Найти в Дзене
Формула для всех

Великий чемпион и неудачник. Судьба Найджела Мэнселла в Формуле-1

Британец взял титул, но прежде всего запомнился теми шансами, которые не использовал. История британского пилота Найджела Мэнселла представляет собой удивительное переплетение блестящих побед и горьких разочарований. Этот выдающийся гонщик трижды становился серебряным призёром чемпионата мира, теряя золото в самые драматичные моменты. Однако именно через эти испытания он прошёл путь к вершине автоспорта, завоевав 31 победу в гонках и статус настоящего народного героя Великобритании. Дорога Мэнселла в королевские гонки была усыпана препятствиями. Работая инженером в авиационной промышленности, он вкладывал каждый заработанный фунт в своё увлечение гонками. Попав в команду «Лотус» под руководством легендарного Колина Чепмена, молодой британец демонстрировал невероятную целеустремлённость. Однажды опоздав на важную встречу с боссом, Найджел принял радикальное решение — провёл ночь на парковке завода, чтобы гарантированно прийти вовремя на следующую встречу. Чепмен, обнаруживший его там ут
Оглавление

Британец взял титул, но прежде всего запомнился теми шансами, которые не использовал.

История британского пилота Найджела Мэнселла представляет собой удивительное переплетение блестящих побед и горьких разочарований. Этот выдающийся гонщик трижды становился серебряным призёром чемпионата мира, теряя золото в самые драматичные моменты. Однако именно через эти испытания он прошёл путь к вершине автоспорта, завоевав 31 победу в гонках и статус настоящего народного героя Великобритании.

Стремительное начало: от инженера до звезды

Дорога Мэнселла в королевские гонки была усыпана препятствиями. Работая инженером в авиационной промышленности, он вкладывал каждый заработанный фунт в своё увлечение гонками. Попав в команду «Лотус» под руководством легендарного Колина Чепмена, молодой британец демонстрировал невероятную целеустремлённость.

-2

Однажды опоздав на важную встречу с боссом, Найджел принял радикальное решение — провёл ночь на парковке завода, чтобы гарантированно прийти вовремя на следующую встречу. Чепмен, обнаруживший его там утром, был поражён такой преданностью. Стремясь найти общий язык с руководителем, страстным любителем авиации, Мэнселл даже получил лицензию пилота.

Эти усилия принесли плоды: из простого работника отдела снабжения он превратился в тест-пилота, а затем заменил в основном составе самого Марио Андретти. Уже в дебютной гонке проявился характер будущего чемпиона — несмотря на химические ожоги от пролившегося в кокпит топлива, Мэнселл продолжал борьбу до отказа двигателя на 40-м круге.

Эпоха в «Уильямсе»: взлёты и падения

Переход в команду «Уильямс», получившую мощные японские моторы «Хонда», стал поворотным моментом. Первый триумф на Гран-при Европы в Брэндс-Хэтче положил начало настоящей «мэнселломании» среди британских болельщиков. Эта любовь порой принимала экстремальные формы — на домашнем Гран-при 1992 года «Большому Найджу» пришлось угрожать собственной дисквалификацией, чтобы остановить фанатов, рвущихся к его машине.

Сезон 1986 года стал первым серьёзным испытанием. Партнёром Мэнселла стал двукратный чемпион Нельсон Пике, рассчитывавший на роль безоговорочного лидера. Однако Фрэнк Уильямс предоставил гонщикам равные возможности, что привело к ожесточённому противостоянию не только на трассе, но и за её пределами. Бразилец позволял себе оскорбления в адрес жены Мэнселла, да и и Найджел не был шелковым, давая отпор.

-3

Развязка наступила в заключительных этапах: пищевое отравление на дне рождения комментатора Марри Уокера в Мексике отбросило Найджела на пятое место в гонке, а в финальном заезде в Австралии команда совершила знаменитую стратегическую ошибку, поверив в сверхнадёжность шин «Гудьир» в результате ложных слухов, специально запущенных в паддоке. Взрыв покрышки на высокой скорости мог стать фатальным, но мастерство пилота позволило избежать катастрофы.

-4

1987: Новое разочарование

Следующий сезон начался с полной доминации британца в квалификациях и шести побед. Титул казался неизбежным, когда на практике перед Гран-при Японии болид номер 5 улетел с трассы. Травма спины на время приковала Мэнселла к постели — ноги практически не слушались. Мечта о чемпионстве вновь растаяла.

