Найти в Дзене
Деревенская проза

"Мне ночью часто вставать!" — женщина средних лет решила, что нижняя полка её

Оглавление

— Мне ночью часто вставать! — сказала она ещё в проходе, даже не глянув на меня.

— Простите, — отвечаю, — в смысле «вам часто вставать»?



— В прямом, — кивает, уже опускаясь на мою нижнюю. — Почки, давление, возраст. Мне вниз надо.

Я держу в руке билет, сумка у ног, плед на коленях. Она тем временем ловко расправляет мою подушку, как свою.

— Это моё место, — говорю ровно. — У меня нижняя по билету.

— Девушка, давай по-людски, — отмахивается. — Ты молодая, полезешь наверх. А мне ночью часто вставать — я всех разбужу. Внизу тише.

— Ночью как раз внизу всех будят, — не выдерживаю. — Проход рядом.

— Не спорь, — качает головой. — Я так всегда делаю.

— Как — «всегда»? — переспрашиваю.

— Ну, люди понимают, — пожимает плечами. — Уступают.

Сосед напротив, мужчина с бородкой, отрывается от кроссворда:

— Женщина, ну неправильно. У каждого своё место.

— А вы вмешиваетесь зачем? — строго глядит она. — Я с девушкой разговариваю.

— Не разговариваете, — отвечаю. — Ложитесь.

— Я предупредила, — поднимает палец. — Мне ночью часто вставать. Значит, внизу я.

Я показываю билет:

— Нижняя — моя.

— Бумажка, — фыркает. — А я живая.

Девушка сверху напротив высовывается на локтях:

— Тётенька, так не делается. Попросить можно. Занимать — нельзя.

— Я и прошу, — огрызается. — Прошу и ложусь.

— Тогда я зову проводницу, — говорю я.

— Зови, — уверенно. — У меня причины.

Проводница приходит быстро, будто ждала.

— Что у нас?

— Женщина заняла мою нижнюю, — объясняю. — Говорит, ей «вставать часто».

— Так и есть, — кивает та. — Мне вниз надо.

— Билеты, — спокойно просит проводница.

Мы показываем. У меня — нижняя. У неё — верхняя.

— Женщина, — говорит проводница, — занимайте своё место. Если правда часто встаёте, можно сидеть у столика, но полка девушки — её.

— Вы же женщина, — бросает она проводнице. — Поймите.

— Понимаю, — кивает проводница, — поэтому и говорю: не ложитесь на чужое. Помогу одеялом, приоткрою воздуховод, принесу воды. Но место — ваше наверху.

Женщина смотрит на меня так, будто я только что отняла у неё дом.

— Ну что, — ядовито, — достигла своего?

— Я просто остаюсь на своём, — говорю.

Она шумно встаёт, берёт сумку и поднимается по ступенькам, охая на каждом шаге:

— Сердце… давление… никто не войдёт в положение…

Проводница поворачивается ко мне:

— Если будет мешать — зовите.

— Спасибо, — киваю.

Думаю: «Всё, кончено». Но нет. Через десять минут сверху:

— Девушка!

— Слушаю.

— Чай есть? Пакетик.

— Есть. Сахар?

— Один. И ложку верну, — добавляет с нажимом, будто это аргумент.

Подала. Ложка звякнула. Запах липы растёкся по вагону. Пять минут — тишина. Потом снова:

— Девушка!

— Что ещё?

— Окно дует. У меня спину ломит. Закрой.

— Полностью — нет, — отвечаю. — Щёлочку оставим, а то душно.

— Ты задыхайся одна, — бурчит. — Я пожилая, мне нельзя.

— Мне тоже нельзя — духоту, — спокойно. — Щёлочку.

Она поворчала, но согласилась на щёлочку.

Сосед с кроссвордом усмехнулся:

— Дипломатия в действии.

— Не смешно, — вздохнула я. — Лучше б сразу спросила.

Мимо прошла женщина с боковой, тихо сказала мне:

— Держитесь. Они часто давят фразами «я пожилая».

Я кивнула. Хотелось чая. Хотелось тишины. Хотелось, чтобы поезд просто «тук-тук-тук» — и без сцен.

Минут через двадцать — новая серия:

— Девушка, — сверху осторожнее, — у тебя плед тёплый?

— Обычный.

— Дашь на час? Замёрзла.

— Дам второе одеяло — позову проводницу, — говорю. — Плед — мой.

— Вот жадная, — выдохнула.

Сверху слышно, как ладонью поправляет подушку, как будто хлопком ставит точку.

