Японская автомобильная корпорация Honda официально подтвердила свое полномасштабное возвращение в Формулу 1 с 2026 года в качестве эксклюзивного поставщика силовых установок для команды Aston Martin. Это стратегическое решение знаменует окончание семилетнего партнерства между Honda и Red Bull Racing, открывая новую главу в истории «королевских гонок» и меняя расклад сил в чемпионате мира.
Разрыв с Red Bull: конец успешной эпохи
Партнерство Honda с Red Bull Racing, которое принесло команде четыре чемпионских титула подряд (2021-2024 годы), подходит к концу в декабре 2025 года. Несмотря на беспрецедентный успех с Максом Ферстаппеном за рулем, отношения между японским мотористом и австрийской командой приобрели характер технической поддержки, а не полноценного заводского партнерства.
История разрыва берет начало в октябре 2020 года, когда Honda объявила о намерении покинуть Формулу 1 после 2021 года, ссылаясь на необходимость перенаправить ресурсы на разработку углеродно-нейтральных технологий. Компромиссное соглашение позволило Honda продолжить техническую поддержку Red Bull Powertrains до конца 2025 года, но фактически японская корпорация уже не участвовала в полноценной разработке силовых установок.
«Мы объявили о прекращении деятельности в Формуле 1, но после переговоров с Red Bull они хотели, чтобы мы продолжили работу. Поэтому мы стали своего рода технической поддержкой», – объяснил президент Honda Racing Corporation Кодзи Ватанабе.
Решающим фактором в окончательном разрыве стало стремление Red Bull к полной независимости через создание собственного моторного подразделения Red Bull Powertrains в партнерстве с Ford. Инвестиции в сотни миллионов фунтов стерлингов в новый завод в Милтон-Кейнсе и привлечение ведущих специалистов из Mercedes сделали возврат к Honda невозможным.
Honda Racing Corporation: новая структура для устойчивого развития
Подготовка к возвращению в Формулу 1 потребовала от Honda кардинальной реорганизации подходов к автоспорту. В 2023 году была создана обновленная структура Honda Racing Corporation (HRC), которая объединила японское и американское подразделения под единым управлением.
«Внутри корпорации создается новое подразделение, которое будет заниматься всем, что связано с Формулой 1, и это очень важный момент», – подчеркнул Кодзи Ватанабе. «До сегодняшнего дня наша работа была разделена на отдельные проекты, на которые выделялись людские и финансовые ресурсы, а когда очередной проект завершался, все это расформировывалось».
Новая модель предусматривает создание устойчивой организационной структуры, способной обеспечить долгосрочное присутствие Honda в автоспорте. HRC получила определенный бюджет для развития технологий будущего, включая переход на углеродно-нейтральное топливо и создание высокоэффективных двигателей и батарей.
Объединение Honda Performance Development (HPD) из США с японской Honda Racing Corporation под единым брендом HRC с 1 января 2024 года было направлено на максимизацию эффективности работы команды специалистов, особенно в контексте американских этапов Формулы 1 в Остине, Лас-Вегасе и Майами.
Техническая революция 2026 года: катализатор возвращения Honda
Ключевым фактором, определившим решение Honda о возвращении в Формулу 1, стали кардинальные изменения в техническом регламенте 2026 года. Новые правила предусматривают радикальную трансформацию силовых установок, которая идеально соответствует стратегическим целям японской корпорации.
«Одной из ключевых причин нашего решения принять новый вызов в Формуле 1 является то, что высшая форма гонок в мире стремится стать устойчивой гоночной серией, что соответствует направлению, в котором Honda движется к углеродной нейтральности», – заявил генеральный директор Honda Тошихиро Мибе.
Новый регламент предусматривает кардинальные изменения в архитектуре силовых установок. Доля электрической мощности возрастет с нынешних 20% до 50%, при этом мощность MGU-K увеличится с 120 кВт до 350 кВт. Одновременно будет исключена сложная и дорогостоящая система MGU-H, что существенно упростит конструкцию двигателей.
Использование 100% устойчивого топлива, полностью соответствует экологической стратегии Honda. Компания рассматривает участие в Формуле 1 как платформу для развития технологий электрификации, которые найдут применение в серийных электромобилях будущего.
Стратегическое партнерство с Aston Martin
Выбор Aston Martin в качестве партнера стал результатом тщательного анализа возможностей на рынке. После того как Red Bull выбрала путь независимого развития с Ford, Honda рассматривала несколько вариантов, включая предварительные переговоры с McLaren и Williams.
