Найти в Дзене

«Ключ без права передачи». 5 причин влюбиться в советский фильм о школе

Премьера художественного фильма Динары Асановой «Ключ без права передачи» состоялась 10 мая 1977 года. Картина создана по пьесе Георгия Полонского «Драма из-за лирики». Фильм получил широкое признание зрителей и был удостоен престижных наград. Часто бывает так, что имена членов съёмочной группы остаются неизвестными широкой публике. Однако работа художника Владимира Светозарова сохранилась в каждом кадре фильма. В те времена плёнка существенно уступала по качеству цифровому формату, но даже в этих технических ограничениях проявлялось мастерство художника. Я подобрала несколько, на мой взгляд, особенно интересных композиций для иллюстрации этой статьи. Художник Анатолий Горенков создал афишу в характерном для 1970-х годов художественном стиле. Тогда в искусстве наблюдался подъём интереса к графическому наследию эпохи конструктивизма 1920-х годов. Композиция плаката отражает внутреннюю пружину драматично выстроенной сцены. Выразительный коллаж из фотографии, портретного изображения и на
Оглавление

Премьера художественного фильма Динары Асановой «Ключ без права передачи» состоялась 10 мая 1977 года. Картина создана по пьесе Георгия Полонского «Драма из-за лирики». Фильм получил широкое признание зрителей и был удостоен престижных наград.

Часто бывает так, что имена членов съёмочной группы остаются неизвестными широкой публике. Однако работа художника Владимира Светозарова сохранилась в каждом кадре фильма. В те времена плёнка существенно уступала по качеству цифровому формату, но даже в этих технических ограничениях проявлялось мастерство художника. Я подобрала несколько, на мой взгляд, особенно интересных композиций для иллюстрации этой статьи.

Анатолий Горенков. Плакат к фильму «Ключ без права передачи»
Анатолий Горенков. Плакат к фильму «Ключ без права передачи»

Художник Анатолий Горенков создал афишу в характерном для 1970-х годов художественном стиле. Тогда в искусстве наблюдался подъём интереса к графическому наследию эпохи конструктивизма 1920-х годов. Композиция плаката отражает внутреннюю пружину драматично выстроенной сцены. Выразительный коллаж из фотографии, портретного изображения и надписи передаёт главную идею фильма — дверь в мир искренней дружбы между десятиклассниками и учителем может открыть только ключ доверия.

Кадр из фильма «Ключ без права передачи».
Кадр из фильма «Ключ без права передачи».

В центре повествования — история ленинградской школы, куда приходит новый директор. Ему предстоит найти общий язык с учениками и педагогами, в частности с учительницей литературы Мариной Максимовной и 10 «Б» классом.

Кадр из фильма «Ключ без права передачи».
Кадр из фильма «Ключ без права передачи».

Взаимоотношения молодой учительницы со старшими коллегами складываются непросто. Главный конфликт разворачивается на фоне различия в понимании педагогического процесса между представителями разных поколений учителей.

Кадр из фильма «Ключ без права передачи».
Кадр из фильма «Ключ без права передачи».

Картина показывает немного идеализированную, но очень живую историю о взаимоотношениях подростков и взрослых. В диалогах персонажей раскрывается главная тема фильма — стремление быть услышанными.

Кадр из фильма «Ключ без права передачи».
Кадр из фильма «Ключ без права передачи».

Вечные проблемы поколений не теряют своей остроты и в наши дни. Поиск себя и своего места в обществе, конфликты с родителями, сложности во взаимоотношениях со сверстниками — эти темы откликаются в сердцах современных семнадцатилетних подростков и их родителей.

Кадр из фильма «Ключ без права передачи». Марина Левтова в роли Юли Баюшкиной, Константин Николаев в роли Алёша Смородини
Кадр из фильма «Ключ без права передачи». Марина Левтова в роли Юли Баюшкиной, Константин Николаев в роли Алёша Смородини

Художественный фильм «Ключ без права передачи» — один из ярких представителей киноискусства СССР 70-х годов, где романтичные образы средневековой эстетики воплощаются в юных длинноволосых девушках, а также в преданных им бесстрашных рыцарях и свободных поэтах.

