Премьера художественного фильма Динары Асановой «Ключ без права передачи» состоялась 10 мая 1977 года. Картина создана по пьесе Георгия Полонского «Драма из-за лирики». Фильм получил широкое признание зрителей и был удостоен престижных наград.
Часто бывает так, что имена членов съёмочной группы остаются неизвестными широкой публике. Однако работа художника Владимира Светозарова сохранилась в каждом кадре фильма. В те времена плёнка существенно уступала по качеству цифровому формату, но даже в этих технических ограничениях проявлялось мастерство художника. Я подобрала несколько, на мой взгляд, особенно интересных композиций для иллюстрации этой статьи.
Художник Анатолий Горенков создал афишу в характерном для 1970-х годов художественном стиле. Тогда в искусстве наблюдался подъём интереса к графическому наследию эпохи конструктивизма 1920-х годов. Композиция плаката отражает внутреннюю пружину драматично выстроенной сцены. Выразительный коллаж из фотографии, портретного изображения и надписи передаёт главную идею фильма — дверь в мир искренней дружбы между десятиклассниками и учителем может открыть только ключ доверия.
В центре повествования — история ленинградской школы, куда приходит новый директор. Ему предстоит найти общий язык с учениками и педагогами, в частности с учительницей литературы Мариной Максимовной и 10 «Б» классом.
Взаимоотношения молодой учительницы со старшими коллегами складываются непросто. Главный конфликт разворачивается на фоне различия в понимании педагогического процесса между представителями разных поколений учителей.
Картина показывает немного идеализированную, но очень живую историю о взаимоотношениях подростков и взрослых. В диалогах персонажей раскрывается главная тема фильма — стремление быть услышанными.
Вечные проблемы поколений не теряют своей остроты и в наши дни. Поиск себя и своего места в обществе, конфликты с родителями, сложности во взаимоотношениях со сверстниками — эти темы откликаются в сердцах современных семнадцатилетних подростков и их родителей.
Художественный фильм «Ключ без права передачи» — один из ярких представителей киноискусства СССР 70-х годов, где романтичные образы средневековой эстетики воплощаются в юных длинноволосых девушках, а также в преданных им бесстрашных рыцарях и свободных поэтах.
Фильм покорил сердца многих зрителей и по праву считается культовым. Позвольте представить вам пять самых убедительных причин, которые, на мой взгляд, делают его особенным:
...Давайте горевать и плакать откровенно
То вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не нужно придавать значения злословью —
Поскольку грусть всегда соседствует с любовью...
Из стихотворения Булата Окуджавы, написанного для фильма «Ключ без права передачи
1. Фильм о любви
В фильме «Ключ без права передачи» влюблены все. Действиями каждого персонажа , движет любовь: к своему делу, к идее, к детям, к избранникам, к справедливости, к поэзии, к друзьям, к наставничеству.
Любовь к людям раскрывается как важнейшее качество настоящего педагога, способного изменить жизнь своих учеников. Умение слушать — одно из главных качеств Марины Максимовны. Она создаёт атмосферу доверия, где каждый ученик может поделиться своими переживаниями, сомнениями и мечтами. Её внимание к проблемам подростков, готовность понять их внутренний мир вызывают искреннее уважение и привязанность.
Юношеская любовь показана в фильме со всей непосредственностью и наивностью первого увлечения. Школьная романтика переплетается с процессом взросления, поиска себя и своего места в мире.
Параллельно развивается сюжетная линия взаимоотношений между родителями и детьми-подростками. Родительская любовь выражается не только в заботе о материальном благополучии, но и поиске в душевной близости, понимании и поддержке.
2. Эстетика 70-х
Фильм погружает зрителя в атмосферу Ленинграда 70-х годов. Сегодня многие вспоминают это время с ностальгией как эпоху стабильности, другие называют этот период не иначе как режим «застоя».
Режиссёр Динара Асанова создала удивительно достоверную картину повседневной жизни 1970-х годов. Каждая мелочь в кадре работает на создание целостной картины, позволяя зрителю увидеть, как жили, одевались и самовыражались люди того времени.
Замечательная работа художника фильма Владимира Светозарова создает целостный художественный образ героев и психологическую глубину истории.
Операторская работа Дмитрия Долинина и Юрия Векслера мастерски передаёт настроение времени. Естественное освещение, сдержанный колорит школьных интерьеров, уютные кадры городских пейзажей создают особую достоверность происходящего на экране.
Зимний Ленинград становится холодной декорацией драматических событий. Умиротворенные загородные виды контрастируют с психологическим состоянием героев, их внутренними конфликтами и тревожными душевными состояниями.
3.Поэтическая атмосфера
Лейтмотивом картины становится проникновенная песня на стихи Булата Окуджавы, которая отражает главную идею фильма:
Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не стоит опасаться…
Эти строки становятся своеобразным девизом 10 «Б» класса.
Одной из самых пронзительных сцен фильма становится поэтическая встреча в день 139-й годовщины со дня гибели поэта у дома Пушкина на Мойке. Первоначально в сценарии этого эпизода ее было, он был добавлен в фильм по инициативе режиссёра Динары Асановой. Благодаря этому чтение стихов в авторском исполнении Б.Окуджавы, Д. Самойлова, М. Дудина, Б. Ахмадулиной у памятника А. С. Пушкину сохранилось для потомков. Поэзия в фильме выступает как высшее проявление человечности, способное преодолеть любые барьеры и соединить разные поколения.
