Найти в Дзене
Надежда К.

О выборах

Мужчины Свобода, данная человеку, всегда подразумевает свободу выбора. Человек разумный это, прежде всего, человек выбирающий. Мы выбираем даже там, где не осознаëм выбора, думая иногда, что просто это мы так здраво рассудили, но наш выбор всегда для нас обоснован. "Я есмь путь и истина, и жизнь" - говорит Христос. Каждую секунду человек выбирает тот или иной путь в соответствии с определëнной системой координат, следуя неким правилам. Чем руководствуется женщина, когда решает не рожать или, вообще, прервать беременность? Какие аргументы она принимает, выдавая собственный выбор за чужую волю или злой рок, вставая на пути мощного механизма природы и социума? И еще: имею ли я право писать об этом открыто, если в советское время слово "аборт" произносили почти шëпотом по ряду причин. Во-первых, потому что это убийство. Во-вторых, это касается сферы, подробности которой приличные люди не обсуждают. В-третьих, социологи считают, что обсуждение нежелательных явлений умножает эти нежелат

Мужчины

Свобода, данная человеку, всегда подразумевает свободу выбора. Человек разумный это, прежде всего, человек выбирающий. Мы выбираем даже там, где не осознаëм выбора, думая иногда, что просто это мы так здраво рассудили, но наш выбор всегда для нас обоснован. "Я есмь путь и истина, и жизнь" - говорит Христос. Каждую секунду человек выбирает тот или иной путь в соответствии с определëнной системой координат, следуя неким правилам.

Чем руководствуется женщина, когда решает не рожать или, вообще, прервать беременность? Какие аргументы она принимает, выдавая собственный выбор за чужую волю или злой рок, вставая на пути мощного механизма природы и социума?

И еще: имею ли я право писать об этом открыто, если в советское время слово "аборт" произносили почти шëпотом по ряду причин. Во-первых, потому что это убийство. Во-вторых, это касается сферы, подробности которой приличные люди не обсуждают. В-третьих, социологи считают, что обсуждение нежелательных явлений умножает эти нежелательные явления. В-четвëртых, если можно чего-то не делать, человек всегда выбирает этого не делать, выбирает, что легче, а легче - не рожать. В-пятых и в-шестых говорят о том, что что-то прогнило в датском королевстве, если первых четырëх недостаточно. Но всë зависит от системы координат, от которой мы отталкиваемся, принимая или отвергая те или иные аргументы.

Бытует мнение, что существует некая общечеловеческая мораль, на которую можно опираться во все времена всем народам, но это миф. Не существует морали вне теологии, как не существует и ценностей вне еë. Светская мораль лишь паразитирует определенное время на морали религиозной, не прекращая движения в противоположную сторону, хоть эти две морали и пересекаются на некоторое время.

Как говорит пастор в бергмановском "Причастии": "Если Бога нет, тогда какая разница? Какое облегчение...Жизнь становится понятной, а смерть становится простым угасанием жизни, распадом тела. Жестокость, одиночество и страх становятся такими ясными и понятными. Творца нет, нет замысла".

Если Бога нет, то и любви нет, а жизнь превращается в свалку обстоятельств, по выражению того же пастора.

Если нет замысла, если целью становится не спасение души, а стремление любой ценой сохранить только плод, то и сверхценностью становится тело, его безопасность и благополучие, следовательно, и выбор инструментария не имеет значения. Муж не имеет значения, если он по каким-то параметрам не подходит женщине. Мать не имеет значения, если она, например, токсична. Окружающие в этом случае становятся препятствием, ведь они против рождения ребенка, значит, от них надо отделиться, сепарироваться.

Перефразировав слова из другого фильма, героиня которого на аборт не решилась, можно сказать, что совсем скоро у нас не будет ни театра, ни кино, а будет одна сплошная сепарация. Но если есть замысел Творца о тебе, то, значит, и люди рядом с тобой всегда те, которые нужны именно тебе, именно в этих обстоятельствах, и ты просто выбираешь, как к ним относиться. Выбираешь, любить их или "взаимодействовать", как любят сегодня говорить. Виктор Франкл однажды сказал: "Часто мы не можем выбирать музыку, звучащую в нашей жизни, но мы можем выбрать, как под неë танцевать".

В случае репродуктивного выбора, настраивая женщину на конкретный результат - сохранение жизни, к примеру, наперекор близким, получается, мы выигрываем сражение, проигрывая войну. Женщина, от всех сепарировавшись, чувствует себя какое-то время спокойной, но что будет дальше?