Фильм покорил сердца многих зрителей и по праву считается культовым. Позвольте представить вам пять самых убедительных причин, которые, на мой взгляд, делают его особенным:

Кадр из фильма «Ключ без права передачи». Андрей Лавриков в роли Андрея Шарова, Елена Цыплакова в роли Тани Косицкой
Кадр из фильма «Ключ без права передачи». Андрей Лавриков в роли Андрея Шарова, Елена Цыплакова в роли Тани Косицкой
...Давайте горевать и плакать откровенно
То вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не нужно придавать значения злословью —
Поскольку грусть всегда соседствует с любовью...

Из стихотворения Булата Окуджавы, написанного для фильма «Ключ без права передачи

1. Фильм о любви

В фильме «Ключ без права передачи» влюблены все. Действиями каждого персонажа , движет любовь: к своему делу, к идее, к детям, к избранникам, к справедливости, к поэзии, к друзьям, к наставничеству.

Кадр из фильма «Ключ без права передачи».
Кадр из фильма «Ключ без права передачи».

Любовь к людям раскрывается как важнейшее качество настоящего педагога, способного изменить жизнь своих учеников. Умение слушать — одно из главных качеств Марины Максимовны. Она создаёт атмосферу доверия, где каждый ученик может поделиться своими переживаниями, сомнениями и мечтами. Её внимание к проблемам подростков, готовность понять их внутренний мир вызывают искреннее уважение и привязанность.

Кадр из фильма «Ключ без права передачи».
Кадр из фильма «Ключ без права передачи».

Юношеская любовь показана в фильме со всей непосредственностью и наивностью первого увлечения. Школьная романтика переплетается с процессом взросления, поиска себя и своего места в мире.

Кадр из фильма «Ключ без права передачи».
Кадр из фильма «Ключ без права передачи».
Кадр из фильма «Ключ без права передачи».
Кадр из фильма «Ключ без права передачи».

Параллельно развивается сюжетная линия взаимоотношений между родителями и детьми-подростками. Родительская любовь выражается не только в заботе о материальном благополучии, но и поиске в душевной близости, понимании и поддержке.

Кадр из фильма «Ключ без права передачи».
Кадр из фильма «Ключ без права передачи».

2. Эстетика 70-х

Фильм погружает зрителя в атмосферу Ленинграда 70-х годов. Сегодня многие вспоминают это время с ностальгией как эпоху стабильности, другие называют этот период не иначе как режим «застоя».

Кадр из фильма «Ключ без права передачи».
Кадр из фильма «Ключ без права передачи».

Режиссёр Динара Асанова создала удивительно достоверную картину повседневной жизни 1970-х годов. Каждая мелочь в кадре работает на создание целостной картины, позволяя зрителю увидеть, как жили, одевались и самовыражались люди того времени.

Кадр из фильма «Ключ без права передачи».
Кадр из фильма «Ключ без права передачи».

Замечательная работа художника фильма Владимира Светозарова создает целостный художественный образ героев и психологическую глубину истории.

Кадр из фильма «Ключ без права передачи».
Кадр из фильма «Ключ без права передачи».

Операторская работа Дмитрия Долинина и Юрия Векслера мастерски передаёт настроение времени. Естественное освещение, сдержанный колорит школьных интерьеров, уютные кадры городских пейзажей создают особую достоверность происходящего на экране.

Кадр из фильма «Ключ без права передачи».
Кадр из фильма «Ключ без права передачи».

Зимний Ленинград становится холодной декорацией драматических событий. Умиротворенные загородные виды контрастируют с психологическим состоянием героев, их внутренними конфликтами и тревожными душевными состояниями.

Кадр из фильма «Ключ без права передачи».
Кадр из фильма «Ключ без права передачи».

3.Поэтическая атмосфера

Лейтмотивом картины становится проникновенная песня на стихи Булата Окуджавы, которая отражает главную идею фильма:

Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не стоит опасаться…

Эти строки становятся своеобразным девизом 10 «Б» класса.

Кадр из фильма «Ключ без права передачи». У дома Пушкина на Мойке.
Кадр из фильма «Ключ без права передачи». У дома Пушкина на Мойке.

