Пока убиралась, фоном слушала шоу, где известный бизнесмен отвечал на вопросы зрителей. Вопросы были самые разные: от житейских ("Что делать с убитой квартирой, доставшейся в наследство от бабушки?") до узкоспециализированных.
И вот одна женщина передаёт ему вопрос: "Возьмите меня к себе в команду! Я могу вам пригодиться. Я разбираюсь в маркетинге, и в продажах, и вообще опыт есть. Возьмите!"
И бизнесмен ответил очень жёстко.
На мой взгляд, неэкологично, как будто совсем не боялся её обидеть.
Он сказал так: "Мне некогда с вами возиться".
Конечно, это прозвучало холодно, как отвержение. Но если честно... Если убрать вежливость, воспитанность и вообще эмоции, то глобально это очень точно сформулировано, прямо в яблочко.
Я, как человек, который часто оказывается на его месте, аж замерла в тот момент (я как раз разбирала шкаф).
Потому что мне тоже нередко люди пишут: "Ольга, вы мне нравитесь, я хочу работать в вашей команде! Возьмите меня, я много что умею!"
Ответить просто "Нет" - это обидеть человека. Как словесная пощёчина. Я вступаю в диалог.
Спрашиваю зачем-то: "А что вы умеете? В какой сфере?", как будто ищу кого-то. А я ведь не ищу. У меня нет вакансий.
- Ну, я работал помощником директора, немного разбираюсь в маркетинге, немного в продвижении. Ещё я рисую классно, меня хвалят. А ещё я хорошо кофе варю, а вы же любите кофе...
Даже если предположить, что мне нужен кто-то "на подхвате", это же придется как-то разбираться, что он реально может, какие компетенции, где, как. Ведь его представления о своих навыках и мои могут вообще не совпадать.
Буквально месяц назад ко мне пришла женщина в личку и написала:
- Ольга, вот вы продаёте товары всякие, на озоне и вб, а у вас там нет инфографики, а я делаю крутые картинки. Инфографика сильно влияет на продажи в сторону увеличения, потому что упрощает путь покупателя до момента принятия решения о покупке. Моя работа стоит столько-то, примеры вот, посмотрите. Давайте я вам сделаю?
Я тогда даже не знала, что такое инфографика, но подумала: "О, как интересно! Конечно, давайте"
Что она сделала? Она сразу и очень чётко сформулировала ценность для меня: в чем моя выгода от сотрудничества с ней. Как бы сразу обозначила пользу.
Потом, когда я уже практически согласилась, она добавила себе ценности и уважения фразой: "Я сама особенного ребенка, и я так зарабатываю нам на жизнь".
Ну всё. Продано. Давайте, конечно, поработаем!
Сейчас век жёсткой конкуренции.
Если бы я, например, искала помощника, мне бы хотелось, чтобы человек сразу сказал: "Вот что я могу сделать для вас", а не "Давайте вы меня поизучаете, повозитесь со мной, а потом решите, что именно из того, что я умею, вам пригодится".
Однажды женщина попросилась ко мне в команду, а когда я уточнила, в качестве кого, прислала мне... 46 пунктов того, что она когда-либо в жизни делала и ей понравилось. Например, "варила свечи и у меня неплохо получилось", или "помогала подруге организовать ее юбилей, и праздник был бомбический".
Это я должна среди 46 пунктов найти что-то более-менее релевантное мне, подходящее и попробовать , потестить, чтобы понять, совпали или нет, и все это время, что мы придумываем ей должность, платить ей зарплату...
Я не HR (не работаю с кадрами), но я поняла: когда вы приходите к кому-то с предложением, в идеале нужно сразу формулировать свою ценность в виде пользы для того, к кому вы пришли.
Ибо вы не подарок, и работодатель тоже не подарок, подарок - это если вы совпадёте возможностями. А это совпадение и нужно создать.
Не "возьмите меня в команду, потом разберемся, зачем", а "Когда вы меня возьмёте, ваша жизнь улучшится вот так".
В одном нашем рабочем чатике знакомый парень написал:
- Ребята, я решил попробовать себя в качестве фантаста, и уже придумал первую главу. Кто хочет почитать?
А никто не хочет. Потому что ни у кого нет лишнего времени, чтобы читать чужую пробу пера. Он расстроился, пришёл ко мне.
Говорит, слегка обиженно:
- Люди вообще перестали читать...
- Нет, Лёш, просто им некогда с тобой возиться. Какой им резон, они ж занятые?
- А как надо написать, чтобы им был резон?
- Ну, я бы на твоём месте примерно так написала: "Ребята, поддержите меня, я решил попробовать себя в качестве фантаста. Прочтите первую часть и скажите: хочется ли ждать вторую...Кто прочтёт и даст обратную связь - с меня комплиментарный коктейль или кофе на ближайшей встрече во вторник".
- То есть я и книгу писал, и кофе им покупаю? А бесплатно они не почитают? Совсем уже... Во времена!
- Ты покупаешь их время за чашку кофе. В целом, нормальная сделка. Очень выгодная тебе. Если их внутренний спасатель сыт (ну, чисто побаюкать твое эго по-дружески) , то они не понимают, зачем им тратить время на чтение твоей первой главы. Им есть, чем заняться.
- Не тратить время, а инвестировать.
- Инвестировать - это когда они сами выбрали, потому что хотели. А чтобы тебя хотели (мы про чтение), нужно доказать, что ты умеешь быть интересным, завладеть их вниманием, завоевать их авторитет. Так что пока тратить.
Я хотела написать "Им некогда с тобой возиться", но не стала. Это обидно.
Но времена и правда очень изменились.