Сегодня о вселенной Warhammer 40,000 слышал почти каждый, кто хоть немного интересуется играми. Space Marine II, потенциальный сериал от Netflix, множество настольных игр и регулярные релизы — неудивительно, что Games Workshop ежегодно отчитывается о рекордной прибыли. Но так было не всегда.
Двадцать лет назад о настольной Warhammer 40,000 знали единицы, найти единомышленников было непросто. В 2004-м вышла четвёртая редакция правил (сейчас уже есть десятая), а студия Relic Entertainment небольшой командой из 30 человек после года разработки выпустили Warhammer 40,000: Dawn of War. Эта игра познакомила со вселенной тысячи новичков и до сих пор с ностальгией вспоминается фанатами. Вышла она в популярном тогда жанре стратегии в реальном времени (RTS) и через цепочку миссий рассказывала историю ордена Космодесанта «Кровавые вороны» (Blood Raven) и его капитана Габриэля Ангелоса, которым предстояло освободить планету Тартарус от нашествия орков.
На старте было доступно четыре фракции: Космодесант, Космодесант Хаоса, Орки и Эльдары. В последующих трёх дополнениях — Winter Assault, Dark Crusade и Soulstorm — их количество выросло до девяти.
Позже, в 2009 и 2017 годах, вышли ещё две части серии, которые постепенно отходили от классической RTS. В феврале 2018-го, всего лишь через 10 месяцев после релиза третьей части, Relic Entertainment официально заявила о прекращении поддержки проекта. И вот в 2025-м студия решила вернуть легенду, выпустив HD-ремастер самой первой игры 2004 года под названием Warhammer 40,000: Dawn of War – Definitive Edition.
Прежде чем перейти к ремастеру, стоит вкратце рассказать о феномене Dawn of War с двух позиций: как об игре и как о первом шаге во вселенную сорокового тысячелетия.
В начале 2000-х на рынке RTS, особенно в соревновательном сегменте, безраздельно господствовала Blizzard с Warcraft III и StarCraft. Появление новой дисциплины сразу привлекло внимание киберспортсменов. Dawn of War, вышедшая всего через год после The Frozen Throne, предложила по тем временам впечатляющую графику и заметный упор на соревнования. Уже в 2005-м на World Cyber Games 2005 призовой фонд по Dawn of War был сопоставим с StarCraft, что привлекло в игру множество новых игроков.
В 2006 году с выпуском дополнения Winter Assault и добавлением пятой фракции — Имперской гвардии — игра всё ещё оставалась сбалансированной и входила в список WCG 06. Казалось, что перед нами новая крупная киберспортивная дисциплина, но вместо этого Relic Entertainment продолжила создавать контентные дополнения. Следующее из них, Dark Crusade, к сожалению, окончательно вычеркнуло игру из виртуальных соревнований.
До выхода Dawn of War настольная Warhammer 40,000 имела практически элитарный характер. Из-за слабого развития интернета и отсутствия официальных наборов в большинстве городов влиться в это хобби было крайне сложно, а случайных людей в нём почти не встречалось. Ещё одной проблемой оказался доступ к информации. В сети лежала разве что так называемая «Флафф-библия» — документ Microsoft Word, куда из разных источников просто свалили в одну кучу сведения о вселенной. К тому же на момент выхода первой Dawn of War орден Кровавых воронов не был каноничным, а события игры нигде не упоминались в официальных источниках.
Представьте, что произошло после релиза. На форумы любителей настольной Warhammer хлынула целая орда новичков с вопросами вроде «А по "Вахе" уже и настолку сделали?» или «Где найти модели моего любимого легиона — Кровавых воронов?». Это вызвало бурный негатив у старых «вахофагов», которые окрестили новичков «доверастами» и возненавидели не только их, но и саму Dawn of War за оказуаливание «элитного» хобби. Ирония в том, что абсолютное большинство нынешних экспертов и игроков в Warhammer вышли из тех самых «доверастов», и именно на них нацелен ремастер.
При запуске нас встречает обновлённый вступительный ролик, знакомый каждому, кто когда-либо играл в оригинал. Разработчики заметно повысили разрешение и частоту кадров, благодаря чему видео и сегодня выглядит бодро и атмосферно. В издание включены все вышедшие дополнения, при этом ценник остаётся вполне умеренным.
