Найти в Дзене

«Апофеоз войны»: смысл картины Василия Верещагина

За гранью ужаса: даже спустя полтора с лишним века картина Верещагина «Апофеоз войны» остаётся как будто приговором всему воюющему человечеству. Пожалуй, в этом и есть её главный смысл. Но давайте разберёмся детальнее в явных и тайных смыслах, в истории и предыстории самой известной картины Василия Васильевича Верещагина. Истина рождается как ересь, а умирает как банальность — фраза, объясняющая многие вещи в мире. В том числе и в искусстве, и в науке, и в технике — почти всегда какие-то знаменательные события, явления, открытия, произведения и целые направления изначально отвергаются консервативным (и не только) обществом, но со временем становятся чем-то обычным, привычным и даже единственно правильным. Изначально вызвавшая неоднозначные отзывы картина «Апофеоз войны» Верещагина сегодня стала едва ли не интернет-мемом. Но при этом далеко не каждый, кто видел эту картину, по-настоящему думает о её смысле. Репродукции «Апофеоза» Верещагина кочуют из учебника в учебник, а образ пирамиды
Оглавление

За гранью ужаса: даже спустя полтора с лишним века картина Верещагина «Апофеоз войны» остаётся как будто приговором всему воюющему человечеству. Пожалуй, в этом и есть её главный смысл. Но давайте разберёмся детальнее в явных и тайных смыслах, в истории и предыстории самой известной картины Василия Васильевича Верещагина.

Истина рождается как ересь, а умирает как банальность — фраза, объясняющая многие вещи в мире. В том числе и в искусстве, и в науке, и в технике — почти всегда какие-то знаменательные события, явления, открытия, произведения и целые направления изначально отвергаются консервативным (и не только) обществом, но со временем становятся чем-то обычным, привычным и даже единственно правильным. Изначально вызвавшая неоднозначные отзывы картина «Апофеоз войны» Верещагина сегодня стала едва ли не интернет-мемом. Но при этом далеко не каждый, кто видел эту картину, по-настоящему думает о её смысле.

Репродукции «Апофеоза» Верещагина кочуют из учебника в учебник, а образ пирамиды из черепов стал универсальным символом, обозначающим бессмысленную жестокость. Поэтому кажется, что и смысл картины лежит на поверхности. Однако за этим визуальным шоком скрывается глубоко выстраданная философия художника, который через личный опыт и художественное обобщение попытался донести до человечества всю беспощадную правду о войне. Меняются стратегии и тактики, виды и формы оружия, снаряжения и амуниции — но остаются неизменными скелеты и черепа, лежащие на полях битвы.

Актуальность этой работы Василия Васильевича лишь возрастает с каждым новым витком истории, ведь Верещагин адресовал её не только современникам, но и «будущим» завоевателям, предупреждая и нас о неизменной цене военных триумфов. Именно об этом он написал своё пророчество на раме картины.

Об этом я также обязательно расскажу. А начнём с коротких общих сведений о создателей картины и о том, какое он имел право писать подобные полотна. Поверьте, право такое он имел.

Солдат с холстом и кистью: путь от воина к пацифисту

Василий Верещагин родился 26 октября 1842 года в провинциальном Череповце в семье местного предводителя дворянства.

Василий Васильевитч Верещагин, 1842 — 1904
Василий Васильевитч Верещагин, 1842 — 1904

Биография будущего художника с раннего детства была тесно переплетена с военной службой — как, впрочем, и всех других детей мужского пола в этой семье. 13 лет от роду Верещагин поступил в Морской кадетский корпус, но уже через пару лет он не предпринял первую попытку избежать казарменной муштры и в 1858 году оставил морскую службу ради изучения живописи в Императорской Академии художеств. Однако воля судьбы начинающего художника оказалась сильнее — в 1863 году 21-летний Верещагин добровольцем отправился в Туркестан. Здесь он прослужил шесть лет в качестве военного художника при Туркестанском военном округе. Но ни гражданским, ни тыловым человеком назвать его нельзя — в те годы он принимал участие в военных действиях.

Туркестан оказал решающее влияние на формирование творческого мировоззрения Верещагина. Ведь он непосредственно участвовал в военных походах, видел разорённые селения, страдания и гибель мирного населения, последствия военных действий. Словом, всё то, что позже нашло отражение в работах туркестанского и не только цикла. Живописец участвовал в обороне Самарканда, ходил в разведку, дрался в рукопашных схватках. З мужество Василий Васильевич был удостоен Ордена Святого Георгия IV степени — единственной награды, которую он принял в жизни.

Важно, что батальные картины Верещагина не были созданы по военному заказу или в патриотических и тем более пропагандистских целях — они рождались из личного опыта и глубокого переживания немыслимого ужаса войны как таковой. После Туркестана Верещагин отправился в Индию, а позже участвовал в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов, где создал серию знаменитых полотен.

Трагическая ирония судьбы заключалась в том, что художник, посвятивший жизнь изображению ужасов войны, погиб в результате военных действий. 13 апреля 1904 года по новому стилю, в самом начале Русско-японской войны, броненосец «Петропавловск», на котором Верещагин находился вместе с адмиралом Степаном Макаровым, подорвался на мине у Порт-Артура.

Броненосец "Петропавловск", ставший могилой художника Верещагина, вице-адмирала Макарова и ещё порядка 700 офицеров и матросов. Спастись смогли лишь 80 человек.
Броненосец "Петропавловск", ставший могилой художника Верещагина, вице-адмирала Макарова и ещё порядка 700 офицеров и матросов. Спастись смогли лишь 80 человек.