Прерывание беременности это всего лишь вершина айсберга под названием "разрушение семьи".

И хоть традиционная семья держится на власти отца, эту власть, эти полномочия добровольно - что важно, вручает мужу жена, осознавая себя помощницей мужа, которой она создана, как сказано в священных текстах.

Сегодня трудно говорить о том, что женщина обязана подчиняться мужу, а без этого добровольного подчинения нет здоровой иерархии семьи.

Общество сегодня крайне феминоцентрично, женщины не готовы подчиняться мужчине.

Не раз встречала мнение, что слова: "жене глава - муж" относятся лишь к тем мужчинам, кому глава - Христос. Мне кажется, это создает сомнительную ситуацию, где жена пристрастно судит мужа, ведь с точки зрения жены мужу Христос - всегда недостаточно глава. Недаром наши батюшки часто шутят: если не можете вспомнить свои грехи перед исповедью, спросите свою жену.

Кротость и жертвенность женщины сегодня стигматизированы, понятия "абьюз", "токсичность" и "созависимость" перевернули с ног на голову основы семьи.

Некоторое время назад я проходила обучение на курсах по нравственным основам семьи. Много там было хорошего, немало и трендовой психологии, но сейчас речь не об этом, а о поведении самих участниц курса, православных психологов.

На курсе, где преподавались нравственные основы семьи, были предложены к обсуждению условные жизненные ситуации. При внешней декларации христианских ценностей можно было наблюдать ассертивное, доминирующее поведение самих обучающихся, тех самых психологов.

Кроме того, в большинстве предлагаемых случаев налицо было желание обвинить во всех грехах мужчин.

По инерции прошлых лет главным разрушителем семьи считается мужчина, хотя на деле всë давно обстоит далеко не так. Достаточно посмотреть статистику - настоящую, а не декларируемую феминистками, по семейно-бытовому насилию. Инициатором развода также сегодня часто является женщина, но в то же время и инициатором сожительства зачастую является именно она. Об этом говорили сами психологи, причем речь шла о православных девушках.

Молодежь сегодня всë реже вступает в брак, и сожительство с неодобрительного согласия православных родителей это вовсе не распущенность, а, скорее, растерянность и капитуляция перед отчаянной ситуацией исчезновения брака.

Мир изменился, но почему-то женщинам нравится, по-прежнему, выставлять себя жертвами, хотя мужчины и женщины давно стали другими.

Мужчины на курсе, напротив, были сдержанны и тактичны, как всë более сдержанны и тактичны становятся они в последнее время.

Это отражается как на ментальном уровне, так и на гуморальном, врачи давно обеспокоены - мужская фертильность с каждым годом всë ниже. Зато готовность мужчин пойти в декретный отпуск год от года растëт.

Это не мои наблюдения, а статистика.

Женщины стали сегодня жëстче, независимее, самодостаточнее, но хорошо ли это?

Мужчины, в свою очередь, теперь более сдержанны, более эмпатичны по сравнению с недавним прошлым, но это Пиррова победа.

Стоит ли радоваться этим плодам психологии, забывая, что обратной стороной выступает здесь элементарное снижение мужской витальности?

Если бы я не разговаривала с мужчинами сама, никогда бы не поверила в то, насколько сильно могут страдать нынешние мужчины в разных жизненных ситуациях.

Психологи давно "разрешили" мужчинам плакать наравне с женщиной и не стесняться своих чувств и эмоций, аргументируя это тем, что мужественность на самом деле совсем не про это, а как раз про умение сопереживать, обеспечивать эмоциональный комфорт тому, кто рядом.

Ну и, конечно - про обеспечивать тоже чуть-чуть.

Ну не то, чтобы чуть-чуть - надо ведь и в салон иногда сходить, и в ресторан - для эмоционального-то комфорта.

В общем, обеспечивать.

Ещë часто можно услышать, что розовые платья с рюшами, женская мягкость и скромность совсем не про умение быть истинной женщиной, на самом деле настоящая женщина - это свободная от вековых предрассудков зрелая личность.

Но время показывает, что именно эти "предрассудки", сформированные веками, и есть главные полоролевые модели поведения, поддерживаемые культурой, на них держится общество. Со своими отклонениями как в сторону женственности у мужчин, так и в сторону мужественности у женщин, как и было во все времена.

