Давно планировал проехать по заброшенной узкоколейке от Спас-Клепиков в сторону Тумы, но всё никак не получалось, хотя накатал вдоль узкой колеи не одну сотню километров на велосипеде и Land Rover Discovery-III? о чем неоднократно писал в свих блогах. Как её только не называют: Рязанско-Владимирская узкоколейная железная дорога (Мещёрская магистраль, Тумская узкоколейка) — бывшая узкоколейная железная дорога, построенная по направлению Рязань — Тума — Владимир. Большую часть времени связывала промышленность региона Мещёра с железной дорогой широкой колеи на станции Тума. Мещерская магистраль (Рязано-Владимирская узкоколейная железная дорога) была одной из самых крупных УЖД России. Протяженность её основного пути составляла 211 км. Воспетая Паустовским, лесная узкоколейка стала одним из символов Мещерского края. Когда-то маленький поезд был единственной связью многих сел и деревень левобережья Оки с Рязанью и "большой землей" вообще. Почти всю дорогу разобрали-разворовали в 90-х, оставшуюся часть разбирают до сих пор. Как писал К.Г.Паустовский зкоколейка в Мещёрских лесах - самая неторопливая железная дорога в Союзе. Мещерская магистраль была одной из самых крупных УЖД России. Узкоколейные железные дороги были дешевле в постройке и эксплуатации чем железные дороги со стандартной шириной колеи. Можно строить более лёгкие мосты; при прокладке тоннелей требовалось извлекать меньшую кубатуру грунта, допускались более крутые кривые, чем на обыкновенных железных дорогах, что обусловило её популярность.
Поездка откладывалась несколько раз. Была даже предпринята попытка проехать этот маршрут на новой TOYOTA RAV4, о чём я впоследствии пожалел, но это совсем другая и не менее захватывающая история.
Наконец был утвержден план и назнчена дата поездки. Недолгие предварительные сборы, подготовка техники заняли не так много времени.
DEFENDER в в этой небольшой экспедиции, если её можно так назвать, выступал в роли тягача. Ему нужно было доставить квадроцикл в базовый лагерь. В роли второго члена экипажа была выбрана младшая дочь.
Первую остановку делаем в Жирово, чтобы закупиться продуктами.
По соседству припарковался ещё один DEFENDER.
Через два с небольшим часа прибыли в точку назначения. Пару раз в дороге останавливался, чтобы проверить на сколько надежно закреплен квадроцикл на прицепе, ведь я его так далеко никогда не перевозил. Ремни не подвели, квадрик доехал словно одно единое целое с прицепом. Значит схема рабочая.
Проверив оснастку и снаряжение, перекусили, сверили точки на карте и пора выдвигаться на маршрут.
Первая остановка на берегу красивого болота Большой Березняк.
По этой дороге активно передвигаются местные жители в сторону старого старообрядческого кладбища и деревни Лаптево.
Дальше разворачиваемся в сторону Тумы вдоль заброшенной узкоколейки. Местами дорога выглядит довольно таки живописно, сосновый бор чередуется с березовой аллеей, вплотную прижимаясь с колее.
Именно эта безмятежность и красота сыграли с нами в прошлый раз злую шутку, когда мы попытались пройти по этому маршруту на кроссовере. Вдоль дороги начинает встречаться всё больше артефактов старой узкоколейки. Небольшой железнодорожный мостик через ручей пересекает наш путь.
Нам очень повезло, что до нас кто-то расчистил дорогу от упавшего огромного дерева. Иначе объехать было бы просто невозможно. Дорога проходит по узкой насыпи, возвышаясь над непроходимым болтом слева и справа.
Всё чаще стали встречаться старые шпалы, сваленные кучи, которые до сих пор источают зловоние кривозотом, которым их пропитывали.
В районе бышей станции Потапово сохранились фрагменты железобетонного моста.
Мы надеялись застать хотя бы какие остатки бывшей инфраструктуры, но кругом до горизонта только непроходимое болото и сухие стволы мертвых деревьев. Они словно корабельные мачты затонувшей флотилии, которую поглотила трясина.
Здесь все признаки узкоколейки прерываются и дорога выходит на овсяное поле в сторону Кобылинки.
