Найти в Дзене
КВ-6 о технике

Ми-10 - "вертолёт на ходулях".

Так самолёты были, корабли, были танки и поезда тоже. Получается остались только вертолёты. И сегодня будет самый необычный. Буквально "летающий кран". 20 февраля 1958 года правительство СССР издало распоряжение для проектирования "летающего крана", на базе вертолёта Ми-6. По заданию вертолёт должен был поднимать и перевозить 12 тонн г рузов на расстояние 250 километров, и 15 тонн на меньшее расстояние. Позже задание дополнили, добавим требование к перевозке крылатых и баллистических ракет. По итогу конструкторы сохранили силовую установку и схему управления от Ми-6 но сделали фюзеляж более узким и низким. Первый прототип под именем В-10 был готов 15 июня 1960 года, и успешно испытывался, но в мае 1961 года сгорел из-за технической неисправности. 23 сентября 1961 года второй прототип установил рекорд грузоподъёмности в 15103 килограмма, на высоту 2200 метров. В последующие годы ВПК (Военно-Промышленный Комплекс) отказался от идеи возить ракеты вертолётами, и прооект был на грани зак
Оглавление

Так самолёты были, корабли, были танки и поезда тоже. Получается остались только вертолёты. И сегодня будет самый необычный. Буквально "летающий кран".

История создания

20 февраля 1958 года правительство СССР издало распоряжение для проектирования "летающего крана", на базе вертолёта Ми-6. По заданию вертолёт должен был поднимать и перевозить 12 тонн г рузов на расстояние 250 километров, и 15 тонн на меньшее расстояние.

Ми-6
Ми-6

Позже задание дополнили, добавим требование к перевозке крылатых и баллистических ракет.

По итогу конструкторы сохранили силовую установку и схему управления от Ми-6 но сделали фюзеляж более узким и низким.

Первый прототип под именем В-10 был готов 15 июня 1960 года, и успешно испытывался, но в мае 1961 года сгорел из-за технической неисправности. 23 сентября 1961 года второй прототип установил рекорд грузоподъёмности в 15103 килограмма, на высоту 2200 метров.

Ми-10 в работе
Ми-10 в работе

В последующие годы ВПК (Военно-Промышленный Комплекс) отказался от идеи возить ракеты вертолётами, и прооект был на грани закрытия. В итоге производство Ми-10 начатое в 1964 году составило всего 24 штуки. Широкое применение они не нашли из-за сложных гидрозахватов.

Затем была создана модификация Ми-10К, предназначенная для строительно-монтажных работ. Первый Ми-10К был готов в 1967 году и летал на авиашоу в Париже. Производство началось в 1975 году, и продолжилось ровно год. Всего было сделано 17 Ми-10К, и 4 были переделаны из Ми-10. Конструкторы отказались от гидрозахватов и внешней платформы, что уменьшило лобовое сопротивление, также было уменьшено шасси. И добавлена вторая кабина пилота снизу, вместо телекамер.

Ми-10К
Ми-10К

При помощи Ми-10К, были смонтированы конструкции Харьковской телебашни высотой 240,7 метров в 1981 году.

Харбковская телебашня
Харбковская телебашня

Также с их помощью монтировалась Якутская телебашня высотой 241 метр, смонтированная на вечной мерзлоте, в 1982 году.

Якутская телебашня
Якутская телебашня

В 2003 году был осуществлён монтаж 48-метрового шпиля на здание "Триумф-Палас".

Монтаж шпиля "Триумф-Палас" при помощи Ми-10К.
Монтаж шпиля "Триумф-Палас" при помощи Ми-10К.

Все вертолёты принадлежат компании UTair, и имела парк в 10 вертолётов, на данный момент все списаны, их восстановление невозможно из-за уникальных деталей, которым нет замены.

Конструкция

Мм-10 построен по классической схеме, сверху на фюзеляже расположен пятилопастной винт, и четырёхлопастной рулевой винт на хвосте. Силовая установка состоит из двух двигателей Д-25В. Шасси фирменное, имеют клиренс в 3,75 метра. Как раз для того чтобы крепить грузы на внешней платформе. Сами грузы крепятся при помощи гидрозахватных механизмов.

Внутри кабины находится салон на 28 человек, и груз весом до 3-х тонн. В подвесных баках и внутри салона находятся баки на 1250 литров топлива.