Найти в Дзене
AsTAROT

Архетипы в психологии

Архетипы — это универсальные, врождённые символы и образы, которые пронизывают культуру, искусство и человеческое бессознательное. Они представляют собой основные категории, с помощью которых люди воспринимают и интерпретируют окружающий мир. В психологии архетипы играют ключевую роль в формировании личности и восприятии окружающей действительности. Все мы знаем эти истории: злой колдун и спаситель-принц, мудрый старец в глубине леса, вечное противостояние героя и тени, поиск священного Грааля — почему мифы и сказки народов, разделенных океанами и веками, так поразительно похожи? Почему одни и те же образы и сюжеты всплывают в наших снах, творчестве и даже маркетинге? Ответ на этот вопрос швейцарский психиатр Карл Густав Юнг нашел в теории архетипов — фундаментальных структур человеческой психики, составляющих общее для всех нас наследие — коллективное бессознательное. Часть 1: Что такое архетип? Определение в психологии В юнгианской психологии архетип (от греч. arché — начало и typos

Архетипы — это универсальные, врождённые символы и образы, которые пронизывают культуру, искусство и человеческое бессознательное. Они представляют собой основные категории, с помощью которых люди воспринимают и интерпретируют окружающий мир. В психологии архетипы играют ключевую роль в формировании личности и восприятии окружающей действительности.

Все мы знаем эти истории: злой колдун и спаситель-принц, мудрый старец в глубине леса, вечное противостояние героя и тени, поиск священного Грааля — почему мифы и сказки народов, разделенных океанами и веками, так поразительно похожи? Почему одни и те же образы и сюжеты всплывают в наших снах, творчестве и даже маркетинге? Ответ на этот вопрос швейцарский психиатр Карл Густав Юнг нашел в теории архетипов — фундаментальных структур человеческой психики, составляющих общее для всех нас наследие — коллективное бессознательное.

Часть 1: Что такое архетип? Определение в психологии

В юнгианской психологии архетип (от греч. arché — начало и typos — образ) — это не конкретный образ, а врожденная, универсальная, глубинная психическая структура, которая является частью коллективного бессознательного. Это своего рода «психологический инстинкт» или «осадок опыта бесчисленных поколений», который предрасполагает человека воспринимать, переживать и реагировать на мир определенным образом.

Ключевые характеристики архетипов:

Не наследуются как образы, а как формы: Юнг подчеркивал, что мы наследуем не готовые картинки, а предрасположенности. Архетип — это пустая, чистая форма, как кристаллическая решетка, которая определяет, как будет замерзать вода, но сама по себе не является льдом. Эта форма наполняется содержанием из личного опыта человека

Универсальны и вневременны: Они общи для всех людей, независимо от эпохи, культуры или географического положения. Архетип Матери существует и у европейца, и у аборигена Австралии, хотя его конкретное воплощение будет разным.

Обнаруживаются через символы и образы: Проявиться в сознании архетип может только через символы — в снах, мифах, религиях, искусстве, фольклоре и даже бреде. Крест, мандала, кольцо, дракон — все это мощные архетипические символы.

Обладают нуминозностью: Восприятие архетипического образа сопровождается intense эмоциональным зарядом, чувством чего-то sacred (священного), таинственного, пугающего или захватывающего дух.

Амбивалентны: Архетипы не бывают исключительно хорошими или плохими. Архетип Матери несет в себе как любовь и заботу (хорошая мать), так и поглощение и devouring (ужасная мать).

Часть 2: История концепции: От Фрейда к «Красной книге»

Концепция архетипов не возникла на пустом месте. Ее история — это путь личного и профессионального отделения Юнга от своего учителя, Зигмунда Фрейда.

1. Расхождение с Фрейдом: Фрейд считал, что бессознательное в основном носит личный характер и состоит из вытесненных воспоминаний и желаний, прежде всего сексуальных. Юнг, работая с пациентами и изучая мифологию, пришел к выводу, что бессознательное гораздо глубже. Он обнаружил, что в снах и фантазиях его пациентов (а также в его собственных) присутствуют образы, которые не могли быть частью их личного опыта (например, мотивы из древних мистерий). Это натолкнуло его на мысль о более глубоком, коллективном слое психики.

2. Термин «архетип»: Юнг заимствовал этот термин у древнегреческих философов, но наполнил его психологическим содержанием. Окончательно теория сформировалась после его глубокого личного кризиса (с 1913 года), который он назвал «встречей с бессознательным».

