Добрый день, дорогие читатели!
Заканчивается лето, наступает новый театральный сезон! Я в предвкушении чего-то необычного, неординарного и сумасбродного!!!
Перед началом нового сезона мне захотелось поделиться с вами впечатлениями о спектакле, который я посмотрела в мае, - "Lё Тартюф. Комедия" в Театре на Таганке. Премьера постановки состоялась 30 января 2020 года.
Для меня это третий "Тартюф". В моём багаже "Тартюф" Театра имени Моссовета (режиссёр Евгений Марчелли) и "Тартюф" Театра Наций Евгения Писарева. Эти две постановки увидели свет совсем недавно - в 2024 году.
От спектакля к спектаклю моя любовь к творчеству Юрия Муравицкого только растёт. Режиссёр дает мне то, что я хочу видеть в театре: эпатаж, неординарность и дикую энергетику. Я уже делилась с вами своими впечатлениями о спектаклях "Слуга двух господ" Театра имени А.С. Пушкина и "Как вам это понравится" МХТ имени Чехова.
Театр на Таганке я посещала очень давно. Последнее, что помню, - это спектакль "Мастер и Маргарита" Юрия Любимова. Была удивлена, что за последнее время произошло много изменений: репертуар театра пополнился огромным количеством новых постановок, очень много современных режиссёров были приглашены в театр. Театр реально Ожил. Мне стало очень любопытно, и я уже наметила для себя план по посещению этого театра. Буду с удовольствием делиться с вами своими впечатлениями и эмоциями.
Итак, Тартюф!!!
Пьеса великого Жана-Батиста Мольера написана в стихах. Юрий Муравицкий и Евгений Писарев остались верны слогу классика и не стали переделывать стихотворную форму произведения, а Евгений Марчелли в Театре имени Моссовета решил воспользоваться переводом пьесы в прозе, от чего постановка хуже не стала. Каждый из этих спектаклей по своему интересен и притягателен.
Что сразу привлекает зрителя, пришедшего на Таганку, так это ОРИГИНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ Юрия Муравицкого, который включает в себя необычную форму спектакля - "Комедия дель Арте" (вид итальянского уличного театра, спектакли которого создавались методом импровизации с участием актёров, одетых в маски), сумасшедшие костюмы с ватными накладками и фантасмагорическими париками, а также интерактив с залом. Конечно, многих это отталкивает, но продвинутым театралам это интересно и в кайф!!! Подобные спектакли я называю "спектакль-праздник", "спектакль-карнавал"! В постановке заняты молодые актёры, а значит юношеская энергетика, драйв и задор нам обеспечены.
Мне спектакль очень понравился! Это было стильно, ярко, дерзко, ритмично, очень зрелищно и очень шумненько!!! Заснуть уж точно не получится!!!
В постановке принимают участие:
- Тартюф - Роман Колотухин
- Оргон - Василий Уриевский
- Эльмира - Дарья Авратинская/ Александра Басова
- Мариана - Полина Куценко/ Александра Хованская
- Валер - Кирилл Янчевский/ Никита Лучихин
- Дамис - Павел Комаров
- Дорина - Анастасия Лазукина
- Клеант - Павел Левкин/ Филипп Котов
- Госпожа Пернель - Надежда Флёрова
- Лояль - Антон Ануров
Я уже дважды рассказывала вам, дорогие читатели, о чем повествует нам Мольер в своём неувядающем произведении. Для тех, кто забежал ко мне на огонёк впервые, вкратце напомню сюжет.
В пьесе Мольера два главных персонажа:
Глупец в "розовых очках" - Оргон (Василий Уриевский). И его антипод - обманщик и подхалим Тартюф, великолепно изображённый Романом Колотухиным.
Мы не ведаем, каким путем Тартюф смог добиться полного расположения Оргона, и наблюдаем за событиями пьесы уже в тот момент, когда Тартюф живет в доме Оргона, пользуется всеми благами и не за горами тот момент, когда святоша получит от своего друга все: и состояние, и молодую жену (дочку своего благодетеля). Это завязка сюжета.
