Найти в Дзене
Записки пассажира

На выставке

Побывала сегодня в Музее современной истории России на выставке о профсоюзах. Я потому так затянула, что всё ждала, что этот поход будет организован по линии работы - и вот, наконец.
Добирались каждый своим ходом, а встреча должна была состояться в холле музея. Группа собралась из десяти человек и выяснилось, что половину из них я вообще в первый раз вижу. К нам всем по очереди подошёл экскурсовод - небольшой, полненький, лысоватый, напоминающий типаж интеллигента "из бывших" первых послереволюционных лет - и спросил, точно ли мы из этой организации?
Мы - каждый по отдельности - ответили, что точно, и он даже не выразил удивления, что бывают такие странные трудовые коллективы, состоящие сплошь из интровертов. Выставка располагалась на третьем этаже и добираться нужно было строго на лифте и строго по четыре человека. Нас снабдили точными инструкциями, каким образом нажимать кнопки, и мы поехали.
Вообще же Музей современной истории смотрится, действительно, очень современным. Так запр

Побывала сегодня в Музее современной истории России на выставке о профсоюзах. Я потому так затянула, что всё ждала, что этот поход будет организован по линии работы - и вот, наконец.

Добирались каждый своим ходом, а встреча должна была состояться в холле музея. Группа собралась из десяти человек и выяснилось, что половину из них я вообще в первый раз вижу.

Яркие бархатные знамена привлекают взор
Яркие бархатные знамена привлекают взор

К нам всем по очереди подошёл экскурсовод - небольшой, полненький, лысоватый, напоминающий типаж интеллигента "из бывших" первых послереволюционных лет - и спросил, точно ли мы из этой организации?

Мы - каждый по отдельности - ответили, что точно, и он даже не выразил удивления, что бывают такие странные трудовые коллективы, состоящие сплошь из интровертов.

Еще один живописный стяг
Еще один живописный стяг

Выставка располагалась на третьем этаже и добираться нужно было строго на лифте и строго по четыре человека. Нас снабдили точными инструкциями, каким образом нажимать кнопки, и мы поехали.

Вообще же Музей современной истории смотрится, действительно, очень современным. Так запросто из него не выйдешь - только приложив билет к валидатору. Ну, и войти, разумеется, тоже можно, лишь проделав данную процедуру. У нас билетов не было - поэтому экскурсоводу ничего не оставалось, как очень плотно вжиться в образ Вергилия.

Номинально выставка была посвящена 120-летию образования профсоюзного движения России и 35-летию образования ФНПР - Федерации независимых профсоюзов России. Однако экспозиция начиналась как бы с пролога профсоюзной истории - со знаменитой Морозовский стачки, произошедшей на ткацкой фабрике в Орехово-Зуево в 1885 году.

-3

Профсоюзов - в России - тогда ещё не было, но борьба рабочих за свои права уже была. Над стеклянной витриной с личными вещами предводителей стачки Петра Моисеенко и Василия Волкова висят картины куда более позднего, уже советского, периода с одним названием "Обыск в профсоюзах".

Владимир Лебедев. Обыск в профсоюзах. 1927
Владимир Лебедев. Обыск в профсоюзах. 1927
Борис Иогансон. Обыск в профсоюзах. 1929
Борис Иогансон. Обыск в профсоюзах. 1929

Затем представлена другая страница рабочего движения (собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга) - в этот раз созданная уже не рабочими, а попом Георгием Гапоном, которого курировали государственные чиновники. Однако что-то пошло не так - видно, одни чиновники не договорились с другими - и дело Гапона закончилось Кровавым воскресеньем.

-6

Честно говоря, мне показалось, что выставка сделана наспех. И даже если учесть, что ее создатели не имели амбиций показать 120-летнюю историю российских профсоюзов во всей полноте, глубине, сложности, то и отдельные ее строчки представлены размыто, невнятно, неразборчиво.

-7

Могу предположить, что причина кроется в двойственной природе отечественных профсоюзов, которые с одной стороны "в родстве" с Морозовский стачкой, организованной "снизу"; а с другой, получается, с собранием фабрично-заводских рабочих, инициированным "сверху"?

Ниже ещё некоторые экспонаты:

-8
На этой фотогафии тоже Шварц -- в середине с черными усами
На этой фотогафии тоже Шварц -- в середине с черными усами
Вот это уже стенд с оттепельными годами,
Вот это уже стенд с оттепельными годами,
а это с перестречными...
а это с перестречными...

Больше фотографий вот здесь:

На выставке