3. «Красная книга»: В течение 16 лет Юнг записывал и иллюстрировал свои видения, сны и фантазии. Эта работа, известная как «Красная книга» (Liber Novus), стала для него главной лабораторией по исследованию коллективного бессознательного и его архетипических обитателей. Именно здесь он на собственном опыте столкнулся с фигурами, которые позже опишет как Эго, Тень, Аниму, Анимуса, Мудрого старца и Самость.

Часть 3: Структура психики по Юнгу: Где живут архетипы?

Чтобы понять место архетипов, нужно видеть общую карту юнгианской психики:

1. Эго: Центр сознания, отвечающий за наше чувство идентичности и непрерывности.

2. Личное бессознательное: Слой, примыкающий к Эго. Содержит вытесненные воспоминания, забытые впечатления и комплексы (скопления эмоционально заряженных мыслей).

3. Коллективное бессознательное: Самый глубокий и фундаментальный слой психики, универсальный для всего человечества. Это «вместилище» архетипов, не приобретенное лично, а унаследованное.

Часть 4: Основные архетипы Юнга

Юнг описал множество архетипов, но наиболее подробно разработал следующие:

1. Персона (Маска)

Роль: Архетип социальной адаптации. Это «маска», которую мы надеваем, входя в общество. Она защищает Эго от социальных воздействий, но опасность заключается в том, чтобы полностью отождествиться со своей Персоной, потеряв истинное «Я».

Проявление: Наши социальные роли (профессионал, родитель, друг), одежда, стиль общения.

2. Тень

Роль: Архетип, вмещающий все, что мы вытесняем из сознания как неприемлемое: низменные instincts, аморальные желания, слабости, негативные эмоции. Тень — это наша «темная половина». Однако она также является источником жизненной силы, spontaneity и творческого начала.

Проявление: В проекциях (когда мы яростно ненавидим в других то, что не принимаем в себе), в снах (фигуры того же пола, которые нас преследуют или угрожают).

3. Анима и Анимус

Роль: Эти архетипы представляют собой бессознательную contra-sexual часть личности.

Анима — женский образ в психике мужчины (воплощение эмоциональности, интуиции, эроса, иррационального)

Анимус — мужской образ в психике женщины (воплощение логики, духа, рациональности, принципиальности).

Значение: Они являются мостом к коллективному бессознательному и играют ключевую роль в отношениях с противоположным полом (мы часто проецируем свой образ Анимы/Анимуса на партнера). Их интеграция — crucial шаг к целостности.

4. Самость

Роль: Центральный и самый важный архетип, архетип порядка и целостности. Это организующий принцип, который стремится объединить все противоречивые части психики (сознательное и бессознательное) в единую, гармоничную личность. Самость — это высшая цель процесса Individuation (становления собой).

Символы: Мандала, философский камень, священное кольцо, король и королева, божественный ребенок, Христос.

5. Мудрый старец и Великая Мать

Мудрый старец: Архетип духа, смысла, мудрости и прозрения. Персонифицируется в образах волшебника, пророка, учителя, отца-начальника. Великая Мать: Архетип природы, плодородия, жизненной силы, рождения и, одновременно, смерти и поглощения. Персонифицируется в образах богинь-матерей, Девы Марии, ведьмы, природы.

Часть 5: Процесс индивидуации и роль архетипов

Главная цель юнгианского анализа — не избавление от симптомов, а индивидуация. Это процесс психологического взросления, становления целостной, неповторимой личностью, реализация своего уникального потенциала.

Этот путь предполагает:

1. Отделение от Персоны (понимание, что «я — это не только моя роль»).

2. Конфронтацию с Тенью (признание и интеграцию своих темных сторон).

3. Встречу с Анимой/Анимусом (признание и принятие своей contra-sexual природы).

4. Диалог с архетипом Самости как с внутренним руководящим центром.

Архетипы в этом процессе выступают и как проводники (Мудрый старец), и как противники (Тень), и как конечная цель (Самость).

Сейчас теория архетипов Юнга вышла далеко за рамки клинической психологии. Она стала мощным инструментом для анализа: Гарри Поттер (борьба с Тенью), Люк Скайуокер (путь героя), Нео («Избранный» как проявление Самости). Архетипы ест в каждом произведении искусства, вне зависимости от качества и культурной ценности.

Чтобы определить свои ведущие архетипы, пройдите тест по ссылке https://psytests.org/typo/heropm-run.html
Буду ждать в комментариях ваши результаты)