Действие пьесы происходит в доме господина Оргона, где он проживает вместе со своими домочадцами: любимой мамочкой, женой Эльмирой, дочкой Марианой, сыном Дамисом и братом жены Клеантом. У Марианы есть возлюбленный - Валер, но отец вбил себе в голову выдать дочь за… Тартюфа. В доме есть служанка Дорина, роль которой прекрасно исполнила Анастасия Лазукина. Она за словом в карман не полезет и без нее не обходится ни одно событие в этом доме, она считает себя чуть ли не главной примой и позволяет себе поучать не только молодёжь, но и старших господ. Вот где настоящий характер!!!
Вообще все домочадцы делятся на два лагеря: в первый входит Оргон со своей мамашей, которые боготворят Тартюфа (их он покорил своей святостью и безмерным служением Богу); во второй - все остальные, которые Тартюфа ненавидят. Они, конечно, пытаются открыть глаза Оргону на подлые деяния его протеже, но это бесполезно. Глаза плотно "закрыты шорами" и сквозь них не пробиться. Вся семейка занята бесконечным выяснением отношений и совсем не видит себя со стороны.
А для появления Тартюфа это самая что ни на есть благоприятная почва. Вероятно, именно на это и хотел обратить внимание режиссёр. Что же вы совсем не бережёте друг друга?
Действие движется строго по пьесе великого Мольера. Использован классический перевод Михаила Донского. Только читают эту пьесу актёры в очень необычной манере, практически скороговоркой, в бешеном темпе. Даже мне, человеку, знающему всю пьесу практически наизусть, порой было сложновато не потерять нить и не упустить суть. Безумно сложная актерская работа!
Но все актёры показывают себя блестяще, на очень высоком уровне и самоотверженно все три часа держат зрителя в "своих руках", не отпуская ни на секунду. Мне было очень трудно выделить кого-то одного, понравились буквально все!
Очень понравились костюмы, созданные Галиной Солодовниковой. Каждый костюм индивидуален и подчеркивает сущность конкретного персонажа. Например Тартюф появляется на сцене сначала как рок-звёзда с гитарой наперевес, которая еле-еле прикрывает его наготу. В другой сцене он выходит в чёрной шубе с короной на голове в образе человека, владеющего миром.
Образ непутевого Оргона, которого легко облапошить, подчеркивает нежный костюм в розовых тонах с бантиками и рюшечками, в туфельках на каблуках и с ярким маникюром.
Его жена Эльмира напротив - сексуальная львица с прической, уходящей в небеса - предстаёт пред зрителями в образе хищной, властной женщины, благодаря которой Тартюф и был выведен на чистую воду.
Хочу также обратить внимание на необычную сценографию спектакля: все герои словно куклы помещены в белый куб с уходящей вверх перспективой и таинственной дверью, внутри которого им и приходится существовать, строить козни и выяснять отношения.
В постановке принимают участие музыканты, которые присутствуют прямо на сцене и услаждают слух зрителей великолепными композициями.
В названии своего спектакля Юрий Муравицкий сделал акцент на слове комедия. После просмотра я почувствовала, что слово комедия звучит здесь очень язвительно. Как напоминание, что на самом деле события полны трагизма и драматизма.
Юрий Муравицкий создал марионеток, погрязших во лжи, обмане и пороках, которые как магнитом притягивают к себе подлецов и мошенников. Они сами виновны в том, что их одурачил Тартюф. Поэтому их итог печален, а финал трагичен… В отличие от оригинала.
Спасибо за внимание!
К просмотру очень рекомендую!
Предлагаю вам посмотреть видео с поклонами с этого спектакля
P.S. Мои впечатления о других спектаклях уже доступны по ссылке:
Не все коту масленица! О спектакле "Свадьба Кречинского" в Губернском Театре
Труффальдино нового века: о спектакле "Слуга двух господ" в Театре им. А.С. Пушкина
Двое из ларца, одинаковых с лица: о спектакле "Мертвые души" в Театре им. Вахтангова
Богомолов смачно повернул, "турахнуться" можно: о "Гамлет in Moscow" в Театре на Бронной