Найти в Дзене
Будни в Петербурге

Петербург Достоевского. Моя прогулка по местам Преступления и наказания

Санкт-Петербург - город, чья история, подобно величественной реке, веками питала творчество великих умов. Его улицы, площади и каналы стали не просто декорациями, а живыми свидетелями судеб, вдохновляя писателей на создание произведений, вошедших в Золотой фонд русской и мировой литературы. Среди этих мастеров слова особое место занимает Федор Михайлович Достоевский, чья жизнь и творчество неразрывно связаны с нашим городом. 28 лет своей жизни Достоевский провел в Петербурге, городе, который он населил своими сложными, противоречивыми героями. Этот город, пропитанный особой атмосферой мрака, меланхолии и глубоких переживаний, для писателя был не просто фоном, а полноценным персонажем, отражающим внутренний мир его героев, их страдания и поиски смысла жизни. Особенно ярко это проявляется в его знаменитом романе "Преступление и наказание". Федор Михайлович с поразительной точностью описывает петербургские места, где разворачивались трагические события, связанные с нищим студентом Родионо
Оглавление

Санкт-Петербург - город, чья история, подобно величественной реке, веками питала творчество великих умов. Его улицы, площади и каналы стали не просто декорациями, а живыми свидетелями судеб, вдохновляя писателей на создание произведений, вошедших в Золотой фонд русской и мировой литературы. Среди этих мастеров слова особое место занимает Федор Михайлович Достоевский, чья жизнь и творчество неразрывно связаны с нашим городом.

Город страданий. Петербург в творчестве Достоевского
Город страданий. Петербург в творчестве Достоевского

Город, ставший свидетелем...

28 лет своей жизни Достоевский провел в Петербурге, городе, который он населил своими сложными, противоречивыми героями. Этот город, пропитанный особой атмосферой мрака, меланхолии и глубоких переживаний, для писателя был не просто фоном, а полноценным персонажем, отражающим внутренний мир его героев, их страдания и поиски смысла жизни. Особенно ярко это проявляется в его знаменитом романе "Преступление и наказание". Федор Михайлович с поразительной точностью описывает петербургские места, где разворачивались трагические события, связанные с нищим студентом Родионом Раскольниковым:

  • Сенная площадь;
  • узкие, извилистые улочки;
  • темные, сырые переулки;
  • живописные, но зачастую гнетущие набережные каналов;
  • мосты, соединяющие берега, и даже отдельные дома. Все это становится неотъемлемой частью повествования, создавая неповторимую атмосферу романа:
Роман «Преступление наказание» Ф. М. Достоевского свет увидел в 1866 году
Роман «Преступление наказание» Ф. М. Достоевского свет увидел в 1866 году

Давайте же вместе окунемся в атмосферу Петербурга Достоевского, пройдем по следам Родиона Раскольникова и попытаемся почувствовать ту самую атмосферу, которая так глубоко повлияла на творчество писателя и на судьбы его героев. И хотя события в романе разворачивались в жарком июле, наша осенняя прогулка, окутанная пасмурным небом, позволит нам почувствовать эту атмосферу еще острее.

Главный герой романа - Родион Раскольников, нищий студент, решившийся на преступление на философской почве. Рисунок в музее Достоевского
Главный герой романа - Родион Раскольников, нищий студент, решившийся на преступление на философской почве. Рисунок в музее Достоевского

1. Кокушкин мост. Начало пути Раскольникова

Отправной точкой нашей прогулки станет Кокушкин мост. Это не просто географическая точка, а место, с которого начинается как действие романа, так и перемещение главного героя по городу. Именно отсюда он отправился в свой роковой путь, который стал поворотным моментом в его жизни:

Кокушкин мост - мост через канал Грибоедова в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяет Казанский и Спасский острова
Кокушкин мост - мост через канал Грибоедова в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяет Казанский и Спасский острова

Здесь, на Кокушкином мосту, Родион Раскольников часто блуждал в мучительных раздумьях, задумал преступление и сюда же придет на следующий день после убийства старухи-процентщицы, чтобы "схоронить концы": "бросить все в канаву, и концы в воду, и дело с концом."

С моста открывается вид на канал - тот самый пейзаж, который Раскольников видел каждый день:

Так же обратите внимание на доходный дом конца 19 века, который виден с моста:

Это здание треугольной формы, украшенное красным куполом с изящными балконами, принадлежало одному из самых состоятельных людей эпохи Достоевского - предпринимателю, промышленнику, сенатору и действительному тайному советнику В. А. Ратькову-Рожнову. У династии Ратьковых-Рожновых в Петербурге было более тридцати доходных домов и особняков. Это один из них.

