Недавно проведённое научное исследование позволило глубже понять воздействие медитации на работу головного мозга. Оказалось, что регулярная практика осознанности оказывает положительное влияние не только на способность концентрироваться, но и способна влиять на изменение специфических мозговых ритмов, важных для внимания и контроля сознания.
Как проходило исследование?
Для изучения влияния медитации учёные пригласили группу студентов-добровольцев, средний возраст которых составил около 21 года. Участников поделили на две группы: первая группа ежедневно уделяла по 15 минут практике медитации осознанности, а вторая прослушивала спокойную классическую музыку аналогичное количество времени.
Используя методику электроэнцефалографии (ЭЭГ), исследователи отслеживали активность мозговых волн испытуемых, особое внимание обращая на альфа-ритмы, которые часто ассоциируются с состоянием релаксации и сниженной концентрацией внимания («блуждание мыслей»). Дополнительно применялся метод измерения уровня кожной проводимости, отражающий состояние активации симпатической нервной системы организма.
Эксперимент продолжался в течение шести недель. По завершении периода участники вновь проходили тестирование ЭЭГ, а также специальные психологические тесты для оценки степени развития внимательности и способности контролировать своё сознание.
Результаты эксперимента
Полученные данные подтвердили гипотезу исследователей: у тех, кто регулярно занимался медитацией, была зафиксирована значительно меньшая активность альфа-волн по сравнению с теми, кто отдыхал пассивно или слушал музыку. Особенно ярко этот эффект проявился в правой половине мозга, связанной с обработкой эмоций и управлением чувствами.
Кроме того, учёным удалось показать, что уровень возбудимости нервной системы оставался примерно одинаковым как среди практикующих медитацию, так и среди контрольной группы. Это свидетельствует о том, что наблюдаемые изменения в мозговых волнах больше зависят именно от процессов повышения концентрации внимания, нежели от общего расслабляющего эффекта.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что медитация действительно способствует развитию способностей к самоконтролю и повышению эффективности умственной деятельности даже при кратковременных ежедневных занятиях.
Однако авторы подчёркивают необходимость дальнейшего расширения исследовательской базы, включив в неё добровольцев разных возрастных групп и социальных статусов, чтобы сделать выводы ещё более достоверными и общими.