В тот самый день, в 9 часов 34 минуты утра, художник сделал свой последний набросок в блокноте — свидетельство того, что даже в последние мгновения жизни он оставался верен своему призванию — не военного, а художника.

Анализ полотна — символический антивоенный манифест

«Апофеоз войны» (1871) — центральное произведение «Туркестанской серии», создававшейся по впечатлениям от среднеазиатских походов. Изначально замысел полотна носил в большей степени исторический характер. Смысл картины был связан с легендой о Тамерлане — жестоком полководце, войска которого оставляли после себя вот такие пирамиды из черепов побеждённых воинов.

Согласно восточной легенде, женщины Багдада и Дамаска пожаловались Тамерлану на своих мужей, утонувших в чревоугодии, алчности и разврате. Услышав это, Тамерлан приказал каждому воину из своей 200-тысячной армии принести по отрубленной голове, из которых сложили семь пирамид. Но Верещагин, работая над полотном «Апофеоз войны», если и использовал легенду как стимул, в конечном итоге придал картине совсем другой смысл и вышел далеко за рамки конкретного сюжета. И этот сюжет оказался вне времени, точнее — на все времена.

Символика в каждой детали

Давайте посмотрим внимательно на картину и выделим её основные фрагменты, передающие смысл:

  • Пирамида черепов — доминирующий центр композиции. Энтузиасты насчитали в ней до 28 тысяч черепов. Художник выписывает их с натуралистической, почти антропоморфной точностью и с ужасающими деталями. На иссушенных восточным солнцем костях видны следы сабель, пулевые отверстия, на отдельных можно даже заметить сохранившиеся следу вселенского страха и ужаса. Это не абстрактные символы, а напоминание о десятках тысяч прерванных жизней. Или о многих миллионах погибших за всю историю войн, которые не прекращаются со времён библейских детей Адама И Евы — Авеля и убитого им Каина.
  • Вороны — традиционные спутники смерти. Они не просто дополняют пейзаж, но и активно «обживают» его: сидят на черепах, кружат в поисках плоти, создавая жутковатое ощущение пиршества смерти и её победы над жизнью.
  • Выжженный ландшафт — на фоне мёртво-жёлтой степи торчат обугленные деревья, а на горизонте виднеются неясные руины города. Жёлтый колорит, по замыслу автора, символизирует упадок, бесплодие и безжизненность.
  • Ясное небо — контраст мёртвой земле. Оно подчёркивает равнодушие природы к человеческой трагедии. Война — исключительно дело рук людей.

Никаких героических сцен боя, знамён, победоносных воинов — только мрачная тишина мёртвой земли, где даже воронам нечем поживиться. Эта композиция, казалось бы, противоречит самому названию: «апофеоз» в переводе с греческого означает «вознесение», «прославление», но Верещагин использует этот термин с горькой иронией. По мнению автора, именно так выглядит истинный «триумф» войны — не в парадных марше или трофеях, а в бесконечных горах человеческих останков. Неудивительно, что и сам Верещагин с таким же горьким сарказмом определял жанр картины так: «Если не считать ворон, это натюрморт, в переводе с французского — мёртвая природа».

Но главным акцентом, окончательно снимающим любые исторические аллюзии и однозначно определяющим смысл картины, стала традиционная для Верещагина надпись на раме. В случай с «Апофеозом войны» эта надпись содержит следующие слова: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».

Та самая надпись на картине Верещагина "Апофеоз войны", которая объясняет смысл полотна не меньше, чем зрительные образы
Та самая надпись на картине Верещагина "Апофеоз войны", которая объясняет смысл полотна не меньше, чем зрительные образы

Совершенно понятно, что этим автор окончательно и бесповоротно превращает произведение из изображения жестокости Тамерлана во вневременной антивоенный манифест, обращённый к любому, кто посмеет примерить на себя роль «великого завоевателя». «Дары» от побед будут такими — и никак иначе. Верещагин не прославляет завоевателей — он ставит им памятник из человеческих костей, напоминая, какой ценой достигаются их великие победы. Надпись на раме содержит прямое обращение к грядущим поколениям, предупреждая их о последствиях военной агрессии. Актуально и сегодня, правда?

Есть в картине «Апофеоз войны» и другие стилистические особенности, оттеняющие и подчеркивающие её смысл. В отличие от многих других полотен Верещагина, где царит динамика боя («Нападают врасплох»), пронзительный и детально точный реализм мучений («Смертельно раненый») или историко-этнографическая достоверность («Двери Тимура»), «Апофеоз» на удивление статичен. Он полон не событий, а символов — это не фиксация момента, а итог, приговор. Художник использует чёткие линии, почти графическую прорисовку деталей и сдержанную цветовую палитру без многообразия гаммы (охра, чёрный, небесно-голубой, дымчато-серый). Этим лишь подчёркивается смысл картины, ощущение конечности и бесповоротности случившегося.

Стилистически «Апофеоз войны» резко контрастирует с традиционной батальной живописью XIX века. Художники в то время рисовали войну как героическое действо, даже смерть на поле боя обретала одухотворённый смысл. Верещагин демонстрирует её в сыром, неприкрашенном виде. Его работы лишены романтической дымки — вместо этого зритель сталкивается с реальностью физиологического разложения и непреодолимого ужаса. В «Апофеозе войны» нет даже намёка на идеализацию или одухотворённость: ведь здесь умерла сама душа. Наверное, в этом и есть основной смысл картины Верещагина «Апофеоз войны»: война – это всегда гибель, непоправимая трагедия. И так будет всегда.