Примечательно, что Кокушкин мост является настоящим литературным магнитом города. Его история тесно связана с произведениями таких великих писателей как Гоголь («Записки сумасшедшего», автор так же жил неподалеку), Лермонтов (неоконченная повесть «Штосс»), Пушкин (упомянул мост в знаменитой эпиграмме на рисунок А. В. Нотбека «Пушкин и Онегин») и Достоевский («Преступление и наказание»).

2. Канава

"Канава" - так Достоевский именует Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова), который, подобно улицам, переулкам и площадям, становится одним из главных мест действия романа. Это слово упоминается в "Преступлении и наказании" очень много раз, и каждый раз в весьма важном контексте. "Канава" встречается Раскольникову по дороге к дому старухи Алены Ивановны, а потом на пути в полицейскую контору, куда он идет сознаваться в преступлении. На "канаву" выходит дом процентщицы, она же видна из жилища Сони Мармеладовой:

Под словом "канава" в романе имеется в виду Екатерининский канал, который сейчас называется каналом Грибоедова. Во времена Достоевского его использовали для слива сточных вод, т.е. фактически как канаву
Под словом "канава" в романе имеется в виду Екатерининский канал, который сейчас называется каналом Грибоедова. Во времена Достоевского его использовали для слива сточных вод, т.е. фактически как канаву

3. Квартира Достоевского (Дом купца Олонкина)

К дому старухи-процентщицы Родион Раскольников шел мимо дома, где три года проживал его создатель Федор Михайлович Достоевский. Именно здесь, в этих стенах, был рожден бессмертный роман "Преступление и наказание". О чем напоминает мемориальная доска на фасаде дома:

Писатель сам бродил по этим местам: мостам, узким улочкам, темным дворам и парадным, впитывая их мрачную красоту и черпая вдохновение для своих произведений. И хотя Петербург изменился с эпохи Достоевского, атмосфера 19 века все еще ощутима. Попробуйте вообразить, как Федор Михайлович, ступая по этим мостовым, размышлял о своих персонажах и внутренних терзаниях Раскольникова.

📍 Адрес: Столярный переулок, д.14

4. Дом Раскольникова

Неподалеку от дома Достоевского, всего в ста метрах, находится Дом Раскольникова. По сюжету романа, Раскольников нанимал у квартирной хозяйки крошечную комнатушку на последнем этаже 5-ти этажного дома:

"Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу."
Ф. М. Достоевский "Преступление и наказание"
В этом доме на последнем этаже, прям под самой крышей Родион снимал тесную каморку. По сути наш герой жил на чердаке
В этом доме на последнем этаже, прям под самой крышей Родион снимал тесную каморку. По сути наш герой жил на чердаке

В 1970 году дом подвергся капитальной перестройке в результате чего многие детали дома сильно изменились. Был уничтожен полуподвал, и дом из пятиэтажного превратился в четырехэтажный. На нынешнем четвертом мансардном этаже (чердаке), находилась тесная комната Родиона Раскольникова, в которой едва помещались стол, старый диван и шкаф:

<"Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длинной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоев, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок...">
<"Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, - сказала вдруг Пульхерия Александровна...">
Федор Достоевский "Преступление и наказание"

Представьте себе эту крошечную каморку под самой крышей: темную, тесную, с маленьким окошком. В этом убогом пространстве юный герой пытался найти сосредоточение, вел внутреннюю борьбу и одновременно вынашивал зловещие замыслы. Эта обстановка, лишенная света и простора, прекрасно передавала внутреннее отчаяние и безысходность, царившие в душе Раскольникова:

Сегодня в парадной Родиона живут люди, поэтому ни в дом, ни во двор этого дома попасть невозможно. Жильцы не принимают гостей, а двор надежно заперт на замок. В свое время мне повезло залезть на тот самый чердак, когда двор еще был открыт. Тогда можно было подняться до чердака по той самой винтовой лестнице с 13 ступенями, стены которой были все сплошь исписаны цитатами, стихами и прозой на тему произведения. Как сейчас помню: "Бабки мрут от топора, Родя рубит на ура!", "Родион, Выходи!", "Где старуха?", "Родя, все же ты убил зря" или "Защитим старушек. Собес.")). Сам по себе двор в общем-то ничем не примечательный. Типичный, каких много. Но если дать волю фантазии, можно уловить следы жизни Родиона и ощутить дух того мрачного времени.

