, он был разведчиком, который исследовал эти места перед основанием острога?

Но постойте! Документы XVII века утверждают, что до 1663 года это были "дикие поля" – незаселенные территории. Врут документы? Или легенда приукрашивает?

Моя шутливая реконструкция: а что, если Иов был не крестьянином, а... болотным отшельником? Жил себе в шалаше, рыбку ловил, зверя промышлял, с Богом беседовал. Официально – не житель, на учете не состоит, подати не платит. Зато когда пришли царские разведчики, он им все тропы показал, все особенности местности рассказал. Вот и назвали болото Иевлевым – в его честь! 🏞️

А потом уже и сына его, Ивашку, записали в новые поселенцы. Глядишь, так и род пошел. Вот и получается – не врет ни легенда, ни архив! 😉

Строящийся храм в селе Иевлево 2019 год.
Строящийся храм в селе Иевлево 2019 год.

Легенда №3: "Балахнинская слобода и разрушенный монастырь"

Еще одна загадка – Балахнинская слобода с монастырем Рождества Пресвятой Богородицы, упомянутая в писцовой книге Епифанского уезда XVI века!

Легенда утверждает, что слобода существовала, но была разрушена набегами крымских татар. Некоторые краеведы даже связывают её с происхождением нынешнего села Балахна.

Документы подтверждают существование какого-то поселения в XVI веке, но детали крайне скудны.

Моя версия: после разрушения слободы выжившие жители могли рассеяться по окрестным лесам и болотам. Среди них мог быть и наш загадочный Иов (или его предки)! А в XVII веке, когда началось официальное заселение, потомки тех беженцев могли вернуться и основать новые деревни.

Получается этакая "прерванная преемственность" – когда между двумя эпохами заселения лежит период запустения, но связь всё равно сохраняется через отдельных людей и их память! 🧩

Карта второй половины 18 века
Карта второй половины 18 века

"Дело о монастырских крестьянах": трагедия на Вязовом верхе

А вот история уже полностью подтвержденная документами – и от этого еще более драматичная!

Представьте: 1657 год. Тульский Предтечев монастырь получает землю на Вязовом верхе. Монахи радуются, заселяют её крестьянами, начинают пахать и сеять.

Проходит 14 лет. 1671 год – создается Богородицкий уезд, и монастырская земля отбирается в пользу царской казны! Крестьян переселяют на реку Ситку за Непрядвой.

Бедные монастырские крестьяне! Только обжились, построили дома, распахали поля – и вдруг: "Собирайте пожитки, ребята, переезжаем!" 🚚

Но и на новом месте им не дали спокойно жить! При создании дворцового села Михайловского у них снова отняли пашню. В итоге крестьяне оказались совершенно разорены.

Вот так царская бюрократическая машина "заботилась" о простом народе! Воистину, как говорили в старину: "До Бога высоко, до царя далеко"... 😢

Моя реконструкция нового поселения
Моя реконструкция нового поселения

Легенда №4: "Драка в Ломовке или Поляки-пушкари?"

А теперь настоящая бомба! У нас есть две совершенно разные истории об одном и том же месте – Ломовке! И каждая претендует на историческую правду!

Легенда первая: Ломовка от "лома-убийцы"
Согласно преданию старожилов, в начале XVII века на правом берегу реки Кузовки поселили
военнопленных поляков, которые должны были помогать перевозить артиллерию через реку. Поселение назвали Пушкарская слобода. Во второй половине XVIII века граф Бобринский приказал переселить их в лесистую местность. Во время расчистки леса два крестьянина поссорились, и один убил другого ломом – отсюда и пошло название Ломовка!

Легенда вторая: Ломовцы из... Ломова!
А сухие архивные документы рассказывают совсем другую историю! Оказывается, 12 августа 1664 года в Дедиловский уезд на берег реки Лесной Упёрт были присланы на
"вечное житье" крестьяне из Ломовского и Керенского уездов! Так появилась Ломовская слобода. Крестьян для воеводы Хомякова выбирал стольник Еропкин – и выбирал он их из беглых в городах Темникове, Нижнем и Верхнем Ломове, а также из Керенска.

Да, вы правильно поняли! 🤯 Название происходит не от орудия убийства, а от места происхождения переселенцев – городов Нижний и Верхний Ломов!

Кому верить? Писцовая книга 1670-1671 годов подтверждает существование Ломовской слободы с церковью Покрова Пресвятой Богородицы, в которой было 58 дворов и 236 жителей. Это однозначно говорит в пользу второй версии!

Но что, если обе истории частично правы? Может, первые поселенцы действительно были из Ломова, а позже, во времена Бобринского, произошло переселение и драматическое убийство ломом? История наслоилась на историю, и народная память соединила разные эпохи в одну красочную легенду! 🧐

А самое интересное в этой истории – документы 1665 года, где Демид Хомяков жалуется, что ломовцы и керенцы только и делают, что "стерегут животину", а "хором не рубят" и "пашни не пашут"! Похоже, переселенцы из Ломова были не самыми трудолюбивыми подданными! 😅

Фрагмент Писцовой книги РГАДА Ф.1209
Фрагмент Писцовой книги РГАДА Ф.1209

Богдановский городок: когда легенды отступают перед лопатой археолога

А теперь – настоящая жемчужина нашего исторического квеста! Богдановский городок близ деревни Колодези – памятник, где археологи буквально заткнули за пояс и легенды, и документы!

Долгое время считалось, что это укрепление XVI-XVII веков. Но археологические раскопки под руководством Гоняного М.И. в 1990 году показали, что городище датируется... XII-XIV веками!

Найденные обломки стеклянных браслетов и белоглиняная керамика не оставили камня на камне от прежних датировок.