Проводница принесла одеяло сама — видимо, слышала.

— Держите, — сказала наверх. — И воду поставлю тут, чтобы не бегать.

— Я ночью всё равно встаю, — предупредила та. — Мне по врачам нельзя терпеть.

— Сидите у столика, — спокойно повторила проводница. — Но на чужую полку — ни ногой.

— Девушка, — сверху уже тише, — а если я к тебе ночью сяду на краешек, пока воду пью?

— Нет, — ответила я. — Стол свободен. Полка — нет.

— Жёсткая… — протянула.

— Я — точная, — поправляю.

Вечер поехал в своём темпе: чайники звякали, кто-то делил мандарин, кто-то примерялся к розетке. Я вроде успокоилась. И тут — скрип ступенек, она спускается, в руках бутылка. Остановилась возле моей полки и без спроса ставит бутылку на мой стол.

— Стол общий? — спрашиваю.

— А что, твой личный? — приподняла бровь.

— Здесь я ем, — говорю. — Поставьте на край или возьмите с собой.

— Эх вы, — качает головой. — Всё у вас «я, я».

Соседка сверху напротив не выдерживает:

— Тётенька, вы же сами всё к себе сводите: ваше давление, ваши ночи, ваши привычки. Девушка просто хочет своё место.

— Заткнись, — рявкнула та, но тут же спохватилась: — Ой, сорвалась. Нервы.

— Давайте так, — вмешивается кроссвордист. — Любые вещи на стол — только через «можно?». Тут все люди.

— Хорошо, — вздохнула она. — Можно?

— Налейте и унесите, — кивнула я. — И всё.

Она налила, унесла, поднялась. Тихо. На три минуты.

— Девушка, — снова сверху. — Ты спишь?

— Нет.

— Мне правда вниз проще. Я ночью часто… ну… — она замялась, — бывает, бегать приходится.

— Я поняла, — говорю. — Но это не даёт права ложиться на чужое.

— Ну да, — неуверенно. — Но я как будто права имею… старость…

— Старость — не удостоверение на чужую полку, — отвечаю. — Извините.

— Резко, — вздохнула.

— Честно, — сказала я.

Пауза. Потом — новое:

— Девушка, у меня сумка большая. Не влезает наверху. Можно под твою полку?

— Нет, — повторяю. — У меня там мои вещи.

— Тогда я поставлю в проход.

— Нельзя в проход, — вступает проводница издалека. — Пожарная безопасность, правила.

— А куда? — уже почти жалобно.

— Переложите, утрамбуйте, спросите у соседей, — перечисляет проводница. — Но под чужую полку — нельзя.

Женщина что-то недовольно бурчит, но пытается утрамбовать наверху. Гремя молниями, цепляется ремнями. Один ремень срывается, сумка падает на ступеньку, но не долетает до меня.

— Эй! — подскакиваю.

— Ой, — испуганно сверху. — Не хотела.

— Привязывайте, — говорю. — Или убирайте иначе.

Она привязывает. Становится тише. Впервые за час — тише.

Минут через двадцать приезжает её «частое вставание». Скрип ступенек, тапочки шаркают, она спускается и садится у столика, на меня косится. Я молчу. Она молчит. Пьёт воду маленькими глотками. Потом вдруг:

— Девушка…

— Да?

— Извини, что легла. Я привыкла. Все уступают. Я как будто не замечаю, что это не норма.

— Я слышу, — говорю. — И я понимаю, что вам правда неудобно. Но моё — это моё.

— У меня страх наверху, — признаётся. — Один раз с табуретки упала. Теперь любое «высоко» — плохо.

— Понимаю, — повторяю. — Но страх — не пропуск на чужую постель. Можно просить, можно менять билеты заранее. Можно попросить кого-то, у кого тоже верхняя, поменяться на время сидеть у столика. Но не ложиться.

— Говоришь ровно, — улыбается уголком губ. — И без крика. Это впечатляет.

— Крик мало помогает, — пожимаю плечами. — Только лишние враги.

Она кивает, допивает воду, ставит кружку к себе, не на мой стол. Аккуратно. Поднимается — уже тише.

— Спасибо за чай, — слышу сверху. — Я, если что, ложку верну.

— Верните, — отвечаю. — И сахар один положите обратно, вы два взяли.

— Ох, заметила… — смеётся беззлобно. — Положу.