В угловой части дома можно увидеть горельеф, на котором выбит текст, составленный профессором Д. Лихачевым и писателем Д. Граниным. На горельефе мы видим Федора Михайловича на той самой винтовой лестнице, ведущей к скромному жилищу своего героя:

📍 Адрес: Гражданская улица, д. 19 (ранее Столярный переулок, д. 5)

Устали гулять? Прямо напротив Дома Раскольникова расположена булочная сети пекарен Вольчека, которые я обожаю! Это просто идеальный момент, чтобы сделать небольшую паузу в нашей прогулке и порадовать себя чаем/кофе с пирожным перед тем как отправиться дальше:

Самая вредная еда - чай. К нему всегда найдутся булочки, торты и пирожные...)
Самая вредная еда - чай. К нему всегда найдутся булочки, торты и пирожные...)

5. Дом Сони Мармеладовой

Всего в нескольких шагах от жилища Раскольникова находится дом, где в квартире № 9, принадлежащей портному Капернаумову, снимала комнату Соня - самая душевная героиня романа. Как мы знаем из романа, 18-летняя девушка жила отдельно от своей семьи (Мармеладовых), которая проживала неподалеку, в том же районе. Причиной тому послужила ее "дурная репутация", из-за которой хозяйка квартиры и другие жильцы, в том числе и Лебезятников, выжили девушку из родительской квартиры.

"...С тех пор дочь моя, Софья Семеновна, желтый билет принуждена была получить, и уже вместе с нами по случаю сему уже не могла оставаться..."
Федор Достоевский "Преступление и наказание"

Желтый билет - это разрешение заниматься проституцией. В те времена такой билет давался в обмен на паспорт. То есть получив желтый билет, девушке будто на лоб клеймо ставили, она становилась изгоем общества.

Дом, где снимала комнату у Капернаумова Соня Мармеладова
Дом, где снимала комнату у Капернаумова Соня Мармеладова

Окна комнаты Сони выходили на "канаву", т.е. на канал Грибоедова. Сегодня такие виды на набережных считаются красивыми, но в описании жилища Сони единственной красивой вещью было Евангелие. Эта бедность обстановки лишь подчеркивала глубокое, но чистое состояние души девушки.

«А Раскольников пошёл прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зелёного цвета…Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного треугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уж слишком безобразно тупой"...
<Во всей этой большой комнате почти не было мебели...>» Ф. М. Достоевский "Преступление и наказание"

Сегодня дом Сони можно не узнать. Он сильно отличается от того, что описан в романе Достоевского. Изначально он имел три этажа, но в советское время к нему добавили еще один. Сонечка обитала на третьем этаже, соседствуя с еще одним персонажем романа - Аркадием Ивановичем Свидригайловым.

Когда Свидригайлов приезжает в Петербург, он случайно останавливается именно в этом доме. И совершенно случайно (а у Достоевского все всегда происходит по воле случая😉) он оказывается в соседней с Соней комнате и слышит, как Раскольников, придя к ней, признается в убийстве старушки и Лизаветы. Говорит о том, что был бы счастлив, если бы совершил убийство из-за бедности... Но мы-то с вами знаем, что это было не просто преступление совершенное из-за нужды, а было ужасное идеологическое преступление. Этим признанием Свидригайлов впоследствии будет шантажировать Дуню.

К Соне Раскольников наведывался трижды, что символизирует три ключевых момента его духовного пути:

  1. "испытание", когда Соня читает ему отрывок из Евангелия про воскрешение Лазаря;
  2. "признание", когда Родион признается в совершенном преступлении, и
  3. "очищение", когда Соня дарит ему крестик.

Двор, где живет душа романа "Преступление и наказание"...

Двор, где жила Соня Мармеладова, выходит за рамки обычного старинного двора. Он является настоящим воплощением той самой петербургской атмосферы, которую так мастерски передал Ф. М. Достоевский в своем бессмертном романе "Преступление и наказание". Сегодня этот двор открыт для посещения, и сюда часто водят экскурсии, чтобы люди могли почувствовать дух времени, запечатленный в произведении. Давайте и мы заглянем в этот двор и попробуем проникнуться его особой атмосферой.