-5

Итальянские страсти

Уход «Хонды» поставил «Уильямс» в сложное положение. Неудачный сезон на атмосферных моторах «Джадд» подтолкнул Мэнселла к переходу в «Феррари», работавшую над революционной полуавтоматической трансмиссией.

Новая техника оказалась крайне ненадёжной — пилоты «Скудерии» перед дебютной гонкой в Бразилии были настолько уверены в двойном сходе, что заранее забронировали вечерние рейсы домой. Однако Мэнселл преподнёс сенсацию, не только возглавив гонку, но и доведя её до победного финиша, постоянно «уговаривая» коробку не подвести.

К 1990 году технические проблемы были решены, но появился новый противник — Ален Прост. В своих мемуарах Мэнселл открыто обвиняет француза в закулисных интригах и настраивании команды против себя. Прост, в свою очередь, критиковал британца за легкомысленность — тот, например, предпочитал гольф тестам. Политическая борьба завершилась победой опытного француза, что привело Мэнселла к мыслям о завершении карьеры.

-6

Правда публичного заявления об уходе на стол легло предложение от «Уильямса». Как выяснилось, судьбоносное.

Триумф после отставки

Возвращение в Гроув совпало с получением мощных французских моторов «Рено». В сочетании с гениальными разработками Эдриана Ньюи это создало непобедимые машины. В 1991 году Мэнселл стремительно сокращал отставание от Айртона Сенны, но традиционно неудачный для себя Гран-при Японии принёс очередной сход, на этот раз без серьёзных последствий. Шанс вновь был упущен.

А вот сезон 1992 года стал звёздным часом британца. Болид FW14B доминировал абсолютно без шансов для остальных, Найджел одержал пять побед подряд на старте чемпионата и уже в Венгрии стал чемпионом мира!

Путь к титулу не был гладким. В Монако неожиданный пит-стоп заставил его провести всю оставшуюся дистанцию в борьбе с Сенной за лидерство. В Канаде чрезмерная атака привела к ошибке и сходу в гравийной ловушке. Во Франции неожиданное сопротивление оказал напарник Риккардо Патрезе, впервые в карьере опередивший первого номера команды на старте и захвативший лидерство. Все попытки обойти итальянца на трассе провалились, пришлось прибегнуть к командным приказам.

Несмотря на эти трудности, преимущество «Уильямса» было подавляющим: из 16 гонок «Большой Найдж» завоевал 14 поул-позиций и одержал 9 побед, опередив Патрезе почти вдвое по очкам.

-7

Американское приключение

Узнав о возвращении Проста в качестве напарника в сезоне 1993, Мэнселл категорически отказался от защиты титула в одной команде с французом. Многочисленные предложения из-за океана привели его во Флориду, где он подписал контракт с командой «Ньюман/Хаас» в серии CART.

Америка встретила чемпионом суровым испытанием. Непривычные овальные трассы представляли новый вызов. В Финиксе произошла самая серьёзная авария в карьере Мэнселла — врачи признавались, что никогда не видели человека с подобными травмами, один медик даже написал научную работу об этом случае. Однако уже в следующей гонке «Большой Найдж» финишировал третьим, а к концу сезона завоевал титул, став единственным в истории пилотом, одновременно державшим чемпионские звания двух самых престижных гоночных серий планеты.

Последний аккорд

Финальную победу в карьере Мэнселл одержал в «Формуле-1». Подписав контракт с «Уильямс» на переменное выступление с Култхардом вместо погибшего Сенны, в 1994 году в Австралии он воспользовался знаменитым столкновением Михаэля Шумахера и Деймона Хилла, выйдя в лидеры и сдержав Бергера до финиша.

-8

Через год британец окончательно завершил гоночную карьеру.

Жизнь после гонок

Сегодня Найджел Мэнселл регулярно появляется в роли эксперта, сравнивая современную «Формулу-1» с эпохой своей молодости. Он поддерживает улучшения в области безопасности и ожидает прихода женщин в чемпионат. Иногда бывший чемпион исполняет обязанности стюарда на родном Гран-при Великобритании, где он одерживал победы четыре раза.

Один из самых невезучих, но при этом великих пилотов в истории активно занимается благотворительностью. И, кстати, расстался со своими знаменитыми усами, хотя причины этого решения остаются загадкой.