Одной из самых пронзительных сцен фильма становится поэтическая встреча в день 139-й годовщины со дня гибели поэта у дома Пушкина на Мойке. Первоначально в сценарии этого эпизода ее было, он был добавлен в фильм по инициативе режиссёра Динары Асановой. Благодаря этому чтение стихов в авторском исполнении Б.Окуджавы, Д. Самойлова, М. Дудина, Б. Ахмадулиной у памятника А. С. Пушкину сохранилось для потомков. Поэзия в фильме выступает как высшее проявление человечности, способное преодолеть любые барьеры и соединить разные поколения.

У дома Пушкина на Мойке Булат Окуджава читает своё стихотворение «Счастливчик»:

Кадр из фильма «Ключ без права передачи». Булат Окуджава читает стихотворение.
Кадр из фильма «Ключ без права передачи». Булат Окуджава читает стихотворение.

Александру Сергеичу хорошо!
Ему прекрасно!
Гудит мельничное колесо,
боль угасла,
баба щурится из избы,
в небе — жаворонки,
только десять минут езды
до ближней ярмарки...

Кадр из фильма «Ключ без права передачи». Поэт Давид Самойлов.
Кадр из фильма «Ключ без права передачи». Поэт Давид Самойлов.

Давид Самойлов читает стихотворение «Болдинская осень»:

...Какая мудрость в каждом сочлененье
Согласной с гласной! Есть ли в том корысть!
И кто придумал это сочиненье!
Какая это радость — перья грызть!
Быть, хоть ненадолго, с собой в согласье
И поражаться своему уму!
Кому б прочесть — Анисье иль Настасье?
Ей-богу, Пушкин, все равно кому!
И за полночь пиши, и спи за полдень,
И будь счастлив, и бормочи во сне!
Благодаренье богу — ты свободен —
В России, в Болдине, в карантине…
Кадр из фильма «Ключ без права передачи». Поэт Михаил Дудин.
Кадр из фильма «Ключ без права передачи». Поэт Михаил Дудин.

Поэт Михаил Дудин «В кругу земных столпотворений…»

В тоске земных столпотворений, в извечной сменности систем.
Живёт недолго добрый гений, себя раздаривая всем.
И в этой беспощадной трате остановить его нельзя.
Он держит целый мир в охвате, по дебрям опыта скользя.
Когда же смерть уводит в небыль его от мировых затей, возможностей.
Слепое небо — обозначается светлей.
Земля становится богаче одной вершиной в этот миг.
Тем паче, что он — для нас её достиг.
Мы знаем это иль не знаем, хотим того иль не хотим,
Но он никем не заменяем и навсегда необходим.
Кадр из фильма «Ключ без права передачи». Белла Ахмадулина читает стихотворение.
Кадр из фильма «Ключ без права передачи». Белла Ахмадулина читает стихотворение.

Белла Ахмадулина выступает со стихотворением «Дачный роман»:

...Я влюблена, она любима,
вот вам сюжета грозный крен.
Ах, я не зря ее ловила
на робком сходстве с Анной Керн!
В час грустных наших посиделок
твержу ему: - Тебя злодей
убил! Ты заново содеян
из жизни, из любви моей!
Коль ты таков - во мглу веков
назад сошлю!
Не отвечает
и думает: - Она стихов
не пишет часом? - и скучает.
Вот так, столетия подряд,
все влюблены мы невпопад,
и странствуют, не совпадая,
два сердца, сирых две ладьи,
ямб ненасытный услаждая
великой горечью любви.
Кадр из фильма «Ключ без права передачи».
Кадр из фильма «Ключ без права передачи».

4. Многогранность образов и тонкий психологизм

Фильм «Ключ без права передачи» — глубокое психологическое исследование взаимоотношений в различных коллективах: в классе, в семье, в учительской. Картина поднимает вечные вопросы педагогики и психологии, актуальность которых не теряется до сих пор.

Кадр из фильма «Ключ без права передачи». Ученики 10 Б записывают на магнитофон ответы на вопросы
Кадр из фильма «Ключ без права передачи». Ученики 10 Б записывают на магнитофон ответы на вопросы

Марина Максимовна предстаёт как натура противоречивая и цельная одновременно. Её идеализм соседствует с максимализмом, а стремление к новаторству с непоколебимой верой в своё призвание. Она живёт своей работой, растворяется в ней, забывая о личной жизни.