-16

Войдя во двор мы оказываемся в типичном, ничем не выделяющемся петербургском дворе. Однако, в этом скрытом от посторонних глаз пространстве, разворачивались самые драматические события романа. Высокие, плотно сомкнутые стены домов, образующие узкие, вытянутые пространства, создают ощущение замкнутости и некоторой гнетущей тишины. Стены эти, словно молчаливые свидетели, хранят в себе отголоски прошлого.

Здесь, под серым петербургским небом, проходили дни Сони Мармеладовой и Раскольникова:

Эти стены напоминают нам о кроткой Соне Мармеладовой, ее безграничном сострадании и вере в искупление. Даже этот мрачный двор становится символом света, доказывая, что добро может прорасти даже в самых темных уголках.

📍 Адрес: набережная канала Грибоедова, д. 73

6. Сенная площадь

Дальше наш путь лежит к Сенной площади. В 19 веке Сенная была самым бедным, грязным, шумным и криминальным местом Петербурга. Здесь был огромный рынок, окруженный трактирами, распивочными и дешевыми ночлежками. Сюда стекался весь сброд города от шумных торговцев и ростовщиков до нищих бродяжек и падших женщин. Для Достоевского Сенная - это символ социального дна, место, где человеческая жизнь ничего не стоит.

Сегодня Сенная площадь преобразилась, но ее историческое прошлое все еще ощущается в воздухе. Ярким примером ее нынешней оживленности является наличие трех пересадочных станций метро - "Сенная площадь", "Спасская" и "Садовая", что делает ее по-прежнему важным и многолюдным транспортным узлом.

Большинство эпизодов романа "Преступление и наказание" происходят в окрестностях Сенной площади. Некоторые из них:

  • Замышление убийства старухи-процентщицы. Мысль о расправе над старухой-процентщицой укрепилась в сознании Раскольникова после того, как он, оказавшись на Сенной площади (на пересечении Сенной и Конного переулка, ныне переулок Гривцова), случайно стал свидетелем разговора Лизаветы, сестры старухи. В нем Лизавета делилась горестями своей жизни. Из их беседы он узнал, что "старуха...ровно в семь часов вечера останется дома одна". Этот известие для Родиона стало решающим, укрепив его уверенность в том, что в это время он сможет осуществить свой зловещий замысел.
  • Покаяние в совершенном преступлении. После убийства Раскольников вновь придет на Сенную, когда Соня Мармеладова ему скажет: "Поди на перекресток, поклонись всему миру и скажи: "Я убийца". Он встанет на колени посреди площади и поцелует "эту грязную землю с наслаждением и счастием". Однако внимание прохожих не даст ему вслух сознаться в убийстве.
  • На этой площади Раскольников стал свидетелем трагической гибели Семена Захаровича Мармеладова, отца Сони, который был раздавлен лошадьми везущими барскую карету.

А еще в те времена на Сенной находилась тюрьма, где отбывал наказание Достоевский. Причиной тому стало нарушение цензуры при работе над журналом "Гражданин". Он поместил на его страницы материал В. Мещерского о визите киргизских депутатов в Петербург, включив в нее цитату Александра II. Однако по действовавшим тогда правилам, слова императора могли быть напечатаны лишь с согласия министра, о чем Достоевский не знал.

Он провел в стенах гауптвахты 2 дня, и поговаривают, что в заключении он читал "Отверженных" В. Гюго, находя в образе Жана Вальжана и его нравственных исканиях источник вдохновения.

Здание бывшей Гауптвахты - место, где когда-то находился в заключении Достоевский, теперь охраняется как памятник архитектуры. Сегодня здесь расположено туристко-информационное бюро, которое я рекомендую посетить как гостям города, так и местным. Здесь можно бесплатно получить путеводители по городу с разнообразными маршрутами: от классических на несколько дней до увлекательных детских квестов и тематических экскурсий.