И эти якобы навязанные сценарии поведения с чем-то сугубо мужским или сугубо женским оказались краеугольным камнем.

И даже гипофиз довольно быстро подстраивается под отсутствие в жизни мужчины физического труда, присутствие эмпатичности и пособия по уходу - из традиционной семьи.

Всë чаще теперь на улице можно увидеть одинокого мужчину с коляской.

Кроме того, мужчинам и стилисты давно разрешили цветочные мотивы и розовую гамму в одежде... Только вот отношения между полами всë хуже при таком взаимообмене. И сразу почему-то вспоминается, что в старину женщина даже не касалась мужских орудий труда - не потому что было запрещено, а потому что это сакрально, а сакральность была ценностью, мужчина был ценностью. Садясь за стол, первым приступал к еде мужчина, потом жена, потом дети. Кто сегодня ест первым в семье? Правильно, ребëнок.

Женщина даже в советское время уважала мужчину только за то, что он глава семьи. Даже порой горького пьяницу или любителя похождений.

Пусть с горем пополам, с ворчаньем, но женщина терпела и жертвовала ради семьи. Пропесочивала порой во всеуслышание на работе, горько плакала иногда, но семью, как великую ценность, сохраняла. Сегодняшние женщины никого терпеть, а тем более жертвовать ради кого-то ни за какие коврижки не согласны.

Они не терпилы и себя не на помойке нашли.

Молодые мужчины оказались в положении - недобровольного воздержания в силу ментальных особенностей современных женщин.

Это явление некоторое время назад уже пережил запад, об этом хорошо говорит философ Павел Щелин в ряде своих подкастов.

Сегодня мужчина находится в очень невыгодном положении - давление и требование со всех сторон, женщина и государство этаким кентавром нависли над ним, обвиняя во всех грехах, и нет в русском селеньи женщины, способной остановить этого коня, ибо она и есть этот конь.

Матери

В одном сообществе разгорелся спор: кто или что является истинной причиной аборта? Начался он с едкого пожелания открыть курсы для отцов, которые бросают своих беременных женщин. Вполне резонно было замечено, что всë зависит от самой девушки и еë воспитания, а, значит, семьи. В то же время люди сетовали, что мужчина часто искушает женщину вступать в отношения без брака. Мол, психолог-то отговорит еë от аборта, только вот женщина рискует остаться с четырьмя детьми от разных отцов при таком положении дел.

Девушка, мол, не должна категорически вступать в отношения без брака, чтобы однажды утром не остаться одной после объявления о своей беременности. Потому женщина должна сразу ясно объяснять мужчине, что нацелена на семью, а не вот это вот.

Разговор зашел об устоях и появились возражения, что нравственность в таких случаях дело десятое, что мужчины бросают женщин и в браке, и с тремя детьми, а воспитание нравственности это не к нам и, вообще, это личное дело каждого. Наше дело помочь женщине сохранить ребëнка, а в чужие епархии мы не лезем.

Мне кажется, гипотетический вопрос одного психолога гипотетической беременной: "Почему ты живëшь с человеком, который подвергает тебя опасности остаться брошенной беременной?" - прекрасная иллюстрация к происходящему в области отношений.

При подобной постановке вопроса в уме возникает целое токсичное сообщество вокруг беременной.

Я уж не говорю о риторической директивности этой постановки, призывающей женщину бежать сломя голову.

От кого же ей нужно бежать?

От мужчины, которого она выбрала.

От матери, из-за которой она его выбрала.

Из семьи, где осуждают рождение вне брака.

По канонам популярной психологии предлагается иллюзия конструктивности: менять не людей вокруг, а только себя и своë к ним отношение.

Другой вопрос, что при таком подходе мы навешиваем ярлыки на всë окружение женщины, даже не будучи с ним знакомы.

Любой, кто придет к психологу, получит ответ, что причины неурядиц человека всегда в его родительской семье.

Причина, скорее всего, будет в матери.

Вот здесь я пробовала рассуждать об этом:

О матерях в кино и не только
Надежда К.14 октября 2024

Матери давно расчленены на типы: гиперопекающие, удушающие, властные, эпилептоидные, отвергающие, поддерживающие.

Получается, как целая колода карт.

Не всем идëт карта, такое дело.

Вот выпала вам не та мать и всë, кранты.

Но ведь это неправда. Человек всë же существо довольно крепкое, его психика довольно устойчива и не деформируется от малейшего ветерка, если не убедить человека в обратном, в том, что у матери нездоровые подходы в воспитании.