По пути встречается множество небольших деревень. И в каждой одно и тоже. Все пейзажи построены на едином контрасте.
Хотя очень много добротных старинных домов конца XIX начала XX веков в которых раньше жили самые зажиточные люди на деревне.
Далее по деревенскому автобану поехали искупаться на озеро.
Каково было моё удивление, что его теперь переименовали.
К омовению в нём рекомендуется приступать, лишь ознакомившись с десятью заповедями.
Как оказалось это чуть ли не самое популярное место отдыха у гостей со всех регионов и местных жителей.
По приезду домой я решил всё-таки расставить все точки над "и" по этому месту. Ведь впервые я его сфотографировал в 2007 году и эту фотографию опубликовали в энциклопедии водных ресурсов Росии, заплатив гонорар в эквиваленте 10 бакинских. Озеро имеет двойное название Пьявица(Озерье). Это чистый глубоководный водоём карстового происхождения. Имеет форму яйца. Средняя глубина — 6–8 метров, максимальная — 21 метр. Берега его окружены сосновым лесом, в котором любят отдыхать жители Рязанской и Московской областей. А в конце сентября на три дня берега озера становятся местом притяжения любителей походов и бардовской песни у костра со всей страны Здесь проходит фестиваль «Бабье лето», приуроченный к Международному дню туризма
После окончания водных процедур было принято решение посетить село Бусаево, посмотреть как сейчас выглядит колокольня бывшего храма Казанской иконы Божией Матери. Фото 2007 года.
Какого же было наше удивление, когда нашему взгляду предстала вот такая красота.
Храмовый комплекс активно реставрируется. Восстановили купол с крестом и лестницу да самого верха.
Венцом всей этой красоты стала красивая мозаика Спаса Вседержителя над царскими вратами ведущими в храм.
Здание бывшего клуба, 1846 года постройки в начале 2000-х году с приходом настоятеля отца Иона переоборудовано под Храм Казанской иконы Божией Матери. Пару лет назад обновили.
Перед входом установили поклонный, увенчанный терновым венцом, который был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами во время его поругания.
Между постройками уцелел огромного размера краеугольный камень. Скорее всего это один из тех, что был заложен при начале строительства храма.
Бусаевская основная общеобразовательная школа, которая ещё в 2007 году была действующая, сейчас заброшена окончательно, стены рассыпаются на глазах.
Из старых построек практически в первозданном виде сохранилась Бусаевская участковая больница. Что было в ней изначально мне доподлинно неизвестно, скорее всего барский дом.
Нам же предстоял недолгий путь в базовый лагерь.
Настроение было как никогда замечательное.
На поле обратили внимание на необычные корзины, развешанные на высоковолтьной линии электропередач.
Как выяснил, это высокочастотный заградитель 110Кв, которые предназначены для ослабления шунтирующего действия оборудования и шин подстанций и ответвлений от ВЛ на сигналы противоаварийной автоматики, релейной защиты, телефонной связи и телемеханики, передаваемые по фазным проводам высоковольтных 6 — 1150 кВ линий электропередачи. Представляют собой заграждающие фильтры, которые включаются в рассечку фазного провода, и могут быть настроены на определенные полосы заграждения из диапазона 16 — 1000 кГц. В случае организации каналов ВЧ связи по изолированным грозозащитным тросам ВЧ-заградители служат для заземления тросов по промышленной частоте в местах присоединения.
Возвращались окольными путями через Тамышево.
Зашли в магазин купить мороженное, а там пред входом настоящее лежбище котиков, которые в ожидании подачек от покупателей нежились на солнышке.
По приезду в базовый лагерь нас ждал шикарный ужин из картошки с грибами и барбекю.
После вкуснейшей трапезы приготовили технику к отправке в обратный путь. Самое трудное было загнать машину с прицепом на ограниченном пространстве задним ходом в узкий двор.
В заключении сходили искупаться на речку, где застали развернутый лагерь туристов из Рязани, которые сплавлялись вниз по течению. У всех было отличное настроение.
На следующее утро, позавтракав с первыми лучами солнца, отправились в обратный путь.
Через три с небольшим часа нас встретил дом милый дом.