7. Юсуповский сад

От каморки Раскольникова до дома старухи-процентщицы было рукой подать - всего 730 шагов по его собственным подсчетам. Однако, герой не ходил этой дорогой, предпочитая идти в обход через "Юсупов сад". Именно через этот старейший петербургский парк он и направился к месту своего преступления:

На преступление Раскольников шел через Юсуповский сад, хотя можно было пройти более коротким путем. Т.образом он хотел запутать следы
На преступление Раскольников шел через Юсуповский сад, хотя можно было пройти более коротким путем. Т.образом он хотел запутать следы

В этом живописном уголке, где среди старинных зданий раскинулось озеро с мостиком и извилистые аллеи, он, погруженный в свои мрачные мысли, отвлекался на неуместные размышления о городском благоустройстве:

"...занялся мыслью об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Мало-помалу он, пришел к убеждению, что если бы распространить Летний сад на все Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для города вещь.."
Ф. М. Достоевский "Преступление и наказание"
Юсуповский сад
Юсуповский сад

Сад, почти не изменившийся с эпохи Достоевского позволял Раскольникову найти покой от городской жизни.

📍 Адрес: Садовая улица, д. 50

8. Исаакиевский собор

Если Юсуповский сад для Раскольникова был местом, где он отвлекался от городской суеты, то роскошная красота Зимнего дворца и Исаакиевского собора, наоборот, пугали его. Этот контраст отражает суть Петербурга Достоевского: это не город красоты, а мрачное, угнетающее место, где человек обречен на страдания. Это город тесных улиц, населенных бедными ремесленниками и нищими чиновниками, грязных дворов-колодцев, в которых разыгрываются повседневные бытовые трагедии. В этом городе герои умирают, страдают и сходят с ума:

"...я убежден, что в Петербурге много народу, хотя, говорят сами с собой. Этот город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы, могли бы сделать над Петербургом драгоценные исследования, каждый по своей специальности. Редко, где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния." Ф. М. Достоевский

Поскольку все действие романа разворачивается на самой убогой стороне города, панорама красивых зданий казалась Раскольникову чуждой и очень далекой.

Исаакиевский собор
Исаакиевский собор

В романе есть пронзительная сцена, когда Родион долго смотрит на собор. С одной стороны он был символом духовного поиска героя. С другой стороны, он испытывал неприязнь к зданию, как и сам Достоевский:

"необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы, духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина..."
Ф. М. Достоевский "Преступление и наказание"

Обязательно добавьте посещение собора в свой маршрут по городу - он является одним из символов города на Неве. Вы полюбуетесь величественной архитектурой, великолепным интерьером и панорамным видом на Санкт-Петербург, открывающийся со смотровой площадки. Готовьтесь к видам от которых захватывает дух, а еще к легкому кардио на подъеме по внешним ступенькам😉.

📍 Адрес: Исаакиевская площадь, д. 4

9. Дом со шпилем (Хрустальный дворец)

Место очень знаковое. Есть мнение, что без этого здания роман вообще не был бы написан. Во времена Достоевского здесь была гостиница "Пале-де-Кристаль", в которую часто заглядывал писатель. Он проводил время за чтением газет и однажды увидел новость об убийстве старухи...

В эпоху Достоевского здесь находилась гостиница, ставшая для писателя источником вдохновения
В эпоху Достоевского здесь находилась гостиница, ставшая для писателя источником вдохновения

В романе "Преступление и наказание" это место фигурирует как трактир "Хрустальный дворец". Такое название не случайно: оно отражает контраст между внешним блеском и внутренним отчаянием обитателей.

В этом трактире:

  • Раскольников встречался с письмоводителем Заметовым. С ним он обсуждал дело об убийстве старухи-процентщицы. Родион высказывает свое мнение о том, как бы он поступил, будучи убийцей, и практически прямо заявляет, что именно он убил старуху. Заметов приходит к выводу, что Раскольников сумасшедший, и не верит в его виновность.
  • Раскольников выслушивал исповедь Свидригайлова. Родион выслушивал рассказ Свидригайлова о своей жизни, что открыло ему печальную истину: жизнь этого "ничтожнейшего злодея" пуста и тягостна для него самого.
  • Разумихин ссорится с Раскольниковым. В трактире герои выясняли отношения, что отражает их душевное состояние: Разумихин чувствовал, что Родиона тяготит какая-то тайна, а это, в свою очередь, добавляло тягостных переживаний Раскольникову.
  • В трактире Мармеладов, отец Сони, размышлял о бедности. Он высказал мысль, что "бедность - не порок, это правда, нищета - порок-с", и рассказывал Раскольникову о своей семье.
  • Раскольников зайдет в трактир после убийства старухи-процентщицы, чтобы посмотреть газеты с сообщениями о преступлении.