Кадр из фильма «Ключ без права передачи». Марина Максимовна в клетке застрявшего лифта.
Кадр из фильма «Ключ без права передачи». Марина Максимовна в клетке застрявшего лифта.

Подростки в фильме — живые, страдающие души, ищущие себя в бурном потоке жизни. Они жаждут признания, стремятся к самостоятельности, конфликтуют с родителями и обществом, пытаясь найти своё место под солнцем.

Кадр из фильма «Ключ без права передачи».
Кадр из фильма «Ключ без права передачи».

Директор школы становится голосом разума в конфликте поколений. Бывший кадровый военный, он поначалу производит впечатление строгого и консервативного руководителя. Офицерская прямота и человеческая мудрость помогают новому директору школы раскрыть истинную суть происходящего. Он учит главному — умению быть снисходительным, понимать других, не теряя при этом профессиональной этики.

Кадр из фильма «Ключ без права передачи».
Кадр из фильма «Ключ без права передачи».

5. Актёрский состав

Блестящая игра актёров в фильме «Ключ без права передачи» заслуживает особого внимания. Талантливой игра молодых актёров в фильме создала достоверный портрет советской школы 70-х годов.

Кадр из фильма «Ключ без права передачи». Сцена чаепития в честь назначения нового директора.
Кадр из фильма «Ключ без права передачи». Сцена чаепития в честь назначения нового директора.

Харизма Елены Прокловой в образе Марины Максимовны помогает создать образ учителя, который одновременно вызывает симпатию и недоумение, понимание и осуждение. Талантливая интерпретация роли молодой учительницы стала одним из ярких достижений актрисы. В её исполнении Марина Максимовна предстаёт перед зрителем как сложный, многогранный персонаж. Благодаря игре Елены Прокловой персонаж Марины Максимовны стал одним из самых запоминающихся образов в советском кинематографе о школе и педагогике.

Кадр из фильма «Ключ без права передачи». Елена Проклова в образе Марины Максимовны.
Кадр из фильма «Ключ без права передачи». Елена Проклова в образе Марины Максимовны.

Кирилл Алексеевич — новый директор школы в исполнении Алексея Петренко предстаёт перед зрителем как человек непростой судьбы и глубоких убеждений.

Кадр из фильма «Ключ без права передачи». Алексей Петренко — директор школы.
Кадр из фильма «Ключ без права передачи». Алексей Петренко — директор школы.

Учитель химии Эмма Павловна — яркий второстепенный персонаж в исполнении Лидии Федосеевой-Шукшиной. Её образ становится важным элементом в раскрытии основного конфликта фильма. Кинокритики отмечали неожиданную глубину этого персонажа, который своей узостью взглядов и неспособностью принять новое провоцирует развитие основного конфликта фильма. Роль Лидии Федосеевой-Шукшиной добавляет картине дополнительную драматургическую напряжённость.

Кадр из фильма «Ключ без права передачи». Лидия Федосеева-Шукшина в роли учительницы химии.
Кадр из фильма «Ключ без права передачи». Лидия Федосеева-Шукшина в роли учительницы химии.

Зиновий Гердт воплотил на экране образ Олега Григорьевича, учителя физики. Гердт обладал редким даром создавать запоминающиеся образы. И в этой маленькой роли теплота и человечность его игры представляет в небольшой роли целое поколение учителей - фронтовиков.

Кадр из фильма «Ключ без права передачи». Зиновий Гердт в роли Олега Григорьевича.
Кадр из фильма «Ключ без права передачи». Зиновий Гердт в роли Олега Григорьевича.

Екатерина Васильева исполняет роль Клавдии Петровны — матери ученицы Юли Баюшкиной. Её персонаж становится важным участником основного конфликта фильма.

Кадр из фильма «Ключ без права передачи». Екатерина Васильева в роли Клавдии Петровны, Олег Хроменков в роли отца Юльки.
Кадр из фильма «Ключ без права передачи». Екатерина Васильева в роли Клавдии Петровны, Олег Хроменков в роли отца Юльки.

Каждый персонаж, будь то учитель, ученик или второстепенный герой, становится в фильме «Ключ без права передачи» живым, узнаваемым человеком.

Приятного просмотра!