Ночь течёт. Она и правда несколько раз спускается. Каждый раз садится у столика, не на мою полку. Иногда шепчет: «Извините, если шумно». Иногда вздыхает, но без прежних колких слов. Один раз, спускаясь, всё-таки цепляет моей простыни край носком. Я вскакиваю:

— Осторожно!

— Ой! — она отдёргивает ногу. — Простите, я смотрю, куда ставлю.

— Спасибо, — говорю. — И держитесь за поручень.

— Держусь, — показывает рукой.

Под утро притихли все. Я уснула как камень. Проснулась от шуршания: ложка лежит на салфетке, рядом сахар — один кубик. Она сидит наверху, платок поправляет, смотрит в окно.

— Девушка, — зовёт мягко.

— Мм?

— Ты не обиделась?

— Уже нет, — говорю. — Я просто люблю своё место.

— Я тоже люблю своё, — усмехнулась. — Только «своё» — это иногда чьё-то чужое.

— Вот именно, — киваю.

Сосед с кроссвордом рассказывает кому-то про загадку — на полслова сбивается, смотрит на нас и шепчет:

— Примирение?

— Учёба, — отвечает она. — Я сегодня учусь по-новому просить.

Мы улыбаемся. Вагон просыпается: чайник, термосы, хруст пакетов. Женщина спускается, теперь медленно и внимательно, садится к столу:

— Девушка, можно я тут ещё десять минут посижу?

— Можно, — говорю. — Стол — общий.

— Спасибо, — отвечает. — Я… э… вчера с языка сорвалось — «ты против пожилых». Это было некрасиво.

— Принято, — говорю. — И спасибо, что сказали.

— Просто когда страшно и неудобно, — объясняет, — хочется быстрее сделать удобно. А quickest — лечь на чужое.

— Да, — говорю. — Быстро — не значит правильно.

Она улыбается:

— Знаешь, я раньше считала: кто говорит «нет», тот злой. А ты говоришь спокойно — и всё понятно.

— «Нет» бывает вежливым, — отвечаю. — Оно тоже забота. Чтобы потом не ругаться сильнее.

Подходит проводница:

— Как, девочки, ночь?

— Спокойнее, — киваю. — Спасибо за одеяло и щёлочку.

— И вам спасибо, — неожиданно говорит моя соседка проводнице. — Что не разрешили мне ложиться на чужое. Я бы потом ещё и виновата была.

— О, — улыбается проводница. — Такой поворот мне нравится.

Станции тянутся. Женщина собирает сумку. Ставлю на стол карамельку:

— Возьмёте?

— Возьму, — смеётся. — Но только одну. Вторая — тебе.

Перед её выходом она останавливается у моей полки:

— Девушка… как тебя зовут?

— Аня.

— Аня, — повторяет. — Я Валентина. Спасибо тебе за терпение и за «щёлочку». И за «нет». Я запомню. В следующий раз буду покупать нижнюю, даже если дороже.

— И спрашивать до того, — напоминаю.

— И спрашивать до того, — подтверждает. — Можно я руку пожму?

— Можно, — говорю и пожимаю.

Она улыбается, уходит в тамбур. Дверь мягко хлопает, холодок перрона выдыхает и исчезает. Вагон выпрямляется, как будто из него вынули невидимый клин. Я сажусь, поправляю плед, заглядываю под полку: мои вещи — там, где должны быть.

Сосед с кроссвордом поднимает глаза:

— Вот так бы всегда.

— Вот так и будем, — говорю, наливая чай.

Новая пассажирка на её верхнюю появляется через пару станций — тихая, с аккуратной сумкой. Прежде чем поставить кружку на стол, спрашивает:

— Девушка, можно я здесь чай налью?

— Можно, — улыбаюсь. — Спасибо, что спросили.

— Учусь, — шепчет, — на чужих ошибках.

Поезд стучит ровно: «на сво-ём, на сво-ём». Я пью чай и думаю, что эта простая музыка — лучший проводник по границам. Ты говоришь «нет» без злости, «да» — когда можешь, «пожалуйста» и «спасибо» — по делу. И тогда даже те, кому «часто вставать», понимают: вставать можно, а ложиться на чужое — нельзя. И дорога становится тише.

Загляните в наш Telegram — ещё больше очаровательных девушек ждут вас! 👉 Наш Телеграм (нажать тут)

Забудь про пляжи Турции и Египта. Эти деревенские девушки в купальниках на речке сделают любой курорт бледным воспоминанием. После пятого фото ты уже начнёшь искать билет в деревню:

10 фото, после которых ты захочешь бросить море и поехать к речке в деревню
Деревенская проза15 августа