Архитектурно очень красивый дом со шпилем в стиле модерн находится в 10 минутах ходьбы от Сенной площади. Сегодня это административное здание, в котором размещаются офисы разных организаций и городские учреждения. Будете на этом адресе, обязательно поднимите голову наверх и рассмотрите декор верхней части здания: ее украшают совы и грифоны, а на стенах со стороны Вознесенского проспекта - каменных горгулий.

-24

📍 Адрес: у дома двойной адрес - Садовая улица, д. 55-57 и Вознесенский проспект 40-42

10. Дом старухи-процентщицы Алены Ивановны

Теперь направимся к дому, где произошло зловещее преступление:

Перед нами возвышается мрачное огромное здание - типичный петербургский доходный дом 19 века, давящий своей тяжестью и угрюмостью. Он словно пропитан сыростью и мраком, которые так часто встречаются в произведениях Достоевского. Именно в этом доме писатель поселил героиню "Преступления и наказания" Алену Ивановну - "крошечную, сухую старушонку, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосую", которую Раскольников пренебрежительно называл "злой вошью".

На четвертом этаже этого дома жила старуха, занимавшаяся ростовщичеством. Окна ее квартиры выходили не на канал, а во внутренний двор:

В этих стенах обитала "злая вошь" - старуха процентщица
В этих стенах обитала "злая вошь" - старуха процентщица

🪓 В доме "старухи-процентщицы" Родион Раскольников побывал трижды: первый раз ходил делать "пробу", второй - осуществлять "само дело", и третий - после убийства, когда "неотразимое и неизъяснимое желание повлекло его" к "тому дому":

Двор, где обитала "злая вошь" раньше был общедоступный, но сейчас он закрыт. Все стены были исписаны фразами, содержащими провокационные вопросы и призывы, связанные с убийством старушки и деньгами по типу "Раскольников? За что ты зарубил старушку?", "А зачем бабушка тебе такие большие деньги?", "А не срубить ли мне бабок?", "Мочи старух! Деньгами надо делиться!" и др.

Жильцы, естественно, были недовольны таким вандализмом. Все надписи закрасили, сделали текущий ремонт двора и повесили на ворота замок. Я попала туда случайно, когда коммунальщики открыли ворота для вывоза мусора. Для любопытных я сделала пару фото, и, как вы видите, во дворе старухи-процентщицы нет ничего необычного. Типичный двор, каких у нас в городе много. Правда слишком чистый). В парадную не попасть, чтобы вам показать, как шел до старушки Раскольников. Двери запаролены. Но там и нечего особо смотреть - обычная узкая лестница.

Этот дом, возведенный в 1799 году и сохранившийся до наших дней, имеет и другие исторические значения. Он известен как дом уксусного фабриканта Вальха, а так же связан с именем и другого великого русского писателя - А. С. Грибоедова. Автор "Горе от ума" провел в этом доме два года, и именно здесь он написал первые сцены своей знаменитой комедии. Позднее Ф. М. Достоевский разместил здесь свою старуху-процентщицу, ставшую жертвой Родиона Раскольникова.

📍 Адрес: дом имеет тройной адрес: набережная канала Грибоедова, д. 104/проспект Римского-Корскакова, д. 35/Средняя Подъяческая ул., 15

11. Вознесенский мост

Вознесенский мост, перекинувшийся через канал Грибоедова является местом, где разворачиваются многие важные сюжетные линии "Преступления и наказания". Здесь Раскольников погружался в свои мысли, а так же оказался после совершения своего чудовищного деяния:

Вознесенский мост
Вознесенский мост

На мосту он становится свидетелем ужасающей сцены: мещанка Афросиньюшка, известная своим пьянством и попытками самоубийства (ее однажды уже спасли от петли) бросилась в реку. За ней присматривала соседка, но в тот день, оставив дочь присматривать за бедной пьяницей, ушла по делам. Однако Афросиньюшке удается убежать из дома к мосту и броситься в реку. К счастью, на этот раз ее тоже удается спасти: отважный полицейский бросается в воду и спасает ее.

Появление Афросиньюшки на мосту очень символично: она оказывается рядом с Раскольниковым в момент, когда тот, стоя на мосту и смотря в воду, подумывает о самоубийстве. Увидев сцену с утопленницей, Раскольников решает, что все-таки не хочет заканчивать свою жизнь, бросившись в воду:

После своего страшного преступления Раскольников оказывается на Вознесенском мосту с которого мещанка Афросиньюшка бросилась в канал Грибоедова
После своего страшного преступления Раскольников оказывается на Вознесенском мосту с которого мещанка Афросиньюшка бросилась в канал Грибоедова

Кроме того, у Вознесенского моста в романе описывается безумная сцена, когда Катерина Ивановна Мармеладова заставляла своих малолетних детей петь и танцевать ради подаяния.

