Найти в Дзене
ZakonGuru

Спина ноет, билет в купе на верхнюю полку. Думала, попрошу поменяться — войдут в положение. А стала звездой скандала и деградации...

Оглавление
Половина поезда обсуждает, как я «мошенничаю»
Половина поезда обсуждает, как я «мошенничаю»

«У меня болит спина. Реально болит. Мой позвоночник хрустит, как старые половицы. А ещё я езжу на поездах. Не часто, но с какой-то регулярностью. И всегда беру верхнюю полку. Да, подниматься туда мне тяжело, но верх сильно дешевле, для меня это существенная экономия.

Руководствуюсь нехитрой логикой — куплю подешевле, всё одно уступят. То есть я пользуюсь своим недугом как бонусом к своей схеме экономии. Как-то всегда срабатывало», — пишет мне одна из читательниц.

А дальше рассказывает, как в один миг оказалась под «перекрёстным огнём» всего купе:

«Но в крайний раз что-то пошло не так. Подхожу к своему соседу по нижней полке — мужчина приятный, лет сорока, в очках. Начинаю традиционный танец с бубнами про больную спину и женскую немощь.

А он мне выдаёт:

— Не буду меняться. Равноправие, мадам. А ещё я во сне ворочаюсь активно и навернуться сверху в мои планы не входит. Билет у вас на верхнее место — там и спите. Если не можете залезть наверх, надо было думать при покупке.

Тут подключилась тётка с соседней полки. Высказалась в том духе, что таких, как я, развелось, — покупают дешёвые билеты, а потом права качают.

Дедуля добавил про трактористок, которые в его время горы сворачивали, а тут — на полочку подняться проблема.

В общем, все приняли участие в обсуждении моих жизненных принципов. Я стала живым примером деградации современного общества. Оказывается, существует целый класс пассажиров-паразитов, которые специально экономят на билетах, рассчитывая на чужую доброту.

Сижу теперь на своей верхней полке, как Рапунцель в башне, только без принца и с радикулитом. Ноги болтаются в воздухе, спина ноет.

Самое поганое — они все ведь правы. Но...

Какое они имели право выносить это на всеобщее обсуждение? Я что, на митинге выступала? Или в суде общественном подсудимой была?

Обычная просьба о смене мест превратилась в публичный разбор полётов моей личности. Половина вагона уже знает подробности о моём позвоночнике и жизненной стратегии. Чувствую себя героиней реалити-шоу.

Может, мне теперь пожаловаться за публичное унижение и создание нездоровой атмосферы в вагоне? И скажите мне честно, могут ли мне отказать в обмене местами? Я что, обязана спать под потолком, как летучая мышь, только потому, что попыталась сэкономить? Или всё-таки есть какие-то права у больных людей в нашей стране?»

А судьи кто? Или почему сосед был прав

Сразу скажу: отказавшийся от обмена сосед был полностью в своём праве. Дело в том, что действующие Правила перевозки пассажиров (по приказу Минтранса России №352 от 2022 года) предусматривают следующее (п. 92):

  1. Каждый пассажир обязан ехать на месте, которое указано в его проездных документах.
  2. Пересесть на другое место можно при условии, что на него куплен билет. При желании и наличии свободных мест это можно сделать прямо во время поездки.

При этом обмен хотя и не предусмотрен Правилами, но прямо не запрещён. Однако принудить к нему нельзя — только договориться с пассажиром на другой полке.

Собственно, те же самые правила действовали и ранее. В новые Правила был добавлен лишь п. 93: пассажир с верхней полки три раза в день может сесть внизу — на завтрак, обед и ужин. В остальное время хозяин нижней полки вправе не пускать никого на своё место.

🔥 Мой Telegram-канал «Юрист по семейным делам». Там больше – и дел, и решений, и живых разговоров. Присоединяйтесь! Поговорим, разберём ваши ситуации.

К сожалению, нет специальных льгот для больных пассажиров, которые позволяли бы им произвольно занимать места. Помощь предусмотрена только для маломобильных пассажиров. Им могут выделять отдельные места или специальные вагоны, но:

  • это касается лишь тех, кто уже имеет инвалидность;
  • услуга даже у крупнейшего перевозчика России, РЖД, предоставляется по состоянию на 2025 год не везде — слишком много у нас в стране вокзалов и поездов;
  • в любом случае специализированное место для инвалида надо заказывать заранее.

Когда разговор превращается в публичный суд

Ну а теперь — по вопросу того, что читательница оказалась в центре внимания всех соседей по вагону.

Искренне сочувствуя ей, могу сказать только одно: это ненаказуемо. До тех пор, пока такое обсуждение не перерастает в оскорбления, — поводов для жалоб, увы, нет. Если бы речь шла о нецензурной брани, унижении чести и достоинства — да, был бы повод для применения ст. 5.61 КоАП РФ со штрафами для виновных.

Но, насколько можно судить по рассказу, речь шла лишь об обычном разговоре, пусть и неприятным для «предмета обсуждения».

Другое дело, что ситуация в вагоне действительно стала нездоровой и токсичной — и здесь уже можно было требовать вмешательства проводника. Должностные инструкции, утверждённые РЖД и другими компаниями-перевозчиками, предусматривают среди прочих обязанностей и урегулирование конфликтов между пассажирами.

Другое дело, что тут тоже возникает коллизия: является ли подобный разговор конфликтом?

В двух словах

Больная спина — не пропуск на нижнюю полку. Меняться никто не обязан, это дело добровольное.

А публичное обсуждение чужих лайфхаков по экономии тоже не нарушает закон — до тех пор, пока не переходит в прямые оскорбления.