Найти в Дзене

Окрестности Москвы, часть 13: Казанское направление

Сегодня речь пойдёт о самом молодом направлении на Мосузле, но оно в то же время очень важно для страны. Интересных мест при этом там не Бог весть сколько, попробую назвать лишь 1 категорию кое-как. Поговорим о Казанском направлении! Казанское направление родилось только в 1912 году! Первый его участок вёл до станции Шихраны (ныне — Канаш) от Люберец через Черусти, Муром и Арзамас. Позднее его довели до Казани, а в 1924 г. — до Екатеринбурга, использовав старые проекты Е. Ф. Богдановича. Казанский ход Транссиба является самым быстрым — по нему самое короткое расстояние до Екатеринбурга и далее, что позволяет посылать сюда много грузовых и даже пассажирских поездов, потому что на пути в Екатеринбург только 1 сколь-либо крупный региональный центр — Казань. Но это же является изъяном этого хода — здесь почти нет интересных локаций! Да, Муром — древний город, Арзамас тоже немаленький, но это уже за чертой Московской области, причём даже на уровне электрификации! Да, о железной дороге и эле
Оглавление

Сегодня речь пойдёт о самом молодом направлении на Мосузле, но оно в то же время очень важно для страны. Интересных мест при этом там не Бог весть сколько, попробую назвать лишь 1 категорию кое-как. Поговорим о Казанском направлении!

Что представляет собой это направление?

О Казани как-нибудь поговорим. Да, это самый быстрый путь сюда, но при этом это единственный крупный населённый пункт на нём до Екатеринбурга!
О Казани как-нибудь поговорим. Да, это самый быстрый путь сюда, но при этом это единственный крупный населённый пункт на нём до Екатеринбурга!

Казанское направление родилось только в 1912 году! Первый его участок вёл до станции Шихраны (ныне — Канаш) от Люберец через Черусти, Муром и Арзамас. Позднее его довели до Казани, а в 1924 г. — до Екатеринбурга, использовав старые проекты Е. Ф. Богдановича.

Казанский ход Транссиба является самым быстрым — по нему самое короткое расстояние до Екатеринбурга и далее, что позволяет посылать сюда много грузовых и даже пассажирских поездов, потому что на пути в Екатеринбург только 1 сколь-либо крупный региональный центр — Казань. Но это же является изъяном этого хода — здесь почти нет интересных локаций! Да, Муром — древний город, Арзамас тоже немаленький, но это уже за чертой Московской области, причём даже на уровне электрификации!

Да, о железной дороге и электрификации. Это направление получило 2-ой путь позже остальных — в 1972 г. Электрификацию — в 1960 г., а до этого тут до последнего ходили паровозы (это последнее направление на Мосузле с паровозами)! Постоянный ток был проложен до станции Черусти на границе Московской и Владимирской областей. А в 1970-1980-е гг. были электрифицированы все участки между Черустями и тогдашним Свердловском, работы закончились в 1986 г.: участки от Черустей до Вековки (Владимирская обл.) и от Свердловска до Дружинина (оба — Свердловская обл.) идут под постоянным током 3 кВ, как на Мосузле, а вот от Вековки до Дружинина ток идёт переменный 25 кВ. И весь участок переменного тока, а также отрезок Черусти — Вековка находится под управлением Горьковской ж/д. По последнему электрички из Москвы иногда проходят. Московская ж/д начинается лишь с Черустей на запад, а Свердловская — от Дружинина на восток.

Есть ли что-то интересное?

Для радиолюбителя здесь припасена крупная радиопередающая станция в районе Авсюнина! Взял отсюда: https://vk.com/album-22444240_145071371
Для радиолюбителя здесь припасена крупная радиопередающая станция в районе Авсюнина! Взял отсюда: https://vk.com/album-22444240_145071371

Одна локация для радиолюбителей всё же есть. В районе ж/д станции Авсюнино есть крупный радиоцентр №7, по которому можно передавать радиостанции обычно на длинных, коротких и средних волнах. Отсюда передавали свои передачи такие именитые радиостанции России, как "Маяк" и "Радио России", у первого здесь был передатчик на длинных волнах, у второго — на средних, причём "Маяк" долгое время вещал на средних волнах и отсюда. В теории, такие мощные передатчики именно в таких диапазонах волн очень полезны, ведь так можно покрыть единым сигналом почти всю округу, а на коротких волнах есть частоты, способные покрыть хоть всю планету. Другой вопрос, что это всё стоит больших денег, к тому же туда не ставили стереозвук.

Радиоцентр относительно молод — был создан только в 1964 г., он немногим старше "Маяка". Есть радиоцентры, работающие намного дольше, ещё с межвоенных времён. Тем не менее, сейчас его положение не Бог весть какое. Да, тут есть пара передатчиков, работающих в современном FM-диапазоне для местной округи, но в целом дела не самые идеальные. И всё же можно посмотреть на то, откуда наши с вами родители и не только могли слушать ключевые радиостанции СССР! А может, даже и те, что предназначались для иностранцев вроде "Московского радио"?…

Ещё можно найти упоминание Черустей в "Матрёнином дворе". Сами Черусти, к слову, можно использовать, чтобы сбежать от жары — здесь находится т.н. "полюс холода" столичного региона.

Почему Рязанское направление называют Казанским?

В следующий раз я начну разговор о Рязанском направлении Мосузла, но до него нужно оговорить, почему я не считаю его частью Казанского направления, пусть даже на картах МЦД и ЦППК его записали как таковое, и как такое произошло.

От Казанского вокзала до Люберец у этих направлений идёт общий участок, притом левосторонний. Затем их дороги расходятся. Скорее всего, именно этот длинный общий участок в черте Москвы и мог стать причиной, по которой радиус в Раменское сдуру назван Казанским, хотя на самом-то деле он Рязанский. Мог сыграть свою роль и сам вокзал — он же Казанский, не Рязанский, хотя объяснение тому слабое: Горьковское направление частью Курского никто не называет, хотя вокзал у них один — Курский.

Запомнить же разницу Казанского и Рязанского направлений может помочь Транссиб. Я остановлюсь в статье о Рязанке на этом подробнее, но пока для того, чтобы запомнить различия между этими направлениями: Казанский ход — самый быстрый, из Москвы в Омск идёт через Казань, Екатеринбург и Тюмень и сливается с ходами через Ярославль и Нижний Новгород перед станцией Екатеринбург-Сортировочный, а Рязанское направление начинает собой исторический ход, через Рязань, Самару, Уфу, Челябинск, Курган и Петропавловск, и только в Омске соединяется с остальными ходами, попутно там же уничтожается километраж исторического хода (на Транссибе главенствует километраж через Ярославль). Надеюсь, так будет проще запомнить.

А на этом я пока заканчиваю!