Музей Барберини — художественный музей в центре Потсдама. Он
расположен в реконструированном дворце Барберини в стиле классицизма и
барокко, архитектурным образцом и тезкой которого является Палаццо
Барберини в Риме. Тематика выставки варьируется от старых мастеров до
современного искусства с акцентом на импрессионизм.
» Импрессионизм в России: Рассвет Авангарда.»
С 28 августа 2021
года по 9 января 2022 года выставка в музее Барберини посвящена пока еще
малоизученному восприятию французской световой живописи в России и
демонстрирует интернациональность визуального языка около 1900 года с
помощью более 80 работ — от Ильи Репина до Казимира Малевича.
Живопись под
открытым небом, вдохновленная импрессионизмом, преобразила русское
искусство и популяризировала тему пейзажа. Репин, Василий Поленов и их
ученики Коровин и Серов исследовали природу Подмосковья и путешествовали
по просторам севера. Живопись на пленэре и отрывочная манера
познакомили художников с мотивами жизнерадостности, оторвавшимися от
экзистенциальных тем русского искусства.
Илья Ефимович Репин – На меже, 1879
Константин Коровин — Ночь в Париже
Как ведущий
европейский художественный мегаполис, Париж привлекал художников из
Московской и Санкт-Петербургской академий с 1860-х годов. Занимаясь
импрессионистической живописью современной жизни, они освободились от
правил академического реализма в России. Встреча с французской живописью
вдохновила таких художников, как Илья Репин, Константин Коровин и
Валентин Серов, изображать, помимо впечатления настоящего, моменты
чувственного современного мира, обращенного к жизни. Электрический свет,
витрины магазинов и архитектура современных бульваров предложили им
мотивы, с которыми они столкнулись с большой живописной свободой.
Константин Коровин — Париж. Кафе де ла Пэ
В начале 20 века
второе поколение русских художников в Париже познакомилось с
постимпрессионизмом и фовизмом, формой живописи, которая
экспериментировала с яркими чистыми цветами.
Игорь Грабарь — Луч солнца, 1901
Игорь Грабарь — Угасающий день, 1904
Абрам Ефимович Архипов – Гости, 1914
Казимир Малевич — Сёстры, 1930
Константин Коровин — На террасе. За чаем, 1916 год
Беззаботность
современного досуга на даче художники запечатлели в залитых светом
импрессионистических интерьерах. Изучение света в интерьерах и на
предметах натюрморта привело к высокой оценке этих жанров, которым в
Московской академии не уделялось должного внимания. С другой стороны, в
портретах и семейных картинах русские художники объединили
непосредственность с психологической интерпретацией, чтобы создать свою
разновидность импрессионизма. Вопросы национальной идентичности играли
такую же роль, как и отношение к реалистической традиции в живописи.
Наталья Гончарова — Аэроплан над поездом, 1913
Пейзажная живопись
стала первым полем экспериментов для таких художников, как Михаил
Ларионов, Наталья Гончарова и Казимир Малевич. Они считали себя
импрессионистами до того, как после 1910 года основали русский авангард с
выразительным лучизмом и непредставительным супрематизмом. В
освобожденном цвете художники нашли энергию, символизирующую динамизм и
обновление новой эпохи. Наблюдение импрессионистов трансформировалось в
кубизм и футуристическую планаризацию и абсолютизировалось в серии
Малевича «Белое на белом» как светосодержащее ничто.
Казимир Малевич — Супрематизм (звуковые волны), 1918
Станислав Жуковский — Пасхальный натюрморт, 1915
Валентин Серов — Петр I в Монплезире, 1904
Импрессионизм. Коллекция Хассо Платтнера (Hasso Plattner).
Клод Моне (фр. Claude Monet) — Уголок сада в Монжероне, 1876 (уменьшенный вариант-эскиз картины)
Гюстав Кайботт (фр. Gustave Caillebotte) — Пара на прогулке, 1881
Пабло Пикассо (Pablo Picasso) — Бульвар Клиши (Boulevard de Clichy), 1901
Клод Моне — Аржантее ближе к вечеру (Argenteuil, fin d’après-midi), 1872
Поль Синьяк (фр. Paul Signac) — Клипер, 1887
Клод Моне — Осень в Жефосс, 1884
Анри-Эдмон Кросс (фр. Henri Edmond Cross)- Пляж в Сен-Клере, 1896
Поль Синьяк — Порт-ан-Бессен, 1883
Клод Моне — Петитес-Даллес во время отлива, 1884
Клод Моне — Авальские скалы, 1885
Андре Дерен (фр. André Derain) — Пейзаж возле Кассиса, 1907/1908
Морис де Вламинк (фр. Maurice de Vlaminck) — Пейзаж с красными крышами
Морис де Вламинк — Лес, 1914–1918
Клод Моне — Край обрыва в Поурвилле, 1882
Клод Моне — Бордигера, Италия, 1884
Клод Моне — Палаццо Контарини, 1908
Клод Моне — Дворец дожей, 1908
Поль Синьяк — Поль Синьяк — Гавань на закате, 1892, 1892
Клод Моне — Антиб, форт, 1888
Клод Моне — Заснеженный стог сена на солнце, 1891
«Стога» — серия картин французского художника-импрессиониста Клода
Моне, созданная в 1888—1891 годах. Всего в серии им была написана 31
картина. wiki
Клод Моне — Стога, 1890
Жакоб Абраам Камиль Писсарро (фр. Jacob Abraham Camille Pissarro) — Вид сада и курятника у Октава Мирбо, 1892
Клод Моне — Лилии, 1914–1917
Клод Моне — Пруд с лилиями, 1918
Клод Моне — Сад в Ветёй, 1881
Клод Моне — Натюрморт с испанской дыней, 1879
Эжен-Луи Буден (фр. Eugène-Louis Boudin) — Гавр. Гавань на закате, 1882
Поль Синьяк — Мельница в Эдаме, 1896
Клод Моне — Пшеничное поле, 1881
Клод Моне — Тополя в Живерни, 1887
Рауль Дюфи (фр. Raoul Dufy) — Пшеничное поле в Нормандии, 1935
Во дворе музея — «Шаг века» — бронзовая скульптура, созданная Вольфгангом Маттейером в 1984 году.