Когда я был школьником, ИИ не был повседневностью, хотя технологии уже активно применялись, как в виде электронных дневников, так и в виде ГДЗ. Сейчас многое изменилось, и интересно задуматься и о будущем. В общем, внесу-ка я свою лепту в дзеновский тренд статей, приуроченных к началу учебного года.
К слову, сам по себе феномен Готовых Домашних Заданий по всем популярным учебникам, доступных любому школьнику, уже тогда показывал, что будущее — за цифровизацией в обучении, только интегрируя новые технологии в учебный процесс, можно сделать его действительно эффективным. Именно об этом и будет данный материал.
Когда-то школа учила читать и писать, и это было круто, ведь не все люди имели соответствующие знания: умение работать с письменными документами открывало возможности для будущей карьеры. Сегодня же мы видим иную картину: умение читать и писать является базовым почти для всех уже к начальной школе и не даёт ощутимого бонуса к карьере, более того, умение или неумение красиво писать сегодня едва ли повлияет на карьерный рост при прочих равных. Это всё я к тому, что школа должна быть современной, а не консервативной, и готовить человека для завтрашнего дня, а не прошлого века.
Возвращаясь к феномену ГДЗ, сегодня это феномен ГДЗ от ИИ, с помощью которого школьник может обойти предложенный учителем путь к знаниям, моментально получив правильный ответ.
Плохо ли это? Да. Но виноват ли "компьютер"? Однозначно, нет: стандартные задания из учебников утратили эффективность по мере распространения интернета.
Чтобы готовить школьника к современному интеллектуальному труду, необходимо поместить его в те условия, в которых оказывается современный трудящийся: когда под рукой есть компьютеры и смартфоны с интернетом, а задачу всё равно нельзя решить по щелчку пальцев — только в этом случае начинается настоящий мыслительный процесс. И игнорировать применение ИИ тут явно недопустимо.
Поэтому, на мой взгляд, школа должна не бороться с применением ИИ, а возглавить его: пусть школьники к окончанию обучения станут мастерами "натаскивания" нейросетей на решение прикладных задач. Кадры из таких школьников получатся отменными: вместо заучивания разницы между "ться" и "тся" школьники смогут за несколько минут создать игру или прикладное приложение, а с мягкими знаками нейросеть также сможет справиться.
Кстати, об играх и программах, высокоуровневое программирование, в сочетании с нейросетями, сейчас становится не специфической деятельностью программистов, а нормальным использованием компьютера или смартфона человеком. Ведь даже грамотное использование нейросети — это уже практически программирование, так как нужно уметь формализовано доносить свои мысли до компьютерного исполнителя.
И, конечно, чтобы школьники осваивали технологии, нельзя обойтись без робототехники и виртуальной/дополненной реальности, она может найти своё применение в школах и сделать обучение действительно интересным.
Но самое важное — это геймификация обучения и его современный формат: монетки за задания, скины за монетки, короткие вертикальные видео и т. д. Часть уроков давно пора проводить чисто в формате компьютерных игр.
Это всё сделало бы обучение действительно интересным, а не простой обязаловкой, надеюсь, школа будущего будет именно такой.
Спасибо, что прочитали, подписывайтесь на канал, у меня много интересного об импортозамещении в электронике и ПО.