Британская команда Aston Martin представляла идеальную возможность для Honda получить статус заводского поставщика двигателей. Под руководством владельца Лоуренса Стролла команда инвестировала сотни миллионов долларов в модернизацию инфраструктуры, включая строительство нового технологического кампуса в Сильверстоуне площадью 37 000 квадратных метров.
«Honda — это глобальный гигант, и ее успехи в автоспорте давние и невероятно впечатляющие. Мы разделяем взаимное стремление, решимость и неустанные амбиции преуспеть на трассе», – подчеркнул Лоуренс Стролл при объявлении о партнерстве.
Соглашение предусматривает не только поставку силовых установок, но и тесную интеграцию разработки шасси и двигателя. Эксклюзивный характер партнерства означает, что Honda не будет поставлять моторы другим командам, что позволит сосредоточить все ресурсы на максимизации производительности для Aston Martin.
Роль Эдриана Ньюи в новом проекте
Привлечение легендарного конструктора Эдриана Ньюи из Red Bull Racing стало ключевым элементом стратегии Aston Martin по подготовке к 2026 году. 66-летний британский инженер, спроектировавший автомобили, выигравшие 12 титулов конструкторов и более 200 гонок, официально присоединился к команде в марте 2025 года.
«Эдриан — удивительная личность. У него есть большой опыт, но больше всего он любит находиться за чертежной доской, размышляя о дизайне гоночного автомобиля», – отметил руководитель команды Энди Коуэлл.
Ньюи полностью сосредоточен на разработке автомобиля 2026 года, игнорируя текущую машину AMR25. Его роль как управляющего технического партнера включает координацию работы с Honda, топливным поставщиком Aramco и производителем смазочных материалов Valvoline.
«Очень важно, что мы можем вести диалог с людьми, которые занимаются созданием шасси. Это дает нам ощутимое преимущество. Мы уже начали совместную работу над компоновкой двигателя, чтобы максимально эффективно встроить его в конструкцию машины 2026 года», – подчеркнул Кодзи Ватанабе.
Техническое сотрудничество и интеграция
Инженерное взаимодействие между Honda и Aston Martin развивается уже сейчас, за полтора года до начала официального партнерства. Ключевую роль в разработке силовой установки нового поколения играет Тецуши Цунода, директор моторного проекта HRC для Формулы 1.
«Aston Martin уже обратилась к нам с просьбами, связанными с увеличением конкурентоспособности. Работа велась уже много месяцев, поэтому дизайн силовой установки Honda очень хорошо сочетается с задней частью нашего монокока и передней частью нашей трансмиссии», – сообщил Энди Коуэлл.
Аппаратное обеспечение уже тестируется на базе Honda в Сакуре, а трансмиссия Aston Martin проходит испытания как в Сильверстоуне, так и на задней части силовой установки в Японии. Ежедневные встречи и регулярные совещания на высшем уровне обеспечивают координацию всех аспектов разработки.
Финансовые аспекты и бюджетные ограничения
Новый регламент Формулы 1 предусматривает введение отдельного бюджетного лимита для производителей силовых установок. С 2026 года этот лимит составит 130 миллионов долларов в год по сравнению с 95 миллионами в период 2022-2025 годов.
Для Honda это представляет значительное облегчение финансового бремени по сравнению с предыдущими программами. В период партнерства с McLaren (2015-2017) Honda несла полную стоимость разработки и дополнительно выплачивала команде около 100 миллионов долларов в год.
«Самым важным ключевым фактором для этого решения стало направление, в котором движутся новые правила 2026 года, ориентированные на углеродную нейтральность. Это направление совпало с тем, как наша компания движется в будущее», – объяснил Кодзи Ватанабе.
Партнерство с Aramco, крупнейшей нефтяной компанией мира и стратегическим партнером Aston Martin, также обеспечивает дополнительные финансовые ресурсы для проекта. Совместная работа по разработке устойчивых топлив и передовых материалов создает синергию между коммерческими и спортивными интересами.
Проблемы Red Bull и Ford: техническая неопределенность
Решение Honda о смене партнера выглядит еще более оправданным в свете сообщений о серьезных технических проблемах у Red Bull в разработке собственной силовой установки совместно с Ford. По данным испанского издания Motor.es, у команды возникли «серьезные проблемы с разработкой силовой установки на 2026 год».
