Найти в Дзене

Стивен Кинг о 78-й премии «Оскар» (2006)

Знаю, о чём вы думаете: ещё одна колонка про нынешние «Оскары» вам нужна примерно так же, как Дику Чейни ещё пара шуток про охоту на перепелов в Техасе. Но потерпите: это ведь единственный разбор «Оскара», который вы прочтёте у человека, включившего «Изгнанных Дьяволом» в десятку лучших фильмов 2005 года. К тому же в этот раз я угадал большинство победителей в главных номинациях, хотя, признаюсь, были и сюрпризы — рэп-группа получает приз за лучшую песню? Серьёзно? Не знаю, пытались ли академики показать своим детям (ладно, внукам), что они ещё «в теме», но выступление и бурная радость Three 6 Mafia зажгли вечер. А «чистая» версия их номера тоже прошла на ура; мои старые уши уловили всего одно запикивание на ABC. Я считаю, что Джон Стюарт справился хорошо. Негативные рецензии на его выступление, как по мне, объясняются тем, что за последние 10–15 лет ведущие менялись так часто, что зрителю трудно привыкнуть к новому лицу. А вообще вести церемонию вручения «Оскара» — дело неблагодарное.

Знаю, о чём вы думаете: ещё одна колонка про нынешние «Оскары» вам нужна примерно так же, как Дику Чейни ещё пара шуток про охоту на перепелов в Техасе. Но потерпите: это ведь единственный разбор «Оскара», который вы прочтёте у человека, включившего «Изгнанных Дьяволом» в десятку лучших фильмов 2005 года. К тому же в этот раз я угадал большинство победителей в главных номинациях, хотя, признаюсь, были и сюрпризы — рэп-группа получает приз за лучшую песню? Серьёзно? Не знаю, пытались ли академики показать своим детям (ладно, внукам), что они ещё «в теме», но выступление и бурная радость Three 6 Mafia зажгли вечер. А «чистая» версия их номера тоже прошла на ура; мои старые уши уловили всего одно запикивание на ABC.

Я считаю, что Джон Стюарт справился хорошо. Негативные рецензии на его выступление, как по мне, объясняются тем, что за последние 10–15 лет ведущие менялись так часто, что зрителю трудно привыкнуть к новому лицу. А вообще вести церемонию вручения «Оскара» — дело неблагодарное. Почти как быть уборщиком во фраке: выводишь таланты с шуткой и взмахом руки, а потом убираешь их обратно после речи и вскрытия конверта. Мне показалось, что Стюарт был добродушнее, чем Крис Рок, и, честно говоря, монтаж про «гей-ковбоев» был отличным.

Что понравилось больше всего в нынешнем шоу — так это то, что тяжеловесные и почти всегда не смешные перепалки между ведущими были практически убраны. Отлично! Отлично! Что до самого ведущего — может оказаться, что и эта часть церемонии не обязательна, так же как и утомительные шутки на сцене. Если Академия не сможет оставить Джона Стюарта на долгую перспективу (а он достаточно умен и талантлив, чтобы сделать этот пост своим), я бы с удовольствием посмотрел вариант «без ведущего». Хотя бы это могло сократить шоу до трёх часов.

Но вернёмся к моим ставкам: я изначально считал, что Горбатая Гора не возьмёт ничего крупного, кроме сценария-адаптации, который должны были вручить Ларри МакМёртри (так и вышло — и он имел наглость прийти в джинсах). Говорили, что Горбатая Гора— прорыв, но это чепуха. Поиск пародий на фильм в Google убеждает любого в том, что американская поп-культура собирается протолкнуть эту страстную, благие намерения имеющую и качественно сделанную картину, как почечный камень. А как культура избавляется от того, что не может переварить? Легко. Высмеивает до упора.

Можно сказать, что Голливуд уже проходил через это, когда в 1970-м наградил Полуночного Ковбоя, но это тоже неправда — Полуночны Ковбой рассказывает о выдуманном ковбое (Джон Войт), который становится жиголо, чтобы прокормить себя и больного дружка (Дастин Хоффман). Кульминация фильма — когда Джо Бак (Войт) жестоко избивает безобидного гомосексуала. Ковбой— это качественно сделанная мужская драма о дружбе. За это он и получил «Оскар» за лучший фильм. Горбатая гора же о вечной любви и сильнейшем сексуальном влечении между двумя мужчинами. Академия, которая в основе своей консервативна, как нынешняя Палата представителей США, дала Энгу Ли одну статуэтку (что меня удивило), команде МакМёртри и Дианы Оссана — другую… и, бросив эти кости, перешла к следующему.

К Столкновению, конечно.

-2

Столкновение был идеальной альтернативой, и я, кхм, с самого начала считал, что он возьмёт лучший фильм. Это именно тот тип картины, который голливудский истеблишмент любит больше всего и всегда поддержит, если будет возможность: где вся «глубина» на поверхности, а проблематика могла бы идти со штампом «ХОРОШО ДЛЯ 2 КУСОЧКОВ ПИЦЦЫ ПОСЛЕ СЕАНСА (ИЛИ) 1 ВЕЧЕРИНКИ». Столкновение говорит: у нас есть большие проблемы. Столкновение говорит: у нас есть беды. Этот современный урбанизм — сущая головная боль. Люди всё время «врезаются» друг в друга (тяжёлый символизм, надень каску). Но в финале — и это то, что академикам нравится больше всего — мы все можем жить дружно, если очень-очень постараемся! Почти ждёшь, что в титрах зазвучит «Why Can’t We Be Friends?».

И знаете, пока я не перечитал последний абзац, не понял, насколько же я озлобился на весь этот процесс. Потому что мне Столкновение понравился. Да. Я верю, что люди могут поладить, если постараются, что совпадения в огромном потоке городской жизни случаются, и люди порой меняются. Это достойная точка зрения, приличная тема, и Пол Хэггис сделал из неё максимум. Но был ли это лучший фильм года? Боже упаси, нет. Горбатая Гора был лучше. Капоте был лучше. Кальмар и Кит тоже.

Но ладно, хватит. Огни в Kodak Theatre погашены до следующего года. Сцену разобрали. Академия снова отправила то же успокоительное послание, которое почти всегда отправляет: всё хорошо, всё в порядке, победил правильный фильм — хороший фильм, а не гей-фильм. Засыпайте спокойно. В следующем году всё повторим.