Вознесенский мост не пользуется популярностью у туристов, но именно в этом его прелесть. Он позволяет почувствовать настоящий дух города вдали от толп и суеты.

-31

12. Сюда Раскольников принес награбленное

Раскольников прячет награбленное после страшного преступления в одном из дворов на Вознесенском проспекте, но точный адрес остается загадкой для читателей романа.

Эта тайна петербургского двора была раскрыта благодаря воспоминаниям Анны Григорьевны Сниткиной, жены Достоевского. В своих комментариях к роману она поведала, как Федор Михайлович завел ее в один из дворов проспекта и показал камень, под которым герой его произведения прятал украденные у старухи вещи. Этот двор находится на Вознесенском проспекте, второй по счету от Максимилиановского переулка (ныне это переулок Пирогова):

"....выходя с В-го проспекта на площадь, он вдруг увидел налево вход во двор, обставленный совершенно глухими стенами. Справа, тотчас же по входе в ворота, далеко во двор тянулась глухая небеленая стена соседнего четырехэтажного дома." Ф. М. Достоевский "Преступление и наказание"

Несмотря на то что время не сохранило ни сам камень, ни глухую стену, сами дворы, связанные с местом действия романа, по-прежнему хранят особую атмосферу и вызывают интерес. Обязательно загляните в этот дворик. Несмотря на действующий шлагбаум, доступ сюда свободный.

Петербург Достоевского
Петербург Достоевского

📍 Адрес: Вознесенский проспект, д. 3-5

13. Полицейская контора

За Львиным мостом через Екатерининский канал находилась контора квартального надзирателя, куда Раскольникова вызывали за-за жалобы хозяйки за неуплату квартиры. К тому моменту он уже совершил убийство, но судьба позже еще приведет его в это здание, когда он решится признаться в преступлении и получить заслуженное наказание.

-35

📍 Адрес: набережная канала Грибоедова, д. 99 (исторический адрес: набережная Екатерининского канала, 99)

14. Дом Бакалеева

Дом Бакалеева, упомянутый в романе - это место куда Петр Петрович Лужин, жених Дуни, поселил мать и сестру Родиона Раскольникова. 20 июля, в день своего признания в убийстве, Родион придет сюда, чтобы в последний раз увидеть родных, зная что их жизнь навсегда изменится:

"Костюм его был ужасен: все грязное, пробывшее всю ночь под дождем, изорванное, истрепанное. Лицо его было почти обезображено от усталости, непогоды, физического утомления и чуть не суточной борьбы с самим собою..." Ф. М. Достоевский "Преступление и наказание"
-36

Достоевский намерено поместил Раскольникова под дождь 20 июля. По старому стилю - это Ильин день. В этот день, по народным поверьям, Илья пророк проезжает по небу на огненной колеснице. Грохочет гром, сверкают молнии. Так святой поражает людей, преступивших Божий закон. Дождь в этот день очищает от зла. Именно в этот символически значимый вечер, по замыслу писателя, Раскольников сознался в содеянном преступлении.

📍 Адрес: Вознесенский проспект, д. 22

😉 Предлагаю закончить наш мрачный маршрут по Петербургу Достоевского на позитивной волне! Как на счет того, чтобы заглянуть на чай к той самой Алёне Ивановне, старухе-процентщице?)) В доме, где она жила открыто подвальное культурное пространство под названием "Где бабуля?". Ребята, открывшие это местечко, стараются оживить историю этого дома, погружая посетителей в атмосферу романа.

В "Где бабуля?" можно увидеть различные инсталляции по "Преступлению и наказанию", а так же приобрести маленькие сувенирчики - брелки и магнитики. И, конечно же, можно уютно устроиться в кресле-качалке рядом с радушной бабушкой и попить с ней чаю. Хоть я сама и не решилась на такой душевный ритуал в такой колоритной обстановке, место все же стоит посетить, чтобы просто улыбнуться😉.

* Все фото на этом канале принадлежат автору. Если вы планируете использовать мои снимки для создания контента на ваших блог-платформах, пожалуйста, указывайте источник. Спасибо за понимание.