Был переработан интерфейс: обновлённый UI адаптирован под современные мониторы, добавлены новая камера и дополнительные опции управления, делающие геймплей более комфортным. Помимо сюжетной кампании основной игры и дополнений, доступны режимы сражений против ИИ или живых оппонентов. Сохранили и поддержку оригинальных модов, которых когда-то выпустили огромное количество.
Весь позитивный настрой рушится уже на стартовом экране. Для сравнения: в ремастере Warcraft III Reforged полностью переработали устаревшие модели юнитов и зданий, и в сочетании с новыми текстурами и высоким разрешением они выглядят достойно. В Dawn of War – Definitive Edition не исправили практически ничего, и потому на заглавном экране мы смотрим на низкополигонального героя, пусть и с обновлёнными текстурами. Запустив первую миссию, вновь «наслаждаемся» тем, насколько плохо выглядят модели спустя 20 лет, особенно в высоком разрешении, где все огрехи становятся ещё заметнее.
Ситуация усугубляется при запуске сценариев дополнений. Если оригинальный вступительный ролик был переделан, то другие заставки никто даже не попытался улучшить. Хоть они и выполнены на движке игры, их не стали переснимать или повышать разрешение. Та же история и с артами на экранах загрузки: их не перерисовали, а из-за растягивания до современных форматов некоторые превратились в размытое месиво.
Правда, после нескольких миссий глаз постепенно привыкает к графике, а новая камера позволяет видеть модели вблизи разве что в сюжетных диалогах. При всех визуальных огрехах Dawn of War по-прежнему остаётся отличным способом погрузиться во вселенную Warhammer 40,000: интересный сюжет, харизматичные персонажи и часы стратегических баталий. Отдельным удовольствием могут стать многочисленные моды, вышедшие для оригинальной игры и полностью совместимые с ремастером.
Вывод
Привлекая новых игроков в Warcraft III: Reforged, Blizzard, хоть и не сразу, но добавила всё необходимое, чтобы удержать их надолго: улучшила и оптимизировала игру, а также регулярно выпускает баланс-патчи. В результате турниры по ней проходят до сих пор. Судьба же ленивого ремастера Dawn of War предсказуема: собрав быструю прибыль на ностальгии, игра повторит путь оригинала и уйдёт в забвение. Исправлять сломанный баланс девяти фракций для онлайна никто не будет, поэтому, кроме шикарного сюжетного режима с дополнениями и модами, проекту предложить нечего.
Если вы когда-то играли в оригинал, ремастер подарит вам приятную ностальгию. Если же давно хотели узнать, с чего всё начиналось, тоже берите смело. Но чуда, каким Dawn of War была в начале 2000-х, здесь ждать не стоит.
Краткий обзор для тех, кто не читает обзоры:
- Вселенная Warhammer 40,000 сегодня очень популярна и известна многим, но в 2004 году было совсем по-другому, и Dawn of War стала входной точкой для тысяч новых фанатов.
- В середине 2000-х игра ненадолго ворвалась в киберспорт, но после выхода Dark Crusade потеряла соревновательный статус.
- До Dawn of War настольный Warhammer был почти «закрытым клубом», но релиз игры привёл тысячи новичков, хоть и вызвал поначалу конфликт между «вахофагами» и «доверастами».
- Ремастер включает все вышедшие дополнения, обновлённый интерфейс, поддержку модов и новые опции управления. Также переделали вступительный ролик и улучшили текстуры.
- Визуально Dawn of War – Definitive Edition очень разочаровывает: модели и остальные заставки никто не улучшал, и с новыми текстурами это очень заметно.
- Несмотря на проблемы с графикой, игра всё ещё затягивает сюжетом и атмосферой.
- Разработчики не стали исправлять баланс в мультиплеере или что-то добавлять, поэтому ценность ремастера только в ностальгии.
Warhammer 40,000: Dawn of War – Definitive Edition — максимально ленивое переиздание, каким только можно его представить. Оригинальная игра доказала, что проекты по вселенной Warhammer 40,000 могут быть увлекательными и способными привлекать новых игроков. Ремастер же, кроме чувства лёгкой ностальгии, не предлагает ничего.
Несмотря на огромный потенциал оригинала, разработчики решили не заморачиваться и лишь слегка «причесали» игру под современные системы. Она всё так же затягивает, как 20 лет назад и решив в неё сыграть, вы вряд ли разочаруетесь. Но ждать от этого ремастера чего-то большего не стоит.70
Обзор написан для stratege.ru по цифровой версии игры для Steam, предоставленной редакции издателем. Все снимки экрана, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.