Что это значит? На территории будущего Богородицкого уезда действительно было поселение домонгольского и раннемонгольского периода! И разрушено оно было в середине XIII века – видимо, во время монгольского нашествия.

Получается, народная память о древнем заселении этих мест не так уж и врала? Просто она "сжала" историю, объединив разрозненные факты в один связный нарратив! 🏛️

Топографический план городища у д. Колодези (Богдановский городок)
Топографический план городища у д. Колодези (Богдановский городок)

Так кто же прав – легенды или архивы?

Проведя наше шутливое расследование, я прихожу к удивительному выводу: и те, и другие одновременно врут и говорят правду!

Архивы точны в датах и именах, но часто упускают "человеческое измерение" истории. Они молчат о мотивах, чувствах, неофициальных событиях.

Легенды сохраняют эмоциональную правду и отдельные исторические факты, но часто путают даты, смешивают разные эпохи, приписывают событиям неверные причины.

Настоящая история рождается на пересечении архивных документов, археологических находок и народных преданий. Только сопоставляя все источники, мы можем приблизиться к пониманию прошлого!

А моя реконструкция? Она всего лишь одна из возможных версий! Я специально добавил немного юмора и фантазии, чтобы показать: история – это не застывший монолит, а живое, меняющееся знание. Мы постоянно пересматриваем наши представления о прошлом, находя новые документы и делая новые открытия.

Вместо эпилога: моя полушутливая версия

Если бы я писал исторический роман, то представил бы историю заселения наших мест примерно так:

XII-XIV века: На берегу реки Городенки стоит небольшая крепость – Богдановский городок. Вокруг – мелкие поселения.

1238 год: Монголы разрушают крепость, большинство жителей погибает или бежит. Но отдельные семьи остаются жить в лесах и на болотах.

XIV-XV века: После Куликовской битвы некоторые воины получают земли в Михайловском уезде Рязанской земли. Их потомки хранят память о славном сражении.

XVI век: На месте будущего Богородицкого уезда возникают отдельные поселения, в том числе Балахнинская слобода с монастырем. Татарские набеги вновь приводят к запустению большинства сел.

Начало XVII века: В глухих местах вроде Иевлева болота селятся отдельные отшельники и беглые. Среди них – некий Иов.

1657-1663 годы: Начинается организованное заселение. Сначала на Вязовом верхе появляются монастырские крестьяне, потом основывается Богородицкий острог.

1664 год: На берег Лесной Упёрт прибывают беглые крестьяне из Ломовского и Керенского уездов. Так появляется Ломовская слобода. Но переселенцы больше любят "стеречь животину", чем строить дома и пахать землю, чем злят воеводу Хомякова.

1664-1671 годы: Создаются основные села – Иевлево, Малёвка (позже Воскресенское), другие деревни. Среди переселенцев – потомки жителей Михайловского уезда, которые приносят с собой предания о Куликовской битве.

1671 год: Монастырские крестьяне с Вязового верха переселяются на реку Ситку, их земли отходят к царской казне.

Вторая половина XVIII века: Граф Бобринский переселяет жителей Ломовской слободы в лесистую местность. Возможно, при этом действительно происходит какая-то драматическая история с убийством, которая позже дает начало легенде о происхождении названия Ломовка.

И вот что получается: все эти легенды – о древнем заселении, о связи с Куликовской битвой, о таинственном Иове, о ломовцах и убийце с ломом – все они могут содержать зерно истины! Просто эта истина сложнее и запутаннее, чем простые линейные рассказы. 📚

Но помните! Это всего лишь моя реконструкция, один из возможных сценариев прошлого. История – это не то, что было "на самом деле", а то, что мы можем восстановить по доступным источникам. И каждое новое открытие может перевернуть наши представления с ног на голову! 🔄

👍 Ставьте лайк, если вам понравилось наше путешествие по дебрям истории и легенд!

💬 Пишите в комментариях: какие ещё легенды нашего края вы знаете? Может, в вашей семье сохранились предания, которые стоит сравнить с архивными документами?

🔔 Подписывайтесь – впереди еще много удивительных историй, где мы будем ловить на противоречиях и легенды, и архивы!

📚 Поддержите наши исторические расследования!

🎯 Наша цель: собрать и проанализировать все легенды и документы о нашем крае, чтобы создать максимально полную (хотя, конечно, не окончательную) картину прошлого!

💰 Минимальный донат: 150 рублей – и мы сможем заказать еще больше архивных документов для проверки местных легенд!

Источники:

  • Писцовая книга Епифанского уезда XVI века
  • Дозорная книга Демида Александровича Хомякова (РГАДА)
  • "Приходы и церкви Тульской епархии", 1895 год
  • РГАДА Фонд 210, Разрядный приказ, Опись 13 часть 1, столбцы Приказного стола, Столбец 584
  • РГАДА Фонд 210, Разрядный приказ, Опись 10, столбцы Владимирского стола, Столбец 144
  • РГАДА Ф 210 опись 12 дело 586 (жалоба Хомякова на ломовцев и керенцев)
  • Писцовая книга 1670-1671 года (РГАДА Ф.1209)
  • Указ царя Алексея Михайловича от 23.08.1668 г.
  • Указ царя Федора Алексеевича от 20.08.1680 г. (ГАТО 2202-1-193)
  • Выпись 1674 г. с межевых книг Богородицкого воеводы С.Е.Нелединского
  • Послушная грамота от 23.04.1674 г. (РГАДА 281-1-4664)
  • Материалы археологических раскопок "Богдановского городка" 1990 г.
  • Предания жителей села Ламовка (Ломовка)