У дома Пушкина на Мойке Булат Окуджава читает своё стихотворение «Счастливчик»:
Александру Сергеичу хорошо!
Ему прекрасно!
Гудит мельничное колесо,
боль угасла,
баба щурится из избы,
в небе — жаворонки,
только десять минут езды
до ближней ярмарки...
Давид Самойлов читает стихотворение «Болдинская осень»:
...Какая мудрость в каждом сочлененье
Согласной с гласной! Есть ли в том корысть!
И кто придумал это сочиненье!
Какая это радость — перья грызть!
Быть, хоть ненадолго, с собой в согласье
И поражаться своему уму!
Кому б прочесть — Анисье иль Настасье?
Ей-богу, Пушкин, все равно кому!
И за полночь пиши, и спи за полдень,
И будь счастлив, и бормочи во сне!
Благодаренье богу — ты свободен —
В России, в Болдине, в карантине…
Поэт Михаил Дудин «В кругу земных столпотворений…»
В тоске земных столпотворений, в извечной сменности систем.
Живёт недолго добрый гений, себя раздаривая всем.
И в этой беспощадной трате остановить его нельзя.
Он держит целый мир в охвате, по дебрям опыта скользя.
Когда же смерть уводит в небыль его от мировых затей, возможностей.
Слепое небо — обозначается светлей.
Земля становится богаче одной вершиной в этот миг.
Тем паче, что он — для нас её достиг.
Мы знаем это иль не знаем, хотим того иль не хотим,
Но он никем не заменяем и навсегда необходим.
Белла Ахмадулина выступает со стихотворением «Дачный роман»:
...Я влюблена, она любима,
вот вам сюжета грозный крен.
Ах, я не зря ее ловила
на робком сходстве с Анной Керн!
В час грустных наших посиделок
твержу ему: - Тебя злодей
убил! Ты заново содеян
из жизни, из любви моей!
Коль ты таков - во мглу веков
назад сошлю!
Не отвечает
и думает: - Она стихов
не пишет часом? - и скучает.
Вот так, столетия подряд,
все влюблены мы невпопад,
и странствуют, не совпадая,
два сердца, сирых две ладьи,
ямб ненасытный услаждая
великой горечью любви.
4. Многогранность образов и тонкий психологизм
Фильм «Ключ без права передачи» — глубокое психологическое исследование взаимоотношений в различных коллективах: в классе, в семье, в учительской. Картина поднимает вечные вопросы педагогики и психологии, актуальность которых не теряется до сих пор.
Марина Максимовна предстаёт как натура противоречивая и цельная одновременно. Её идеализм соседствует с максимализмом, а стремление к новаторству с непоколебимой верой в своё призвание. Она живёт своей работой, растворяется в ней, забывая о личной жизни.
Подростки в фильме — живые, страдающие души, ищущие себя в бурном потоке жизни. Они жаждут признания, стремятся к самостоятельности, конфликтуют с родителями и обществом, пытаясь найти своё место под солнцем.
Директор школы становится голосом разума в конфликте поколений. Бывший кадровый военный, он поначалу производит впечатление строгого и консервативного руководителя. Офицерская прямота и человеческая мудрость помогают новому директору школы раскрыть истинную суть происходящего. Он учит главному — умению быть снисходительным, понимать других, не теряя при этом профессиональной этики.
5. Актёрский состав
Блестящая игра актёров в фильме «Ключ без права передачи» заслуживает особого внимания. Талантливой игра молодых актёров в фильме создала достоверный портрет советской школы 70-х годов.
Харизма Елены Прокловой в образе Марины Максимовны помогает создать образ учителя, который одновременно вызывает симпатию и недоумение, понимание и осуждение. Талантливая интерпретация роли молодой учительницы стала одним из ярких достижений актрисы. В её исполнении Марина Максимовна предстаёт перед зрителем как сложный, многогранный персонаж. Благодаря игре Елены Прокловой персонаж Марины Максимовны стал одним из самых запоминающихся образов в советском кинематографе о школе и педагогике.
Кирилл Алексеевич — новый директор школы в исполнении Алексея Петренко предстаёт перед зрителем как человек непростой судьбы и глубоких убеждений.
Учитель химии Эмма Павловна — яркий второстепенный персонаж в исполнении Лидии Федосеевой-Шукшиной. Её образ становится важным элементом в раскрытии основного конфликта фильма. Кинокритики отмечали неожиданную глубину этого персонажа, который своей узостью взглядов и неспособностью принять новое провоцирует развитие основного конфликта фильма. Роль Лидии Федосеевой-Шукшиной добавляет картине дополнительную драматургическую напряжённость.
Зиновий Гердт воплотил на экране образ Олега Григорьевича, учителя физики. Гердт обладал редким даром создавать запоминающиеся образы. И в этой маленькой роли теплота и человечность его игры представляет в небольшой роли целое поколение учителей - фронтовиков.
Екатерина Васильева исполняет роль Клавдии Петровны — матери ученицы Юли Баюшкиной. Её персонаж становится важным участником основного конфликта фильма.
Каждый персонаж, будь то учитель, ученик или второстепенный герой, становится в фильме «Ключ без права передачи» живым, узнаваемым человеком.
Приятного просмотра!