Эта страшная категоризация разрушает до основания трепетное отношение к образу матери. Образ матери свят, его нельзя подвергать критике, какой бы ни была эта мать. Это главный социокультурный тип, несущая конструкция. Тем более, мать может быть сегодня поддерживающей и поощряющей - правильные установки дочери, а завтра отвергающей - еë деструктивные желания.

Родители это прообраз Бога для ребëнка. Ропща на родителя, человек ропщет на Бога.

Мы не должны судить родителей, не должны выносить оценку их действиям. "Благословен еси, Господи. Научи мя оправданиям Твоим". Мы всегда должны оправдывать родителей в своих глазах и глазах окружающих. Это залог психического равновесия человека.

К примеру, прекрасный современный психолог искренне желает помочь сохранению жизни, всячески поддерживает беременную, обличая, линчуя мать. При этом она говорит: ну что вы, мы вовсе не демонизируем мать, вы даже не представляете, какие бывают матери, как они иногда желают прерывания беременности дочери... Есть отличные матери, их мы хвалим, а вот этих вот, ух, глаза б мои таких матерей не видели...Бедная девочка и так вся в травмах, и так недолюблена, еë тошнит в первом триместре от манго, а тут еще мать не желает помогать. И очень так эмоционально вопрошает: Ну как прощать такую психиатрическую мать?! Только сепарация!

Хочется спросить: сепаратор не сломается? Сепарация от родителей, сепарация от свекрови, сепарация от мужа. Личные границы со всеми. Пограничные столбы, а за ними вспаханная земля, на которой не растет ничего. Земля, по которой нельзя ходить...

И так блистательно говорит эта психолог, такой красивый и по-девичьи задорный, с переливами, у нее голос, и так она рада, что помогает сохранить жизнь, что язык не повернется нарушить этот фейерверк доброты и профессионализма. И так она восхищена книгами о токсичной семье и о борьбе с созависимостью, так рекомендует читать все новинки по психологии, что хочется за нее порадоваться, да что-то не выходит. Потому что новинки эти все об одном и том же: о разрушении семьи и об эгоизме в красивой гуманистической обëртке.

Очень схожая ситуация с детским секспросветом: вроде бы просветить хотят, чтобы не было внебрачных связей, а на практике выходят именно аборты и ранняя половая жизнь.

И в ситуации с матерями так же, говорят: мы не демонизируем матерей, просто рассказываем, какие бывают токсичные мамы. А вы уж потом сопоставьте и увидите, такова ваша мать или просто требует, чтобы дочь жила правильно, не спала с кем попало до свадьбы и чистила зубы перед сном. А какое еë собачье дело, если дочери уже целых двадцать лет, так что будьте добры, соблюдайте границы. Дверь там.

Современный психолог искренне не понимает, не видит связи между нежеланием принять мать и неумением построить семью. Не понимает, что отвергнув мать, женщина отвергает очень важную часть себя.

Гермоген Шиманский, профессор нравственного богословия пишет, что от почитания родителей зависит вообще всë в жизни человека. Если вы почитаете родителей даже в их падении или безумии, то и Господь в трудной ситуации простит вам многое. Случай Хама и его братьев прямое тому подтверждение.

Пятая заповедь - единственная заповедь с обетованием. И там не сказано о сепарации или границах.

Человек так устроен, что нарушая один духовный закон, он нарушает и следующий, наши страсти увязаны в один клубок, и, потянув за одну ниточку, мы рискуем размотать его весь.

Девушка забеременела вне брака. Она нарушила сразу несколько духовных законов, но убив ребенка, она нарушит ещë один, а, возможно, и не один. Да, мы должны полюбить еë всем сердцем, должны помочь ей без осуждения, но это не отменяет существования этих нравственных законов, которые ею нарушены. И когда мы говорим ей, что в сложной ситуации виноваты все вокруг, а она только несëт свет жизни, мы оказываем ей медвежью услугу. Мы должны любить ее, утешать, ценить еë смелость, ведь она, действительно, несëт в мир жизнь, часто вопреки ситуации, но мы не должны быть фрондой по отношению к еë близким.

Иногда получается, что всë налаживается у такой беременной, если она отвергает мать, только вот чьей силой налаживается, неизвестно, и как это аукнется в дальнейшей жизни, тоже никто не расскажет.

Потому что всë начинается с любви.

Где нет любви к матери и мужу, нет и не будет настоящей любви и к ребëнку.