«Все хорошо по отдельности с ДВС и с электрической системой, но найти эффективность при их совместной работе они не могут», – сообщают источники близкие к проекту. Эти технические сложности заставляют Red Bull рассматривать возможность использования силовых установок Honda в качестве резервного варианта.
Однако Кодзи Ватанабе категорически исключил такую возможность: «Нет, это невозможно. Даже если бы в Red Bull попросили нас это сделать, сейчас мы просто не уложимся в крайние сроки подготовки к сезону-2026. Так что нет, это невозможно».
Проблемы Red Bull подчеркивают сложность создания конкурентоспособной силовой установки с нуля, особенно учитывая кардинальные изменения в регламенте 2026 года. Как отметил президент HRC: «У нас проблемы, но мы стараемся изо всех сил, чтобы добиться результата в следующем году. Проблема в том, что все новое».
Влияние на состав пилотов и стратегические решения
Партнерство с Honda предоставляет Aston Martin не только техническое преимущество, но и влияние на формирование состава пилотов. Кодзи Ватанабе подтвердил, что Honda получит «право голоса» при выборе гонщиков для команды, аналогично тому, как это было с Red Bull.
«Что касается нас, мы продолжим высказывать свое мнение как Honda при выборе пилотов на 2026 год и далее. Очевидно, что команда имеет последнее слово в решении, какие гонщики присоединятся к команде, но ситуация будет такой же, как и с Red Bull», – заявил Ватанабе.
Это может открыть возможности для японского пилота Юки Цуноды, который в настоящее время выступает за Red Bull, но, вероятно, покинет систему австрийской команды после завершения сотрудничества с Honda. Поддержка Honda может стать решающим фактором в карьере японского гонщика.
Глобальные последствия для Формулы 1
Новое партнерство Honda и Aston Martin существенно изменяет расклад сил в Формуле 1 на период 2026 года и далее. К новому регламенту чемпионат подойдет с шестью производителями силовых установок: Mercedes, Ferrari, Renault, Red Bull-Ford, Audi и Honda.
Президент Формулы 1 Стефано Доменикали приветствовал решение Honda: «Это отличная новость для Формулы 1, что Honda станет партнером Aston Martin и производителем силовых агрегатов с 2026 года. Это еще одно свидетельство того, что наша глобальная платформа и рост обеспечивают брендам огромный потенциал».
Участие Honda также подтверждает правильность стратегического направления Формулы 1 на устойчивое развитие и электрификацию. Как отметил Доменикали, «наши планы по переходу на экологически чистые виды топлива в 2026 году являются правильным подходом, чтобы предложить автомобильному миру альтернативные решения для обезуглероживания планеты».
Историческая перспектива и будущие вызовы
Возвращение Honda в Формулу 1 в качестве заводского поставщика знаменует пятый период присутствия японской компании в «королевских гонках». Предыдущие эпохи принесли Honda 80 побед в гонках и шесть чемпионских титулов конструкторов, включая доминирование в конце 1980-х — начале 1990-х годов с Williams и McLaren.
«Honda — это компания, которая имеет историю роста, принимая вызовы и выигрывая гонки мирового класса», – подчеркнул Тошихиро Мибе. Новый регламент 2026 года требует именно тех компетенций, которыми традиционно сильна Honda: компактного, легкого и мощного электромотора с высокопроизводительной батареей и технологиями управления энергией.
Однако проект сталкивается с серьезными техническими вызовами. «Новый двигатель мощностью 355 кВт очень компактный, батарея должна стать легче, поэтому ее непросто разработать. В целом, силовая установка станет компактнее, но при этом должна обладать большой мощностью», – признал Кодзи Ватанабе.
Заключение: новая эра стратегических альянсов
Партнерство Honda и Aston Martin с 2026 года представляет собой образец нового типа стратегических альянсов в Формуле 1, где техническая интеграция, финансовая устойчивость и экологические цели сочетаются с традиционным стремлением к спортивным достижениям. Разрыв с Red Bull, несмотря на спортивные успехи, демонстрирует приоритет долгосрочной стратегии над краткосрочными результатами.
Успех нового партнерства будет зависеть от способности Honda адаптироваться к революционным изменениям в техническом регламенте, эффективности интеграции с командой Aston Martin под руководством Эдриана Ньюи и готовности обеих сторон к многолетним инвестициям в развитие технологий будущего. В условиях усиливающейся конкуренции между шестью производителями силовых установок результат этого партнерства может определить новый баланс сил в Формуле 1 на годы вперед.