Так как я люблю путешествовать по России, умные ленты соцсетей часто предлагают мне красивые виды нашей страны. Однажды попался клип с великолепным пейзажем: река, скалы и леса. Заинтересовалась: где эта красота? Оказалось – река Вишера (ударение на первый слог). Эта картинка засела у меня в голове – закрываю глаза и вижу её. Так алгоритм соцсети предопределил направление моего отпуска – Северный Урал.
Далее – поиск турагентства. И тут я столкнулась с проблемой. Турагентств, которые бы предлагали интересный маршрут по Пермскому краю с хорошим уровнем сервиса, немного. В основном предлагают короткие туры с ночевкой в палатке. Но ехать в такую даль на одну ночь совсем не хотелось. Наконец нашла достойный вариант.
И вот август, отпуск… Мчим с детьми в Пермь. Выбрали на этот раз поезд. От Москвы дорога заняла ровно сутки. Беседы с попутчиками, чай в традиционном стакане с подстаканником, кроссворды… Время пролетело незаметно.
Нам повезло, Пермь встретила хорошей погодой. Первые числа августа выдались солнечными, но не жаркими. +23 без дождей – очень комфортная погода для покорения вершин, сплавов и прогулок. О самом городе расскажу в другой статье, а пока – о нашей экспедиции. Группа состояла из 6 человек, плюс гид, который выполнял роль проводника, водителя, рассказчика и даже местами фотографа. Из точки в точку мы добирались на комфортабельном автобусе.
Стартовали в Перми. А через час мы уже гуляли по Хохловке (ударение на первый слог) – архитектурно-этнографическому музею под открытым небом. Еще Хохловку называют музеем деревянного зодчества Урала. Я бы назвала это место деревней-заповедником. Здесь есть и крестьянские избы с хозяйственными постройками, и церкви, и мельница, и сторожевая башня, и даже пожарное депо. А еще – промысловые охотничьи постройки и солеваренный завод. И всё это настоящее.
Постройки свозили из разных уголков Пермского края. Разбирали по брёвнышку, а потом собирали здесь. Если где-то доски испортились, заменяли на новые. Избы оригинальные, с печью (между прочим топили дома по-черному, а окнами служили маленькие дыры, чтобы сохранить тепло).
Каждая изба носит название по фамилии хозяина. Например, изба Кудымова, изба Светлакова, усадьба Баяндиных-Боталовых и т.д.
Мы зашли в гости к Кудымову. Посмотрели двор. Узнали, что дом его построен по традиции коми-пермяков с кровлей самцовой конструкции (это когда длина брёвен во фронтоне постепенно с каждым рядом уменьшается) и курицами (курицей называли обтёсанное с корнем дерево, которое поддерживало водосточный желоб - потоки).
А вот хозпостройки (амбар, ледник, баня) восстановили по эскизам. Но и новоделы дают прекрасное представление о жизни того времени.
Низкие потолки, маленькие двери, пройти через которые можно только согнувшись до земли. Изучая баню, мы узнали от гида занимательную легенду о баннике, языческом духе, который мог подменить ребенка. У коми-пермяков было поверье, что если банника обидеть, то он человеческое дитя заберет, а подсунет своего. Подменыша можно было опознать по кожным заболеваниям. Мы, конечно, посмеялись. А кто-то заметил: сейчас почти у каждого аллергия, дерматит – все подменыши.
Для пущего антуража рядом с усадьбами сотрудники музея уложили сено. Избы наполнили утварью, разными вещами. И теперь, попадая в безлюдную деревню коми-пермяков, у туристов складывается впечатление, что жители покинули деревню, оставив всё на местах: клубки ниток на подоконнике, платья на открытом сундуке, рога-соски на детской люльке, чаши на столах.
Кстати, среди посуды обращает на себя внимание солонка. Большая такая, в виде утки (эту птицу коми-пермяков особо почитали). Это говорит о том, что соль в этом доме не была дефицитом.
Да, соль – главное достояние Пермского края. Её добывали здесь еще до того, как эти земли присоединили к Москве. Солеварение было трудоёмким занятием: рассол добывали из скважин, отстаивали его, потом варили, сушили, ссыпали в мешки и хранили в амбаре. Когда открывалась навигация, соль на баржах перевозили в Нижний Новгород. Грузчики носили мешки с солью, она высыпалась, попадая им на шею и уши. Уши от соли, пота и жары распухали и краснели. На нижегородской ярмарке соляного грузчика по этому признаку сразу можно было опознать. Ему даже прозвище дали – пермяк солёные уши. Разве могли тогда мужики подумать, что спустя пару веков их уши станут брендом, визитной карточкой края, идеей для арт-объекта.
Про солеварение нам рассказал гид, когда мы осматривали соляной промышленный комплекс, который привезли в Хохловку из Соликамска. Располагается он в живописном месте на берегу Камы. Состоит ансамбль из рассолоподъёмной башни, соляного ларя, где рассол отстаивался, варницы и амбара, в котором сейчас выставочный зал с образцами наличников.
Одни соль добывали, а вторые на ней наживались. Сколько соляных богачей появилось в те времена. Именно с солью связана история рода Строгановых. Среди русской знати даже поговорка ходила: «богатей не богатей, а всё равно богаче Строгановых не будешь». После соли они переключились на железорудное дело. Предприимчивые были люди, хваткие. И не только как промышленники, но и как политики – всегда помогали царям-императорам, за что получали земли, расположение и всякие вольности. И крестьян не обижали. В общем благородное семейство. После экскурсии прям захотелось почитать об этой семье и узнать её историю поподробнее.
Но вернёмся к крестьянам и нашей деревне. Не только солью промышляли местные жители. Немаловажным занятием была охота. Уходили в лес зимой за добычей на несколько месяцев. Мы посмотрели, как выглядели охотничья избушка, лабаз для хранения продуктов и очаг-«нодья» с навесом – место, где охотник мог переночевать.
Среди экспонатов – ветряная мельница с подвижной крышей. Это так называемая шатровая мельница. Благодаря крутящейся крыше и базовым знаниям физики мельник ловил ветер. А благодаря суевериям и страхам в народе считался колдуном.
Недалеко от мельницы – гумно. Увидев его, сразу вспомнила картину Венецианова «Молотильный амбар».
Ну и какое село без церкви. В Хохловке их две. Богородицкая церковь самая старая. Построили церковь еще во времена Петра I, а в Хохловку перенесли в 1970-х. Раньше она стояла на месте, куда якобы по реке приплыла икона Богородицы.
Другая церковь – Преображения была срублена в 1702 году. Обе церкви закрыты, внутри ничего нет. Но когда любуешься ими снаружи, рассматриваешь все детали и узоры, цвет дерева, словно переносишься в прошлое.
Мы посещали Хохловку утром в пятницу. Туристов немного, поэтому у нас была возможность спокойно погулять по территории, рассмотреть все экспонаты, заглянуть во все дома, включить воображение, окунуться в мир коми-пермяков и, конечно, пофоткаться.
Уезжая, заглянули в сувенирную лавку. Магнитики я не люблю, всегда ищу что-то оригинальное. И такое попалось – настольная игра Ерундопель крестьянского быта и национальный костюм за 19 тыс рублей. Ничего не купила, но взяла на заметку.
Культурная часть тура закончилась. Дальше нас ждали красивая природа и спорт. Продолжение следует....