Представьте 1977 год: мир рока полон синтезаторов и перегруженных гитар, а швейцарский квартет Circus в студии Sinus (Берн) творит нечто странное, выдавая одни из самых сложных звуков за все 1970-е годы. При этом, инструментарий на "Movin' On" состоит почти исключительно из акустической гитары, духовых, вибрафона и перкуссии. Из "электрических" инструментов был только бас (гитара и педали)! Альбом представляет собой удивительный сплав экспериментов King Crimson и драматизма Van der Graaf Generator, но при этом вполне оригинальный.
- Роланд Фрай (Roland Frei) / вокал, акустическая гитара, тенор-саксофон
- Андреас Гридер (Andreas Grieder) / флейты, альт-саксофон, тамбурин, бэк-вокал
- Марко Черлетти (Marco Cerletti) / бас-гитара, бас-педали, 12-струнная акустическая гитара, бэк-вокал
- Фриц Хаузер (Fritz Hauser) / ударные и перкуссия, вибрафон
Открывающая сторона ''Movin' On'' – словно волшебное путешествие. Четыре трека переходят один в другой, как главы сказки.
1."The Bandsman" (4:25) - звуковой портал в уникальную вселенную группы. Композиция задает тон всему альбому, сочетая фолковую нежность с джазовой изощренностью и прогрессивной дерзостью. Название можно перевести как "Музыкант", это фигура странствующего менестреля, чья музыка соединяет миры: природу и урбанизм, меланхолию и радость. Смысл песни можно интерпретировать как аллегорию пути артиста. В рецензиях подчёркивается "слегка акцентированный вокал" Фрая, усиливающий ощущение театральности, будто герой разыгрывает притчу перед слушателем. Флейта Андреаса Гридера становится проводником в средневековый лес - её пасторальные мелодии вызывают ассоциации с Jethro Tull, но без прямого подражания. Звук то нежен, то стремителен, словно полёт над фантастическими пейзажами. Саксофон Роланда Фрая вплетает джазовую изысканность. Его диалог с флейтой напоминает Gentle Giant, особенно в резких контрастах между плавными фолковыми пассажами и резкими джазовыми импровизациями. Бас Марко Черлетти - скрытый мотор композиции.
2. "Laughter Lane" (4:11) - всего за четыре минуты песня сплетает меланхолию, ярость и техническую виртуозность в гипнотический узор. Основу магии "Laughter Lane" создает уникальный диалог инструментов: вибрафон Фрица Хаузера не просто аккомпанемент, а главный рассказчик. Его партии льются "серебряным дождем", то переходя в джазовые пассажи, то обретая почти механическую точность. Как отмечали критики, это "один из красивейших вибрафонов со времен Дэйва Гринслейда в Colosseum", холодный, мерцающий, гипнотический. Флейта Андреаса Гридера вплетает пасторальную нежность, создавая ощущение "прогулки по лесу", но этот лес быстро сгущается тенями. Ее диалог с саксофоном Роланда Фрая (напоминающий Gentle Giant) придает композиции эклектичную глубину. Ритм-секция Марко Черлетти (бас, 12-струнная гитара) становится мотором песни. Его басовая линия, "энергичная, веселая, прыгучая" отсылает к Крису Сквайру из Yes, но звучит плотнее, создавая нервную пульсацию. Вокал в "Laughter Lane" - отдельный шедевр. Фрай поет с интонациями Питера Хэммилла (Van der Graaf Generator), но без его надрыва, вместо этого в голосе слышна ирония. Текст трактуется как размышление об иллюзорности веселья, "переулок смеха" становится ловушкой. Фрай балансирует между декламацией и пением, усиливая театральность.
3. Loveless Time (5:32) - размышление о тоске и эмоциональной опустошённости. Фрай поёт с ироничной горечью, превращая личную драму в универсальную притчу: за "переулком смеха" следует "время без любви" - намёк на цикличность человеческих переживаний.
4. Dawn (7:51) - композиция открывается звуками животных, криками птиц и шелестом листьев, создавая иллюзию рассвета в лесу. Это эмбиентное вступление погружает в медитативную атмосферу, напоминающую ранние эксперименты Pink Floyd или Can, но с уникальной "швейцарской" сдержанностью. Гипнотический басовый риф мерцает на фоне жутковатого, но завораживающего звучания, где вибрафон Хаузера вызывает прямые ассоциации с "Lark's Tongues In Aspic" King Crimson. Это эклектичная, психоделическая инструментальная прогулка с фантастической игрой на басу, где саксофон и барабаны создают сложную, интригующую текстуру, плавно подводя к главному событию на альбоме. Композиция служит своеобразным мостом между камерной меланхолией предыдущих треков и 22-минутным эпиком заглавной сюиты.
5. Movin' On (22:23) занимает всю вторую сторону винила. Грандиозное путешествие, поставленное в один ряд с величайшими эпическими полотнами прогрессивного рока. Оно начинается с напряженного, почти авангардного диалога инструментов: завораживающая "таинственная" флейта Андреаса Гридера, вибрафон Хаузера, мощный бас и барабаны создают особую атмосферу, мрачную, насыщенную, полную тайны. Ритм-секция Черлетти (бас, бас-педали, 12-струнная гитара) создает сложную "тектоническую" основу. Песня разворачивается вместе с вокалом Фрая, окутанным этой же тайной. Драматические аранжировки взрываются джаз-роковыми кульминациями, где флейта и вибрафон ведут гипнотический диалог, а затем сменяются нежными, клаустрофобно-медленными текстурами. Это насыщенный, полностью завораживающий шедевр с удивительной динамикой и сложностью. Каждый момент впечатляет богатством аранжировок и текстур: саксофоны вплетаются, атмосфера сгущается, мастерство мультиинструменталистов рождает уникальное кентерберийское звучание.
Послушать и скачать альбом в Hi-Res Audio, Flac 24/96, можно на моём канале в Telegram: https://t.me/Prog_rock_rarities/1253
Уникальная звуковая вселенная альбома ''Movin' On'' была заключена в культовый гейтфолд-конверт от Кристиана Хюгина (фотографии Стефана Венгера, лейбл Zytglogge с синей этикеткой, Zytglogge – zyt 211). "Movin' On" стал квинтэссенцией смелости Circus, принес им заслуженное международное признание и навсегда остался памятником тому, как безграничное воображение и виртуозность рождают истинный прогрессивный рок - мощный, уникальный и вневременной.
Ещё о группе Circus (CH) вы можете прочитать у меня здесь:
''Fearless Tearless And Even Less'',1980
Все новые статьи на моем канале в Телеграм: https://t.me/Prog_rock_rarities Там же можно и послушать альбомы, о которых идёт речь.